1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность водителя пдд

Ответственность водителя

Шпаргалка!
Ответственность водителя

Из 800 вопросов, которые содержатся в экзаменационных билетах ПДД, ответственности водителя отведено лишь 13. Однако вероятность того, что вопрос об ответственности попадется вам при сдаче экзамена весьма высока. Дело в том, что эти 13 вопросов продублированы несколько раз в разных билетах. То есть один и тот же вопрос может оказаться в двух, трех, пяти или больше билетов с вопросами. Поэтому отмахиваться от них просто глупо, даже если совсем не хотите знать, что может вам грозить за то или иное нарушение. Что, впрочем, тоже глупо.
Итак, если вы пропустили лекцию юриста об ответственности, изучите вопрос самостоятельно. Это не так трудно, как кажется на первый взгляд.

Для начала разберемся, что такое вообще юридическая ответственность, что такое административная и уголовная ответственность.
Юридическая ответственность — это обязанность человека, совершившего правонарушение, быть наказанным государством. По закону.
Причем противоправные действия могут быть как умышленные, так и по неосторожности.
Разница между административной и уголовной ответственностью заключается в тяжести правонарушения.
Административная ответственность бывает за менее тяжкие правонарушения, их перечень перечислен в Кодексе об административных правонарушениях КОАП.
Уголовная ответственность наступает за совершение более тяжких правонарушений, они собраны в уголовном кодексе УК. Если обычно за административные нарушения наказывают штрафом, то за уголовные можно на несколько лет лишиться свободы.
Водитель может нести как административную, так и уголовную ответственность — в зависимости от того, насколько тяжкие последствия имело его правонарушение.

На этом теоретическую часть можно закончить и перейти непосредственно к задачам.

В трёх билетах имеется ответ со словами «все перечисленные», он всегда самый последний, то есть нижний. Если в ответе есть такие слова — это правильный ответ.

Далее разберем все вопросы.

1. Какие виды административных наказаний могут применяться к водителям за нарушения Правил?
Вопрос означает, как могут наказать водителя за административное (не уголовное) нарушение.
Правильный ответ перечисляет все возможные наказания, включая конфискацию автомобиля, лишение «прав» и «арест». В правильном ответе нет слова «только».
Правильный ответ — №3.

2. Что требуется для возврата водительского удостоверения после истечения срока лишения права управления, назначенного за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся?
Вопрос означает следующее. Водитель попал в аварию и сбежал, за это его лишили «прав» на год или полтора. После того, как срок лишения «прав» истек, водитель может получить права снова. Для этого он должен сделать две вещи: уплатить штраф за нарушение ПДД и сдать экзамен по Правилам движения. Никакой медицинское освидетельствование проходить в этом случае не надо.
Следовательно, правильный ответ — №2.

3. Административная ответственность установлена за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение:
Вопрос означает следующее. Водитель нарушил Правила, из-за чего повреждено имущество или вред здоровью. За что водитель несет административную ответственность?
Согласно Закону, водитель несет ответственность только за вред здоровью, причем вред может быть только легкой или средней тяжести. За поврежденное имущество (материальный ущерб) административной ответственности НЕТ. Значит, ответы, в которых содержатся слова «материальный ущерб» неправильные.
Следовательно, правильный ответ — №3.

4. В каких случаях водители привлекаются к уголовной ответственности за нарушения Правил, повлекшие тяжкие последствия?
Здесь все просто. Уголовная ответственность наступает в двух случаях: как при причинении смерти, так и тяжкого вреда здоровью.
Следовательно, правильный ответ — №2.

5. Владелец транспортного средства обязан возместить вред, причиненный этим транспортным средством, если не докажет, что:
Вопрос означает следующее. Автомобиль в результате ДПТ нанес вред — например, сломал торговую палатку. В этом случае владелец обязан починить палатку за свой счет. Но если он докажет, что нанес вред не специально, а в результате непреодолимой силы (например, урагана, который поднял в воздух автомобиль и уронил его на палатку), он будет освобожден от возмещения ущерба. Точно так же освобождает от возмещения чей-то злой умысел, то есть если кто-то специально подстроил так, чтобы автомобиль врезался в эту палатку — например, толкнул под колеса пустую детскую коляску, так, чтобы водитель отвернул в последний момент.
Итак, владелец автомобиля может НЕ возмещать ущерб,если сможет доказать, что вред возник в одном из двух случаев: непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Следовательно, правильный ответ — №3.

