0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность за нарушение закона о защите конкуренции

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства: основания и виды

См. также Письмо ФАС России от 01.12.2017 N СП/84318/17 «О системе мер по участию ФАС России и ее территориальных органов в качестве третьих лиц в судах по частным искам о взыскании убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства»

Понятие ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Ст. 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за нарушение антимонопольного законодательства.

Субъекты ответстственности за нарушение антимонопольного законодательства:

    1. должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
    2. должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также
    3. должностные лица государственных внебюджетных фондов;
    4. коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица;
    5. физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Основание ответственности:

    • нарушение антимонопольного законодательства.

Привлечение к ответственности лиц, указанных выше, не освобождает их от обязанности

    1. исполнять решения и предписания антимонопольного органа,
    2. представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо
    3. осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками , в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

Виды юридической ответственности за нарушения антимонопольного законодательства

    1. гражданско-правовая;
    2. административная;
    3. уголовная;
    4. дисциплинарная.

Гражданско-правовая ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

Нарушение физическими или юридическими лицами антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Лица, права и интересы которых нарушены, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной информации.

Возмещение вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических и юридических лиц, регулируется главой 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда».

Ст. 1095 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.

Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

В случае нарушения антимонопольного законодательства ФАС РФ либо его территориальные органы вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с законодательством. Исходя из существа административных правонарушений, совершаемых в области антимонопольного законодательства, их можно разделить на две категории:

1) допущенные при осуществлении субъектами правонарушений своей профессиональной деятельности:

    • злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31, 14.31.1, 14.31.2),
    • заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, осуществление согласованных действий, координация экономической деятельности (ст. 14.32), а также
    • недобросовестная конкуренция (ст. 14.33).

2) допущенные при взаимодействии хозяйствующих субъектов с антимонопольными органами:

    • невыполнение в срок законного предписания антимонопольного органа (ст. 19.5);
    • непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений) и сведений (информации) в антимонопольный орган в установленный срок (ст. 19.8).

Уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 УК РФ («Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»).

В соответствии с данной статьей недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере , —

    • штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
    • принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо
    • лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — 250 миллионов рублей.

Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 миллионов рублей, а особо крупным ущербом — 30 миллионов рублей.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности , если оно

    1. первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении,
    2. способствовало раскрытию этого преступления,
    3. возместило ущерб или
    4. иным образом загладило вред, причиненный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и
    5. если в его действиях не содержится иного состава преступления.

До 08.03.2015 прим. 4 к ст. 178 УК РФ неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признавалось совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более 2 раз в течение 3 лет , за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности, однако в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 45-ФЗ этот пункт отсутствует, что вводит для бизнеса более строгие ограничения, несмотря на декларируемую правительством поддержку предпринимательства.

Привлечение к ответственности данных лиц, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять другие предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Ответственность за нарушение закона о защите конкуренции

Согласно ст. 37 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности лиц, указанных выше, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Согласно положениям ст. 38 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Согласно ст. 14.3.КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Примечание. Для целей применения настоящей главы под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Примечание. Лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, отказавшееся от участия или дальнейшего участия в таком соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления таких согласованных действий и предоставившее имеющиеся у него сведения (информацию) в целях установления факта такого соглашения или таких согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное данной статьей.

Читать еще:  Ответственность за перевозку пассажиров без лицензии

Согласно ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 данной статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ч.2 ст. 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Согласно ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Согласно ч.3 ст. 14.6 КоАП РФ ответственность за нарушение данной статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Согласно ч.1 ст.14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ст. 14.9 КоАП РФ действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, то есть недопущение на местные рынки товаров из других регионов Российской Федерации либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы Российской Федерации, — влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно ч. 2.1. ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной помощи законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восемнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ч. 2.2. ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ч. 2.3. ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам) или выданного при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ч. 2.4. ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ч. 2.5. ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении недобросовестной конкуренции -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно ч. 2.6. ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 — 2.5 данной статьи, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 19.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля.

