0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в рб

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Одним из правовых средств антимонопольного регулирования является привлечение к ответственности нарушителей антимонопольного законодательства.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства:

– за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных решений (предписаний) антимонопольного органа по решению суда с виновных хозяйствующих субъектов взыскивается штраф в размере до 10 % дохода за год, предшествующий совершению правонарушения.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17апреля 2006 г. № 60 утверждена Инструкция
о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства, которая устанавливает порядок и сроки их применения.

Основными мерами антимонопольного органа, направленными на устранение нарушений антимонопольного законодательства, являются:

1) вынесение предписаний о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате;

2) составление протоколов об административных правонарушениях;

3) принятие в пределах своей компетенции иных мер (направление писем-предупреждений).

Основанием для применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства, являются выявленные и установленные факты нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами в ходе плановых проверок антимонопольного органа, а также на основании заявлений хозяйствующих субъектов и других заинтересованных лиц.

Антимонопольный орган обязан в соответствии с законодательством сохранять в тайне полученные сведения, относимые к информации, составляющей государственные секреты, иной информации, охраняемой в соответствии с законодательством, в том числе составляющей коммерческую или служебную тайну хозяйствующего субъекта, которые не подлежат разглашению.

Коммерческую тайну организаций и предпринимателей не могут составлять:

· документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (к ним относятся регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

· сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

· документы о платежеспособности;

· сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

· документы об уплате налогов и обязательных платежей;

· сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;

· сведения об участии должностных лиц в организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Если хозяйствующий субъект, в отношении которого подано заявление, в период рассмотрения принял меры по прекращению противоправных действий и устранению их последствий, он в письменном виде информирует заявителя и антимонопольный орган
с приложением копий документов, подтверждающих прекращение
и устранение противоправных действий.

Основными нарушениями антимонопольного законодательства признаются следующие действия(бездействие):

– вступление в объединения или их создание, заключение и осуществление в любой форме соглашений между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если последствия этих действий устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию;

– деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно
с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей;

– создание, реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций, преобразование государственных органов и хозяйствующих субъектов, совершение сделок с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъектам и (или) выпущенными ими, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов без получения согласия департамента (управлений ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома);

– не предоставление заявления физическим лицом в случае его вхождения (избрания, назначения) в уставные (руководящие) органы двух и более хозяйствующих субъектов, внесенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в сроки, установленные антимонопольным законодательством;

– полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения государственного органа с другим государственным органом либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан;

– принятие актов, заключение соглашений, совершение иных действий государственными органами, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.

Неправомерные действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов:

– незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;

Читать еще:  Ответственность работников за невыполнение требований охраны труда

– введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;

– незаконное копирование внешнего вида товаров другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей обусловлено исключительно их техническим применением;

– введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами.

Неправомерные утвержденияпри осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента:

– распространение хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации (в том числе и электронных), рекламных и иных изданиях ложных, недостоверных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;

– распространение хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров.

Неправомерные указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе путем некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента, распространения сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки.

Неправомерные действия, противоречащие требованиям законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности:

– призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, распространение ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;

– действия, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;

– действия, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу.

Неисполнение руководителямисубъектов естественных монополий в срок решения органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий; совершение сделок руководителями субъектов естественных монополий без получения согласия органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий; непредставление отчета о деятельности по форме и в сроки, установленные этим органом.

Непредставление руководителями субъектов естественных монополий, руководителями юридических лиц, не являющихся субъектами естественных монополий, иными физическими лицами органу регулирования деятельности субъектов естественных монополий уведомления о совершении сделок с акциями (долями в уставных фондах) субъектов естественных монополий в случаях, когда представление такого уведомления обязательно в соответствии с законодательством о естественных монополиях.

Непредставление должностными лицами государственных органов, руководителями юридических лиц, не являющихся субъектами естественных монополий в срок по требованию органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий документов или иной информации, необходимых для осуществления его деятельности, либо представление заведомо недостоверных сведений.

Совершение действий, которые приводят или могут привести к невозможности производства (реализации) товаров в условиях естественных монополий или к замене их другими товарами; отказ от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров в условиях естественных монополий при наличии у них возможности произвести (реализовать) такие товары; взимание за произведенные (реализуемые) товары платы, превышающей размер, установленный органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий; навязывание потребителям условий доступа к товарам, произведенным (реализуемым) в условиях естественных монополий, кроме случаев, установленных законодательными актами.

В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания департамента (управления ценовой политики облисполкомов, Минского горисполкома) наступает ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Требования антимонопольного законодательства обязательны к исполнению. В случае нарушения антимонопольного законодательства организации, должностные лица, граждане, предприниматели обязаны в соответствии
с предписаниями антимонопольного органа прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор и внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, отменить акт, не соответствующий законодательству, перечислить в бюджет прибыль, полученную в результате нарушения, осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения.

Виновные лица могут быть привлечены к гражданско-правовой, административно-правовой либо уголовной ответственности.

Виновные, привлеченные судом к гражданско-правовой ответственности обязаны возместить причиненный вред, в том числе и не полученную выгоду, моральный вред, причиненный деловой репутации субъекта хозяйствования.

Читать еще:  Приказ дисциплинарное взыскание за неисполнение должностных обязанностей

При привлечении к административно-правовой ответственности за уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо предоставление заведомо ложной информации может быть наложено взыскание в виде штрафа (ст. 11.24 КоАП РБ).

Заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность – влечет наложение штрафа или лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 11.25 КоАП РБ).

Уголовный кодекс Республики Беларусь определяет меру уголовной ответственности за общественно опасные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство (ст. ст. 244–249). За уклонение от исполнения предписаний антимонопольных органов, совершение в течение одного года со дня наложения административного взыскания за аналогичное нарушение влечет наказание в виде штрафа либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо ареста, либо ограничения свободы, либо лишение свободы.

Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства усиливается в Беларуси

В целях усиления государственного антимонопольного регулирования и контроля, дальнейшей стабилизации ценовой ситуации в республике Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 27 февраля подписал Указ № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». Об этом сообщили в пресс-службе белорусского лидера.

Для оперативного выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании руководителям Департамента ценовой политики Министерства экономики, областных (Минского городского) исполнительных комитетов предоставлено право назначать внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями указанного законодательства независимо от наличия оснований, предусмотренных законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности.

Проведение внеплановых проверок позволит оперативно выявлять и пресекать случаи несоблюдения законодательства, в том числе факты ценовых сговоров субъектов, нарушения запретов и (или) ограничений в отношении реализации товаров (работ, услуг), установленных государственными органами управления в отдельных административно-территориальных единицах Беларуси.

Указом предусмотрено усиление административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

Это обусловлено тем, что предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях меры ответственности и размеры штрафов на сегодняшний день уже не являются действенным механизмом по недопущению и устранению нарушений антимонопольного законодательства.

Кроме того, этот Кодекс не содержит мер прямой ответственности за злоупотребление субъектами хозяйствования своим доминирующим положением на товарных рынках, за антиконкурентные действия должностных лиц органов управления. Он не охватывает всех форм недобросовестной конкуренции, признаваемых в установленном порядке неправомерными, не предусматривает ответственности юридических лиц за нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с этим Указом введена ответственность за совершение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, деяния, являющегося в соответствии с антимонопольным законодательством злоупотреблением таким положением.

Также введена ответственность за уклонение должностного лица государственного органа, иной государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностного лица другого юридического лица от исполнения не только предписаний, но и иных законных требований антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации.

Кроме того, устанавливается ответственность за совершение действий, являющихся в соответствии с антимонопольным законодательством недобросовестной конкуренцией, а также за заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно за договоренность осуществлять, или осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию.

В соответствии с Указом совершение таких деяний влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от двадцати до ста базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от ста до двухсот базовых величин, на юридическое лицо – до 10 % суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее пятисот базовых величин (четырехсот базовых величин – при осуществлении недобросовестной конкуренции).

Предусмотренные Указом меры станут дополнительным механизмом в комплексном решении вопросов необоснованного роста цен на товары (работы, услуги), реализуемые на внутреннем рынке.

Указ вступает в силу после его официального опубликования.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в рб

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2020 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» антимонопольный орган рассматривает обращения (предложения, заявления, жалобы) хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам:

– о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе в части осуществления недобросовестной конкуренции;

– о соответствии соглашений и других действий хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству.

Читать еще:  Реализация самогона ответственность

Основными формами нарушения антимонопольного законодательства являются:

  1. злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
  2. соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;
  3. ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения и согласованные действия государственных органов с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических и физических лиц;
  4. недобросовестная конкуренция.

Факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства устанавливается антимонопольным органом на основании:

  • документов и (или) сведений, поступающих из государственных органов и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  • обращений (предложений, заявлений, жалоб) хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, содержащих сведения, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  • сведений, полученных в рамках осуществления антимонопольным органом установленных законодательством полномочий и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  • сведений, полученных из сообщений в средствах массовой информации и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  • документов и (или) сведений, полученных в результате проведенной антимонопольным органом в установленном законодательством порядке проверки и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Порядок установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства установлен Инструкцией о порядке установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 25 ноября 2020 г. №42.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2020 г. №114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля» и Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства усиливается

В целях усиления государственного антимонопольного регулирования и контроля, дальнейшей стабилизации ценовой ситуации в республике Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 февраля подписал указ №114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в пресс-службе белорусского лидера.

Для оперативного выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании руководителям Департамента ценовой политики Министерства экономики, областных (Минского городского) исполнительных комитетов предоставлено право назначать внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями указанного законодательства независимо от наличия оснований, предусмотренных законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности.

Проведение внеплановых проверок позволит оперативно выявлять и пресекать случаи несоблюдения законодательства, в том числе факты ценовых сговоров субъектов, нарушения запретов и (или) ограничений в отношении реализации товаров (работ, услуг), установленных государственными органами управления в отдельных административно-территориальных единицах Беларуси.

Указом предусмотрено усиление административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

Это обусловлено тем, что предусмотренные Кодексом Беларуси об административных правонарушениях меры ответственности и размеры штрафов на сегодняшний день уже не являются действенным механизмом по недопущению и устранению нарушений антимонопольного законодательства.

Кроме того, этот кодекс не содержит мер прямой ответственности за злоупотребление субъектами хозяйствования своим доминирующим положением на товарных рынках, за антиконкурентные действия должностных лиц органов управления. Он не охватывает всех форм недобросовестной конкуренции, признаваемых в установленном порядке неправомерными, не предусматривает ответственности юридических лиц за нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с этим указом введена ответственность за совершение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, деяния, являющегося в соответствии с антимонопольным законодательством злоупотреблением таким положением.

Также введена ответственность за уклонение должностного лица государственного органа, иной госорганизации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностного лица другого юридического лица от исполнения не только предписаний, но и иных законных требований антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации.

Кроме того, устанавливается ответственность за совершение действий, являющихся в соответствии с антимонопольным законодательством недобросовестной конкуренцией, а также за заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно за договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию.

В соответствии с указом совершение таких деяний влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от двадцати до ста базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от ста до двухсот базовых величин, на юридическое лицо — до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее пятисот базовых величин (четырехсот базовых величин — при осуществлении недобросовестной конкуренции).

Предусмотренные указом меры станут дополнительным механизмом в комплексном решении вопросов необоснованного роста цен на товары (работы, услуги), реализуемые на внутреннем рынке.

Указ вступает в силу после его официального опубликования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×