6. Какие действии, совершенные водителем, который лишен права управления транспортными средствами, являются административными правонарушениями, влекущими административный арест?
Правильный ответ — «все перечисленные»

7. Какое административное наказание может быть применено к водителю транспортного средства за оставление в нарушение Правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является?
Вопрос означает следующее. Как накажут водителя за то, что он попал в ДТП и сбежал?
Штрафа за оставление места ДТП нет. Значит, все ответы, содержащие слово «штраф», неправильные.
Следовательно, правильный ответ — №3.

8. При наличии каких условий оформление документов о дорожно-транспортном происшествии (ДТП) может быть осуществлено водителями без участия уполномоченных на то сотрудников полиции?
Правильный ответ — «все перечисленные»

9. У водителя, совершившего административное правонарушение, влекущее лишение права управления транспортными средствами, водительское удостоверение изымается:
Вопрос означает следующее. Водитель нарушил пункт ПДД, за который у его обязаны лишить «прав». Надо ответить, когда именно изымаются «права».
По закону «права» нельзя изъять немедленно, на месте. Водителю дается срок на обжалование — он может опротестовать наказание через суд. Поэтому «права» можно изъять только после того, как закончится срок, который дается на обжалование. Правильный ответ тот, в котором есть слово «обжалование»
Следовательно, правильный ответ — №1.

10. При совершении административного правонарушения, влекущего задержание транспортного средства, оно задерживается до:
Вопрос означает следующее. Водитель нарушил пункт ПДД, за что могут задержать автомобиль — погрузить на эвакуатор и увезти на штрафстоянку. До какого момента будет задерживаться автомобиль?
Здесь все просто. Автомобиль — собственность владельца, и его могут задерживать только до тех пор, пока не устранена причина задержания. Например, если водитель пьян, то автомобиль задержат. Но если за руль посадить трезвого водителя (он должен быть указан в ОСАГО), то причина задержания будет устранена, и автомобиль задерживать будет нельзя.
Разумеется, за езду в нетрезвом виде водитель будет наказан (лишен «прав»), но автомобиль на штрафстоянку не увезут.
Здесь в правильном ответе имеются слова «Устранение» и «причина».
Правильный ответ — №2.

11. Какие меры административного принуждения предусмотрены за управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств?
Вопрос касается тонированных стёкол. Следует просто запомнить, что за неправильно тонированные стекла наказание одно — только штраф 500 рублей.
Правильный ответ — №1.

12. В каких случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование на состояние опьянения?
Правильный ответ — «всех перечисленных»

13. «Какие административные меры наказания предусмотрены за управление транспортным средством, если обязательное страхование гражданской ответственности владельца этого транспортного средства заведомо отсутствует?»
Вопрос означает следующее. Какое есть наказание за езду без страховки ОСАГО? То есть вы не забыли страховку дома или на работе, а у вас ее просто нет.
Правильный ответ — штраф 800 рублей. Заметим, что цифра «800» встречается в вопросах всего один раз. Если есть цифра 800 — это правильный ответ.
Правильный ответ — №2.

Читать еще:  Порядок наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника полиции

Обращаем особое внимание на то, что данный текст представляет из себя шпаргалку и предназначен для лиц, плохо владеющих русским языком. Всем ученикам просто необходимо владеть вопросом ответственности водителя за правонарушения. Хотя бы для того, чтобы ненароком не угодить за решетку.

Ответственность водителя

Каждый участник дорожного движения несет ответственность за свои действия в качестве пешехода, водителя или пассажира транспортного средства.

  • Дисциплинарная;
  • Уголовная;
  • Административная;
  • Гражданская.

Все виды ответственности отражены в соответствующих кодексах — Уголовном (УК РФ), Гражданском (ГК РФ), Трудовом (ТК РФ) и в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность — это ответственность работника перед своим работодателем за нарушения трудовой или производственной дисциплины.

Согласно статье 192 Трудового кодекса РФ, есть три вида дисциплинарных наказаний — замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.