Также за нарушение антимонопольного законодательства, предусмотрена уголовная ответственность. Согласно ч.1 ст. 178 УК РФ недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Согласно ч.2 данной статьи те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. Согласно ч. 3 данной статьи, деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, либо организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Примечание. Крупным ущербом в данной статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Читать еще:  Оформление приказа о дисциплинарном взыскании

Уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

Наиболее опасные формы антиконкурентных действий хозяйствующих субъектов влекут уголовную ответственность.

Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции предусмотрена ст. 178 УК РФ.

Объективной стороной рассматриваемого преступления являются действия (бездействие) по недопущению, ограничению или устранению конкуренции, совершенные путем заключения хозяйствующими субъектами — конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) либо неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, в ограничении доступа на рынок.

Таким образом, уголовная ответственность может наступать за два вида антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов:

  • 1) за картель, т. е. за соглашение хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к одному из последствий, предусмотренных ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • 2) неоднократное злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Согласно ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 178 УК РФ, отнесено к компетенции следователей органов внутренних дел.

В силу ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ следователь органа внутренних дел при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 этого Кодекса, уполномочен возбуждать уголовное дело путем вынесения соответствующего постановления.

По ст. 140 к поводам для возбуждения уголовного дела относятся:

  • 1) заявление о преступлении;
  • 2) явка с повинной;
  • 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Учитывая, что факт нарушения антимонопольного законодательства устанавливается комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном гл. 9 Федерального закона «О защите конкуренции», в настоящее время в Правительстве РФ рассматриваются поправки, согласно которым дела о преступлениях, предусмотренных ст. 178 УК РФ, могут быть возбуждены только на основании материалов, направляемых антимонопольными органами в соответствии с антимонопольным законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Нормы ст. 178 УК РФ являются бланкетными, т. е. отсылающими к отраслевому законодательству, в котором раскрывается содержание признаков соответствующего состава преступления.

В данном случае содержание состава преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, раскрывается в Федеральном законе «О защите конкуренции», который устанавливает запрет на картели и определяет, что является картелем, а также доминирующим положением и в каких формах возможно злоупотребление таким положением.

Учитывая бланкетный (отсылочный) характер норм ст. 178 УК РФ, ее конструкция не предполагает полного раскрытия всех элементов состава, содержащихся в антимонопольном законодательстве, в статье Уголовного кодекса РФ. Подобным образом сформулировано большинство статей Уголовного кодекса РФ.

Это означает, что для квалификации деяния, предусмотренного ст. 178 УК РФ, необходимо установить все элементы картеля или соответствующей формы злоупотребления доминирующим положением, предусмотренные Федеральным законом «О защите конкуренции».

Применительно к картелю к числу таких элементов относятся: во-первых, определение географических и продуктовых границ товарного рынка по правилам, предусмотренным антимонопольным законодательством (в противном случае невозможно установить факт продажи участниками соглашения товара на одном товарном рынке); во-вторых, установление конкурентных отношений между производителями или продавцами товара; в-третьих, наличие соглашения, приводящего к установлению (поддержанию) цен, разделу товарного рынка, сокращению производства товара или бойкоту отдельных покупателей. Указанные последствия соглашений конкурентов в силу ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» признаются ограничивающими и устраняющими конкуренцию и, безусловно, запрещаются. Соглашения конкурентов, приводящие к другим последствиям, не образуют состава преступления, а влекут при угрозе (возможности) ограничения конкуренции ответственность в административном порядке. Кроме того, четвертым обязательным условием (признаком) состава уголовно наказуемого картеля является наличие последствий в виде ущерба гражданам, организациям или государству в размере не менее 1 млн руб. либо извлечения дохода в размере не менее 5 млн руб.