Водитель, который не работает по найму, дисциплинарную ответственность не несет, однако остальные три вида ответственности распространяются на него в полной мере. При этом:

  • уголовная ответственность наступает за наиболее тяжкие правонарушения — преступления;
  • административная ответственность наступает за действия, представляющие меньшую опасность для общества — административные правонарушения;
  • гражданская ответственность наступает в ситуациях, связанных с причинением имущественного или иного вреда потерпевшим.

Важно знать!
Уголовная и административная ответственность не может применяться совместно за одно и то же деяние, поскольку любое нарушение закона, влекущее наступление ответственности, считается либо преступлением, либо административным правонарушением. В то же время вопросы возмещения вреда решаются только в рамках гражданской ответственности. Поэтому в большинстве случаев правонарушитель, помимо уголовной или административной, одновременно несет за свои действия и гражданскую ответственность.

Наиболее серьезную ответственность водители транспортных средств несут за допущенное по их вине дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали или погибли люди. При этом ДТП может сопровождаться причинением:

  • легких телесных повреждений;
  • телесных повреждений средней тяжести;
  • тяжких телесных повреждений;
  • смерти пострадавшего.

Решение о степени тяжести причиненных повреждений принимает судебно-медицинская экспертиза. Причинение легких и средней тяжести телесных повреждений влечет наступление административной ответственности.

Причинение тяжких телесных повреждений, связанных с длительной утратой трудоспособности (инвалидностью), либо смерти человека считается преступлением, за которое наступает уголовная ответственность.

Важно знать!
Любое лицо может быть подвергнуто уголовной или административной ответственности только в том случае, если его вина установлена и доказана судом или иным компетентным органом. После установления вины, с учетом характера правонарушения, наличия отягчающих и смягчающих обстоятельств выбирается вид и размер наказания. Оно не может превышать пределов, установленных соответствующей статьей Уголовного или административного кодекса, требования которой нарушил обвиняемый.

Уголовная ответственность

Статья 264 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение:

Также Уголовным кодексом предусмотрены статьи, предусматривающие аналогичное наказание за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (статья 266) и за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268).

Преступлением может быть не только противоправное действие, но и противоправное бездействие.

Так, водитель, который совершил ДТП и скрылся с места происшествия, не оказав помощь пострадавшим, несет ответственность по статье 125 Уголовного кодекса «Оставление в опасности». Эта статья предусматривает различные виды наказания, вплоть до лишения свободы сроком на 1 год.

Важно знать!
Уголовное наказание может быть назначено только по приговору суда после всестороннего и тщательного рассмотрения обстоятельств происшествия.

Административная ответственность

Как уже было сказано, нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, — это административное правонарушение. Наказание за него предусмотрено статьей 12.24 КоАП РФ.

При ДТП с пострадавшими водитель, который оставил место происшествия в нарушение Правил и тем самым нарушил пункт 2.5 ПДД, несет ответственность по части 2 статьи 12.27 КоАП, если его противоправное бездействие не попадает под статью Уголовного кодекса.

Указанная статья КоАП предусматривает наказание в виде лишения прав на срок от 1 до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток. При этом судья не вправе заменить эти виды наказания штрафом, поскольку штраф за данное нарушение Кодексом не предусмотрен.

В тех случаях, когда водитель оставил в нарушение Правил место ДТП, в котором не было пострадавших, его действия должны квалифицироваться как неисполнение обязанностей участника ДТП, предусмотренных пунктами 2.6 и 2.6.1 Правил. В таких случаях применяется часть 1 статьи 12.27 КоАП — штраф в размере 1000 рублей.

Рассмотрим наказание для водителей за нарушения, связанные с состоянием опьянения. Законодательство не придает значения тому, какой вид опьянения выявлен у нарушителя — алкогольное, наркотическое или иное.

В большинстве стран мира под опьянением понимается превышение допустимой концентрации опьяняющих веществ в крови или воздухе, выдыхаемом человеком.

Минимальное присутствие таких веществ в организме, не опасное для управления транспортным средством, может быть не связано с употреблением алкоголя или наркотиков, а являться следствием определенных хронических заболеваний.

В России административная ответственность наступает при наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, либо при наличии наркотических или психотропных веществ в организме человека. Однако садиться за руль даже после приема минимального количества алкоголя категорически запрещается.

Для установления факта опьянения применяется процедура, которая называется освидетельствованием. Она может проводиться прямо на месте остановки транспортного средства или в наркологической лаборатории. В первом случае водитель проходит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

Чтобы определить наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, применяется прибор, который называется алкотестером. Провести проверку при помощи алкотестера имеет право лицо, осуществляющее контроль безопасности дорожного движения, то есть сотрудник Госавтоинспекции.

Алкотестер не выявляет опьянения, вызванного употреблением наркотиков или иных неалкогольных опьяняющих веществ. Поэтому при необходимости проводится процедура медицинского освидетельствования на состояние любого опьянения.

Такая проверка является более длительной, но и более достоверной. Проводить ее может только профессионал — врач, имеющий квалификацию психиатра-нарколога. В этом случае роль автоинспектора состоит в том, что он направляет водителя на медицинское освидетельствование, для чего составляет протокол и организует доставку подозреваемого в лабораторию.

Водитель может отказаться от процедуры освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, которую проводит сотрудник ГИБДД, и потребовать вместо нее отправки на медицинское освидетельствование. Это можно сделать как до, так и после получения показаний алкотестера.

В обоих случаях автоинспектор обязан удовлетворить подобное требование. Однако если алкотестер не выявил признаков алкогольного опьянения, а у сотрудников ГИБДД остались подозрения, что водитель принимал иные опьяняющие вещества, они могут направить водителя к врачу-наркологу и по собственной инициативе.

При этом водитель не вправе отказаться от процедуры прохождения медицинского освидетельствования, поскольку такой отказ, зафиксированный в протоколе и подтвержденный его подписью, приравнивается к управлению транспортным средством в нетрезвом состоянии.

КоАП РФ предусматривает следующее наказание за нарушения, связанные с состоянием опьянения:

Ответственность водителя

К ответственности привлекается любой, нарушивший Правила, будь то водитель, пешеход или даже пассажир. Нарушение умышленное или по неосторожности — роли не играет. Вид ответственности зависит от последствий нарушения. Cуществуют три вида ответственности:

  • Гражданская ответственность (включает в себя все вопросы, касающиеся возмещения материального вреда пострадавшему)
  • Административная ответственность (нарушение или Правил эксплуатации транспортного средства или дорожного движения, в результате которого, было причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека).
  • Уголовная ответственность (установлена за нарушение правил, повлекшее в результате смерть человека или тяжкий вред здоровью человека).
Читать еще:  Несет ответственность за соблюдение или несоблюдение

Разберем подробнее все виды ответственности.

Гражданская ответственность – это возмещение материального ущерба.И происходит тогда, когда один гражданин причинил ущерб (вред) другому. Согласно действующему Гражданскому кодексу, тот, кто причинил вред, тот его и возмещает.

Если все участники ДТП имеют страховой полис гражданской ответственности и согласны в оценке случившегося, тогда ущерб пострадавшему оплачивает страховая компания. Если мнения участников различны, тогда только суд определяет кто кому и сколько должен!

Когда Вы заключаете полис обязательного автострахования (ОСАГО), то вы страхуете гражданско-правовую ответственность: свою собственную и тех, кто указан в полисе в качестве допущенных к управлению. Это значит, что страховая компания в случае причинения убытка кому-то или вреда его здоровью возмещает расходы до определенного предела. Если сумма убытка больше установленного предела, виновник ДТП будет возмещать разницу из своего кармана.

Эксплуатация транспортного средства без полиса ОСАГО ЗАПРЕЩЕНА! Что означает: садиться за руль без страховки нельзя. Если водитель не имеет полиса ОСАГО или он просрочен, но ездит на автомобиле, за такой проступок его ждет запрещение эксплуатации транспортного средства (т.е. снимают гос. номера) и штраф в сумме от 500 до 800 руб.

Гражданин освобождается от возмещения вреда, если у человека угнали его машину, и угонщики стали виновниками ДТП. Ответственность за причиненный вред в таких случаях несут угонщики. Но владелец, конечно, должен доказать что он к ДТП не причастен, в том числе, и косвенно. Иначе ему не избежать наказания.

Есть еще ситуация, когда водитель не возмещает ущерб. Это случай, когда причиной вреда стало действие «непреодолимой силы» (провал грунта, теракт, землетрясение или цунами).