Те же положения относятся и к привлечению к уголовной ответственности за неоднократное злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо:

  • 1) на основе анализа товарного рынка, проведенного в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, установить доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
  • 2) решением комиссии антимонопольного органа, вынесенным в соответствии с положениями гл. 9 Федерального закона «О защите конкуренции», установить факт злоупотребления доминирующим хозяйствующим субъектом путем монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованного отказа или уклонения от заключения договора, ограничения доступа на рынок (п. 1, 3, 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»);
  • 3) решением антимонопольного органа установить факт причинения в результате указанного злоупотребления доминирующим положением ущерба гражданам, организациям или государству в размере не менее 1 млн руб. либо извлечения дохода в размере не менее 5 млн руб.;
  • 4) установить, что злоупотребление доминирующим положением является четвертым в течение последних трех лет из числа тех злоупотреблений, которые полностью отвечают требованиям указанных выше пунктов.

Согласно п. 4 примечания 4 к ст. 178 УК РФ неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности.

При решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности за неоднократное злоупотребление доминирующим положением учитываются только те административные правонарушения, совершенные этим лицом, которые содержат все существенные признаки деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 178 УК РФ.

Учет повторности административных правонарушений осуществляется ФАС России, которая на основании п. 8 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции» ведет реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Порядок формирования и ведения данного реестра лиц определен постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2020 г. № 378.

В реестр включаются должностные лица хозяйствующих субъектов, привлеченные к административной ответственности по ст. 14.31 или 14.31 1 КоАП РФ, если их действия выразились в злоупотреблении доминирующим положением в форме:

  • — установления и (или) поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
  • — необоснованного отказа или уклонения от заключения договора;
  • — ограничения доступа на товарный рынок.

Поскольку состав ст. 178 УК РФ является материальным, включению в реестр подлежат только те административные правонарушения, совершенные в указанных формах, в результате которых причинен ущерб в размере более 1 млн руб. либо извлечен доход в размере более 5 млн руб.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 178 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Согласно ч. 1 ст. 178 УК РФ данное преступление наказывается штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

Части 2 и 3 ст. 178 УК РФ содержат квалифицированные составы преступлений, связанных с недопущением, ограничением или устранением конкуренции, которые относятся к категории тяжких преступлений.

Часть 2 ст. 178 предусматривает квалифицированные составы указанного деяния:

  • 1) совершенного лицом с использованием своего служебного положения;
  • 2) сопряженного с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогательства;
  • 3) причинившего особо крупный ущерб либо повлекшего извлечение дохода в особо крупном размере.

Совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения требует обязательного установления специального субъекта преступления — как правило, должностного лица, которое использовало для совершения преступления свое служебное положение. К числу таких лиц могут относиться лица, осуществляющие функции руководителя организации, а также иные лица, выполняющие в организации управленческие функции.

Под уничтожением имущества принято понимать последствия в виде утраты таким имуществом своих потребительских свойств, отвечающих основному назначению данного имущества, при которой восстановление данных потребительских свойств невозможно или требует затрат, равных или превышающих стоимость имущества.

Повреждением имущества в уголовно-правовой науке считают последствия в виде частичной утраты таким имуществом потребительских свойств, восстановление которых повлечет затраты меньшие, чем стоимость самого имущества.

В качестве угрозы уничтожения или повреждения имущества в науке рассматривают запугивание тем, что имущество будет повреждено или уничтожено 1 .

Третий признак квалифицированного состава преступления характеризуется последствием в виде особо крупного ущерба либо в виде извлечения дохода в особо крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 178 УК РФ доходом в особо крупным размере считается доход, сумма которого превышает 25 млн руб. Одновременно согласно примечанию 2 к ст. 178 особо крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 3 млн руб.

Указанные квалифицированные составы преступлений наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо без такового.

Читать еще:  Порядок снятия дисциплинарного взыскания

Особо квалифицированный состав закреплен в ч. 3 ст. 178 УК РФ. Указанная часть устанавливает уголовную ответственность за преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 178, если они совершены с применением насилия или угрозой применения насилия.

В уголовно-правовой науке под насилием понимают общественно опасное противоправное физическое воздействие на организм другого человека, осуществленное против его воли. Под угрозой насилием понимается устрашение обещанием или демонстрацией возможности применить физическое насилие [1] [2] .

Указанный особо квалифицированный состав преступления наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

В целях содействия раскрытию преступлений, связанных с недопущением, ограничением или устранением конкуренции, уголовное законодательство предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших выявлению таких преступлений.