Водитель освобождается от возмещения ущерба, если будет доказано, что вред причинен в результате умысла потерпевшего. Например, имитируется ДТП с целью получить деньги со страховой компании, или наличными «на месте». А вот факт «подставы» доказывать придётся. Отлично, если события зафиксированы какой-нибудь видеокамерой, тогда, удастся доказать, что вред нанесён вследствие умысла потерпевшего.

В ДТП могут быть виновны не только водители. Дорожные службы старательно выкопали яму на дороге, а предупреждающие знаки выставить забыли или регулировщик на перекрестке, кого-нибудь ввел в заблуждение и т.д. Поэтому водителю придется и это доказывать.

С административной ответственностью водитель знакомится прямо на дороге, когда его останавливают за нарушение Правил эксплуатации транспортного средства или (ПДД) Правил дорожного движения. А также административное наказание последует за причинение легких телесных повреждений либо повреждений средней тяжести пострадавшему.

При всяком нарушении действует Кодекс Административных Правонарушений (КоАП), в котором прописано, как именно следует наказывать водителя за то или иное нарушение.

Наказание за нарушение административного законодательства включает в себя:

  • Административный арест
  • Лишение водительского удостоверения
  • Конфискация транспортного средства
  • Штраф
  • Предупреждение

Предупреждение – выносится в письменной форме. Устного предупреждения не существует.

Пример: превышение скорости менее чем на 10 км/ч. Это же нарушение ПДД? Да. А предусмотрено в КоАП наказание за это нарушение? Нет. В этом случае инспектор может сделать устное замечание.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях. Это наказание самое распространенное. Оплатить его надо в течение 30 суток. А если в срок не оплатили, то оплачивается двойной размер штрафа, а если нет денег, то административный арест до 15 суток.

Конфискация орудия совершения правонарушения. Орудие у водителя одно – это его транспортное средство и то, что на нем он устанавливает.

Пример: Водитель устанавливает на крышу своего автомобиля маячок синего цвета. Но в один прекрасный момент его останавливает инспектор, чтобы убедиться в высоком статусе владельца. И если разрешения нет, то «мигалочку» — то и конфискуют. То есть, отбирают навсегда, и выписывают немалый штраф.

Лишение права управления — применяется в ситуациях грубейших нарушений (опьянение за рулём, движение через переезд при закрытом шлагбауме, выезд на «встречку», и т.п.)

Пример: Если водителя застукали за обгон в нарушение ПДД, дальнейшие события будут развиваться следующим образом. Инспектор заберёт у водителя постоянное водительское удостоверение, составляет протокол, но выдаст временное (сроком на 1 месяц). В назначенный день водитель придет в мировой суд, и там будет решение его дальнейшей судьбы. Если в результате судебного разбирательства водитель будет оправдан, то ему вернут постоянное удостоверение. Если водителя всё же лишат права управления, тогда он получит своё постоянное удостоверение после истечения срока наказания. В обоих случаях водитель сдает временное разрешение. Но после постановления суда еще 10 дней есть на обжалование в вышестоящий суд.

Следовательно, водительское удостоверение сразу же изымается при выявлении и пресечении нарушения. В случае уклонения водителем, совершившим правонарушение, от сдачи водительского удостоверения срок лишения считается с момента изъятия удостоверения.

Есть случаи и такие что срок лишения водительского удостоверения суммируются. То есть, лишили права управления – совершил правонарушение, не имея на руках удостоверения водителя – снова лишили: срок второго лишения начнется со дня окончания первого срока лишения прав.

Следует отличать просто освидетельствование от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Просто освидетельствование осуществляет инспектор с помощью алкотестера. Если водитель отказывается от простого освидетельствования (дуть в трубочку) или не верит показаниям, то инспектор направляет его на медицинское освидетельствование (там водителю сделают анализы крови и мочи).

В ситуации, когда алкотестер не показал наличие алкоголя, но инспектор предполагает, что водитель пьян, он также предлагает водителю пройти медицинское освидетельствование. В число признаков, дающих «основания полагать», входят, такие как: алкогольный запах изо рта, нарушение речи, неустойчивая поза и т.д.

Надо помнить, что освидетельствование является прямым доказательством состояния опьянения только в то случае, если водитель сам согласен с его результатами. Но если водителя направили на медицинское освидетельствование, а он отказался его проходить, то это означает автоматическое привлечение водителя к ответственности, которое ведет к лишению права управления продолжительностью от 1,5 до 2 лет. А значит от медицинского освидетельствования отказываться нельзя!

Административный арест сроком до пятнадцати суток. Административный арест может быть назначен судьей и лишь в редких случаях за некоторые виды административных правонарушений. Но арест нельзя применить к женщинам с любым сроком беременности, имеющим детей до 14 лет; к детям до 18 лет; к людям, имеющим инвалидность I и II группы; к гражданам, призванным на военные сборы; к военнослужащим; к сотрудникам ОВД (со специальными званиями), гос. противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, органов контроля оборота наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

При некоторых административных правонарушениях кроме различных видов наказаний может произойти задержание транспортного средства. Задержание ТС – это прекращение процесса перевозки людей и грузов. При задержании транспортное средство либо увозят на штрафстоянку (не подлежат оплате первые 24 часа), либо на одно из колёс устанавливают блокирующее устройство. Для задержания ТС множество причин – от эксплуатации ТС с неисправными тормозами до управления ТС в состоянии опьянения.

Например, требуется предъявить документы инспектору, а вы обнаруживаете, что они, скорее всего дома. Конечно, автомобиль будет задержан. Но если жена быстро привезёт документы, то инспектор не может дольше задерживать ваш автомобиль. Следовательно, если совершено административное нарушение, то транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

Уголовная ответственность для водителей наступает в случае смерти, или быть может тяжкого вреда здоровью человека. Тяжкий вред здоровью — это когда есть угроза для жизни человека или потеря возможности видеть, говорить, слышать, какого-нибудь органа, или утрата органом его функций, выкидыш при беременности, расстройство психики, или непоправимое обезображивании лица и т.д. И, конечно же, уголовное наказание последует только по решению суда!

Читать еще:  Оплатить штраф фссп онлайн

Доказывать чью-либо вину должны соответствующие государственные органы. В вопросах, относящихся к гражданскому законодательству, свою невиновность должен доказывать собственник (владелец) транспортного средства.

Иногда нарушителя подвергают сразу двум видами ответственности. Если ДТП с материальным ущербом: потерпевший привлечет виновника к гражданской ответственности, а государство — к административной.

Напомним, что если в ДТП кому-то причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека — это административная ответственность. А если последствия серьезные, то виновника привлекают: потерпевший – к гражданской ответственности, а государство — к уголовной.

За какие нарушения ПДД пассажирами ответственность все равно несет водитель?

То, что водители не должны нарушать ПДД – прописная истина, понятная каждому. Как и то, что за нарушение предусмотрено наказание. Однако в ПДД есть пункты, которые напрямую от водителя не зависят – их должны выполнять пассажиры. Но вот в чем нюанс: наказание за их проступки обычно в той или иной мере все равно может нести водитель. Давайте разберемся с тем, что нужно учитывать и помнить, перевозя пассажиров.

Обязанности пассажира четко зафиксированы в ПДД, как и то, что ему делать запрещено. Так, пункт 5.1 указывает, что при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры должны быть пристегнуты ими, а посадку и высадку из машин нужно производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Выходить из машины со стороны проезжей части можно только в том случае, если выйти на правую сторону невозможно, а выход слева будет безопасным и не создаст помех другим участникам движения.

Пункт 5.2 содержит запреты, касающиеся пассажиров: при поездке на легковом автомобиле им запрещено отвлекать водителя от управления транспортным средством и открывать двери транспортного средства во время движения.

При этом не стоит думать, что пассажир не может быть наказан за нарушение ПДД: часть 1 статьи 12.29 КоАП указывает, что «нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».

Но, несмотря на ответственность и на тот факт, что обязанностей у пассажира немного, на практике он может принести водителю немало проблем.

Несмотря на то, что обязанность пассажира пристегиваться ремнем безопасности во время движения обозначена в ПДД, ответственность за его перевозку все равно ложится на водителя. Непристегнутый пассажир при остановке инспектором ГИБДД может быть оштрафован по указанной выше статье 12.29, однако в КоАП есть еще и статья 12.6, согласно которой «… перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, влечет наложение административного штрафа в размере 1 000 рублей».