Так, согласно примечанию 3 к ст. 178 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате действий, предусмотренных данной статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Следует отметить, что освобождение от ответственности (так называемая программа освобождения от ответственности) используется антимонопольными органами многих государств для раскрытия и пресечения особо опасных антимонопольных правонарушений (картелей).

Контрольные вопросы

  • 1. Дайте определение понятия юридической ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 2. Раскройте основания гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 3. Каков порядок определения убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства?
  • 4. Какие антимонопольные правонарушения влекут административную ответственность?
  • 5. Раскройте особенности расчета «оборотных» штрафов, налагаемых на юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 6. Определите случаи уголовной ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
  • 7. В каких случаях лицо, совершившее административное или уголовное нарушение антимонопольного законодательства, подлежит освобождению от ответственности?
  • [1] См.: Уголовное право: Особенная часть / под ред. Л. Д. Гаухмана и С. В. Максимова. М., 2005. С. 186-196.
  • [2] Там же. С. 85, 86.

Чем грозит нарушение антимонопольного законодательства?

Некрасова Евгения Анатольевна

Многие предприниматели в своей деятельности опираются на всем известный принцип «разрешено все, что напрямую не запрещено законом». Стоит отметить, что данная позиция является в корне неправильной. В частности, понимание этого приходит к закрытию монопольных структур после того, как ФАС выявит нарушения в их деятельности. В данной теме будет рассмотрен вопрос выявления нарушений антимонопольной деятельности и виды наказания, которые используются контролирующим органом.

Обязательны ли к исполнению предписания ФАС

Последнее входит в перечень обязательных задач государственного органа. Именно с этой целью хозяйственным субъектам и выдаются разного рода предписания, которые обязательны к исполнению.

Следует понимать, что в случае отказа от исполнения, государственная структура применит наказание, согласно законодательным нормам. При этом может наступить гражданская, административная и даже уголовная ответственность. Все зависит от ситуации. При этом назначенное наказание не отменяет того факта, что выданное ранее предписание должно быть исполнено.

Виды нарушений и нарушителей в антимонопольном законодательстве

Фактически, виды нарушений могут быть самыми разными. Контролирующий орган рассматривает каждую ситуацию в отдельности, исходя из конкретного случая. Однако к неправомерным действиям может быть причислено следующее:

  • Установление на товар или группу товаров завышенной или заниженной цены;
  • Изъятие товара с прилавков с целью создания искусственного дефицита;
  • При заключении сделки с контрагентами воспользоваться своим монопольным положением для создания заведомо невыгодных условий или заставить контрагента приобрести товар или услуги, которые не были ему нужны;
  • Сокращение количества изготавливаемого товара в период его повышенного спроса с целью увеличения цен на данный продукт;
  • Отказ от заключения соглашения с конкретными клиентами при наличии всех условий;
  • Установление разных цен на одни и те же услуги. Подобными действиями часто грешат компании, занимающие доминирующее положение;
  • Использование так называемых «заградительных» тарифов. Это когда финансовая структура устанавливает завышенные цены на выполнение каких либо операций;
  • Намеренное создание препятствий для других субъектов, которые только входят на рынок.

Это далеко не весь список нарушений, который может выявить при проверке ФАС. Что же касается видов нарушителей, то к ним могут относиться любые хозяйственные субъекты, работающие в экономической и финансовой сфере и осуществляющие монопольную деятельность.

Как разбираются дела, связанные с нарушениями

Если ФАС обнаружит хоть какое-то нарушение, которое противоречит нормам антимонопольного законодательства, субъекту будет выписано соответствующее предписание для устранения недостатков. Данные предписания являются обязательными для исполнения:

  • Субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
  • Отдельными должностными лицами;
  • Некоммерческими предприятиями;
  • Органами исполнительной власти России;
  • Частными гражданами.

Как уже говорилось, в том случае, если лицо или организация отказались от исполнения выданного предписания, государственная структура будет уже рассматривать вопрос о привлечении к ответственности.

Виды ответственности, к которым может привлечь ФАС

Существенное наказание предусматривается только в тех случаях, когда субъект экономической деятельности, имеющий доминирующее положение, явно злоупотребляет своими возможностями для получения материальной выгоды. В определенных случаях наказание может носить коллективный характер, если имеет место быть явный сговор с целью получения финансовой выгоды.

Соотношение уголовных и антимонопольных норм.

Законодательство предусматривает три основных вида ответственности:

  1. Гражданско-правовая;
  2. Административная;
  3. Уголовная.

Применение гражданско-правовой ответственности

Отличительной чертой подобной меры воздействия является установление определенной компенсационной выплаты пострадавшему лицу. При этом личность виновного лица в данном случае не рассматривается. Вопрос касается только ответственности одного участника гражданского оборота перед другим. При этом она может быть двух типов, договорная или внедоговорная.

При этом, в первом случае необходим явный момент нарушения заключенного соглашения. При внедоговорной, компенсация выплачивается третьим лицам, которые не были непосредственными участниками заключенного соглашения, но пострадали в результате нарушения законодательных норм.

Виновными могут быть признаны только одна сторона или конкретное лицо, например, индивидуальный предприниматель. Может быть и групповая ответственность, примененная к нескольким субъектам, действующим по предварительной договоренности.

Чаще всего в данном случае наказание предусматривается в виде штрафных санкций в пользу государства, выплате компенсации и передачи прибыли, полученной незаконными действиями, в пользу казны страны.

Административная ответственность

Данный тип ответственности устанавливается статьями КоАП РФ. Что в них прописывается:

  1. Согласно статье 14.9, действия или бездействие, повлекшие ограничения конкуренции, наказываются штрафными санкциями в размере 30 тысяч рублей. Повторное нарушение грозит штрафом в 50 тыс. руб., дополнительно выносится запрет на деятельность сроком на 3 года. При этом данная норма может применяться и к представителям органов государственной структуры;
  2. Совершение антимонопольного нарушения грозит субъекту штрафом в размере 300 тысяч рублей, при этом на руководящий состав накладывается отдельное взыскание в размере от 15 до 20 тысяч. Данная норма прописана в статье 14.31. Указанные формы наказания применяются только к тем, кто нарушит законодательные требования в первый раз, повторение содеянного влечет более жесткую ответственность;
  3. Коллективное нарушение антимонопольного законодательства прописывается в статье 14.32. В данном случае наказание представляется в виде санкции в размере 15 процентов от незаконно полученной выручки;
  4. В статье 19.5 описаны виды наказаний за намеренное неисполнение выставленных требований контролирующим государственным органом;
  5. Статья 19.8 регулирует вопросы, связанные с не вовремя предоставленными отчетами, затребованными контролирующими органами, документами. Наказание в данном случае будет соразмерно вине.

Виды ответственности за нарушения.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольных норм может наступить только в том случае, если размер причиненного ущерба является существенными. В данном случае это может быть недопущение или уничтожение конкуренции конкретным субъектом или несколькими по предварительному сговору.

Можно ли обжаловать решение ФАС

Контрольный орган проводит свою деятельность, выявляет нарушения и выписывает соответствующее наказание, в зависимости от степени вины. Если субъект согласен с решением, ему остается только заплатить штраф и работать дальше, стараясь больше не нарушать закон.

Механизм возмещения убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства:

Однако виновное лицо может иметь собственное мнение по данному вопросу и не согласиться с решением государственной структуры. В таком случае пишется возражение по фактам, изложенным в решении ФАС. Также вынесенное решение может быть обжаловано в рамках судебного Арбитражного разбирательства.

При этом, если субъект направляет заявление на обжалование решения ФАС, ему следует учитывать определенные обстоятельства, которые могут принести положительный результат. К ним относятся:

  • Ранее вынесенное контрольным огранном предписание должно быть исполнено точно и в срок, при этом фактического нарушения не последовало;
  • Выявленное ФАС нарушение должно носить формальный характер и никак не влиять на положение равновесия рынка;
  • Отсутствует вред, причиненный третьим лицам;
  • Размер штрафа не соответствует степени вины;
  • Нарушение произошло в первый раз.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×