Многие водители сталкивались с ситуацией, когда их просят подвезти большую компанию. При этом в ПДД есть пункт 22.8, который запрещает «перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства» – то есть, когда в машине больше мест, чем указано в ее техническом паспорте (для большинства легковых автомобилей это 5). Таким образом, наличие в автомобиле «лишних» пассажиров – это тоже ответственность водителя, и это нарушение наказывается по части 1 статьи 12.23 КоАП как «нарушение правил перевозки людей» и влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Еще одна весьма распространенная ситуация – когда родители просят водителя подвезти их с ребенком без детского кресла. Известно, что правила перевозки детей сложнее, чем взрослых: мы рассказывали о них в отдельном материале, а в ПДД за них отвечает пункт 22.9. При этом водитель, поддавшийся на уговоры и решивший сделать «доброе дело», полностью берет на себя ответственность за нарушение правил перевозки детей, которое карается согласно части 3 статьи 12.23 и влечет наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Если в вашем автомобиле есть люк или открывающаяся панорамная крыша, то это еще одна «зона риска». Пункт 22.8 ПДД запрещает «перевозить людей вне кабины автомобиля», и ответственность за пассажира, который частично высунется из люка, тоже лежит на водителе. То же самое, впрочем, касается и ситуации, когда пассажир частично вылезает из бокового окна.

О том, когда и как пассажир может открывать двери автомобиля, мы уже упоминали в самом начале: пункт 5.2 ПДД запрещает ему открывать двери машины во время движения, а 5.1 – выходить из машины со стороны проезжей части, если есть возможность выйти с другой стороны. При этом в ПДД есть еще и пункт 12.7, согласно которому «запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения». То есть в ситуации, когда пассажир открывает дверь, и в эту дверь врезается проезжающий мимо автомобиль, однозначно виноват именно он. Однако на практике определение конкретного виновника и способа компенсации ущерба оказывается сложнее, чем кажется.

Дело в том, что судебная практика показывает разные варианты исхода событий, и не всегда ответственность несет пассажир, открывший дверь. Во-первых, инспекторы ГИБДД, прибывающие на место, обычно отказываются оформлять произошедшее как ДТП, поскольку автомобиль стоял, и водитель им не управлял. Во-вторых, претензии по компенсации ущерба владелец двигавшейся машины нередко предъявляет не пассажиру, а водителю, поскольку с первым вопрос приходится решать в рамках Гражданского кодекса, а не «по привычной схеме» с ОСАГО. В-третьих, в судебной практике есть и случаи, когда вопреки логике ситуацию все же оформляли как ДТП, и ответственность в конечном итоге ложилась на водителя. В общем, ситуация сложная, и, несмотря на то, что ответственность по закону должен нести пассажир, водителю обычно приходится доказывать свою непричастность к происшествию.

Сразу оговоримся: да, этот пункт можно считать несколько надуманным, поскольку мало кто слышал о реальных штрафах, полученных за «несанкционированную» подачу звукового сигнала, а уж в ситуации, когда это делал пассажир, и подавно. Тем не менее, формально такое возможно: согласно пункту 19.10 ПДД «звуковые сигналы могут применяться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия», а статья 12.20 за нарушение правил пользования звуковыми сигналами, предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Таким образом, если пассажир по какой-то причине (например, в шутку) решит нажать на сигнал, ответственность за его действия будет нести водитель.

Все рассмотренные выше ситуации касаются нарушений ПДД, не связанных с авариями. Однако стоит помнить еще и о том, что в случае ДТП пассажир, здоровью которого был причинен вред, вправе подать в суд не только на того водителя, что был в другой машине, но и на того, с кем он ехал, и истребовать компенсацию причиненного вреда здоровью, а в случае смерти пассажира это право переходит к его родственникам.

Более того, право пассажира на компенсацию остается актуальным даже в случае, если водитель, с которым он ехал, не является виновником аварии. Так что помните, что малознакомые или «ненадежные» пассажиры, которые вдобавок «не любят ремень» или «доверяют вам как водителю» – это потенциальный дополнительный источник проблем при ДТП.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector