2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовой статус судебных приставов

Правовой статус судебного пристава

В соответствии с п.2 ст. 3 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе[11]. Данным определением подчёркнута его значимость и важность выполняемых им функций.

Таким образом, к кандидатам на должность судебного пристава как государственного служащего федерального органа государственной власти, наряду со специальными требованиями, указанными в п. 1 и 3 ст. 3 ФЗ «О судебных приставах» (судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее полное (общее) или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава и заместителя старшего судебного пристава – высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам и по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности), предъявляются и общие требования, установленные Федеральным законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации».

Эти требования сводятся к следующему:

— кандидат должен быть гражданином Российской Федерации, владеющий государственным (т.е. русским) языком;

Он не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

— признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

— близкого родства или свойства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому (т.е. судебный пристав – старший судебный пристав в одном подразделении судебных приставов; старший судебный пристав – главный судебный пристав одного и того же субъекта Российской Федерации и т. п.);

— наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственным соглашениями;

— отказа от представления в орган государственной службы сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющемся объектом налогообложения.[12]

На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Так, например, в связи с прохождением гражданской службы судебному приставу запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией,

2) замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, на должность в органе местного самоуправления, в органе профессионального союза;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) получать вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

5) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

6) разглашать сведения конфиденциального характера, или служебную информацию;

7) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям, если это не входит в его должностные обязанности;

8) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений;

9) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, а также ряд других ограничений[13].

Законодательство закрепляет следующие принципы осуществления государственной службы судебными приставами-исполнителями:

— Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Этот принцип, обусловленный частью 2 статьи 4 Конституции РФ, проявляется в первую очередь в том, что подзаконные акты, определяющие права и обязанности государственного служащего, не подлежат применению, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Если же им противоречат решения и действия судебного пристава-исполнителя (как и иного государственного служащего), то такие решения и действия считаются изначально недействительными. В то же время отказ либо уклонение от действий, предусмотренных федеральным законом, влечёт ответственность виновных лиц.
— Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, а также обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека, в силу ст.2 Конституции РФ, признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Поэтому одно из требований, предъявляемых к кандидату, претендующему на должность судебного пристава, состоит в способности учитывать и защищать интересы граждан.

— Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Данный принцип предусмотрен частью 4 статьи 32 Конституции РФ. Он означает, что при прохождении государственной службы и принятии на службы не допускается какое-либо ущемление гражданина по признакам пола, социальной, расовой, национальной, религиозной либо иной принадлежности. От кандидата на государственную должность требуется лишь иметь соответствующее образование и обладать необходимой профессиональной подготовкой.

— Обязательность для государственным служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Этот принцип обязывает государственных служащих исполнять указания руководителей, но учитывать при этом его законность и правомочность.

— Ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип, развивая положения законодательства о возмещении потерпевшим (гражданам и юридическим лицам) вреда, причинённого ненадлежащими действиями или бездействием государственных служащих, устанавливает ответственность таких служащих. При этом, ответственность возлагается, во-первых, в соответствии с трудовым законодательством России. А во-вторых, ответственность возлагается не только за неправомерные действие или бездействие, но также и за некачественные решения.

— Внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства. Государственный служащий должен быть свободен от влияния политических сил. Поэтому принцип внепартийности позволяет гарантировать сохранение должностей государственных служащих, несмотря на смену политического курса. В силу этого принципа судебный пристав должен оставить политическую деятельность, которую он вёл до поступления на государственную службу. Ему также запрещается демонстрировать свою приверженность тем или иным политическим партиям и движениям.

Судебным приставам присваиваются классные чины. Классные чины присваиваются исходя из квалификации, занимаемой должности и стажа работы. Работникам, не имеющим опыта юридической работы, классный чин присваивается не ранее, чем через 6 месяцев после назначения на должность, а молодым специалистам – по окончании срока стажировки и утверждения в должности. Очередные классные чины присваиваются по результатам аттестации в последовательном порядке и по истечении определенных сроков пребывания в присвоенном классном чине. Присвоение классного чина без соблюдения последовательности допускается при назначении работника на вышестоящую должность и за особые успехи в работе, в т.ч. после присвоения почётного звания Заслуженного юриста Российской Федерации.

Читать еще:  Передано по подсудности подведомственности что это значит

При исполнении служебных обязанностей судебные приставы носят форменную одежду и имеют знаки различия. Форменная одежда утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 540 «О форменной одежде и знаках различия судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов». Знаками различия по классным чинам судебных приставов Федеральной службы судебных приставов являются погоны.

Судебные приставы проходят: профессиональную подготовку кадров в образовательных учреждениях; служебную подготовку; повышение квалификации; стажировку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов проходят также боевую и специальную подготовку. Не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четыре года проводится аттестация, что позволяет определить соответствие служащего занимаемой им должности или решить вопрос о присвоении квалификационного разряда.

Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого Министром юстиции Российской Федерации, и нагрудные знаки, образцы и описание которых утверждаются Главным судебным приставом Российской Федерации.

При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава».[14]

ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей денежных средств, иного имущества либо совершением определенных действий или воздержанием от таковых, возложено на судебных приставов-исполнителей.

Их статус и деятельность регулируются Федеральным законом «О судебных приставах» и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Судебные приставы-исполнители вместе с приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов образуют единую службу судебных приставов.

Служба приставов – федеральный орган, входящий в состав Минюста РФ, является качественно новым звеном исполнительной власти со статусом правоохранительного органа.

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности КС, ВС, ВАС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

– обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

– выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; исполнять решения судьи о применении предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

– обеспечивать охрану зданий, совещательных ком’ нат и судебных помещений в рабочее время.

Для выполнения возложенных на него функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов судебный пристав имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных Законом о судебных приставах (ст. 11, 15–18).

Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнению судебного акта (ст. 12).

Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций и должностных лиц на территории РФ.

Мерами принудительного исполнения, которые применяются судебными приставами-исполнителями, являются: обращение взыскания на имущество должника путем ареста имущества и его реализации, организуемая судебным приставом; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иные виды доходов должника, обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие определенных предметов у должника и передача их взыскателю; другие меры.

Действия судебных исполнителей можно обжаловать в суде или в вышестоящей организации – структуры службы организованы во всех субъектах РФ.

Одной из важных проблем, отрицательно влияющих на эффективность исполнительного производства, является отсутствие законодательной регламентации права судебных приставов производить оперативно-розыскные мероприятия при осуществлении розыска должника и его имущества, отсутствие права доступа к базам данных правоохранительных органов.

В этой связи важным является постановление КС, согласно которому приставы могут делать запрос в банк и получать информацию о вкладах физических лиц.

Федеральным законом предусмотрены гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.

ОРГАНЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНЮСТА РОССИИ

Исполнение обвинительных приговоров судов, связанных с лишением свободы, осуществляют исправительные учреждения, а приговоры, связанные с исполнительными работами, – уголовно-исполнительные инспекции.

Правовую основу деятельности исправительных учреждений составляет Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» с последующими изменениями и дополнениями, Положение о Главном управлении исполнения наказаний Минюста России. Режим отбывания наказания регулируется Уголовно-исполнительным кодексом рФ (УИК РФ).

Уголовно-исполнительная система (УИС) состоит: из центрального органа УИС; территориальных органов УИС; учреждений (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, СИЗО) и предприятий.

Центральный орган УИС – Главное управление исполнения наказаний Минюста РФ (ГУИН).

Основными задачами деятельности ГУИН являются: обеспечение организации исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности УИС; организация исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания, размещение и перевод осужденных (заключенных); организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторах, безопасности персонала, охраны объектов УИС. Для этих целей в Минюсте России создано специальное Управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности уголовно-исправительной системы; организация конвоирования осужденных и спецперевозок; организация привлечения к труду осужденных на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания, а также в качестве индивидуального предпринимателя на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, и т. д.; обеспечение надлежащих условий отбывания наказаний, охраны здоровья осужденных и заключенных; организация общего и профессионального образования и профессионального обучения осужденных; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений; обеспечение исполнения актов амнистии и помилования; организация работы по подбору и расстановке должностных лиц подразделений УИС, определение их прав и должностных обязанностей, профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защиты.

В непосредственном подчинении ГУИН находятся территориальные органы УИС, учреждения, предприятия и иные организации (научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и т. д.), входящие в состав УИС.

Основные направления деятельности органов УИС:

– осуществляют содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных – в тюрьмах, исправительных или воспитательных колониях;

– оперативно-розыскная деятельность в следственных изоляторах и колониях;

– рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Надзор за деятельностью органов УИС Минюста России осуществляет специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ В РОССИИ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ

В Российской Федерации рассмотрению уголовного дела в суде предшествует его предварительное расследование – регламентируемая уголовно-процессуальным законодательством правоохранительная деятельность уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица (или лиц), виновного(ных) в его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений.

Выводы, сделанные в процессе предварительного расследования, о виновности, доказанности и другие не являются окончательными, а только предварительными, предшествующими разбирательству в суде уголовных дел.

Предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к месту совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление, в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства.

Роль предварительного расследования велика, так как его оперативность, своевременность и объективность во многом определяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения.

Читать еще:  Основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда

Предварительное расследование имеет две формы: дознание и предварительное следствие.

Сходство органов предварительного расследования:

– применительно к различным видам преступлений выполняют одни и те же задачи;

– при наличии признаков преступления обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело;

– единое правовое обеспечение: свою деятельность осуществляют на основе единого уголовно-процессуального законодательства, соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Принятые в пределах компетенции органов предварительного расследования акты имеют одинаковое юридическое значение. Помимо того что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами, основное отличие данных органов состоит в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания – вспомогательной (за исключением органов внутренних дел), необходимой для основных задач, стоящих перед ними.

Органом предварительного следствия является конкретное лицо – следователь, а органами дознания являются не только должностные лица, но и органы в целом (ОВД, таможенные органы, органы Гос-наркоконтроля России и др.).

Некоторые различия имеют место и в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т. д.

Задачи предварительного расследования заключаются в том, чтобы:

– при получении сведений о совершенном или готовящемся к совершению преступлении собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения;

– пресечь или предотвратить совершение преступления;

– установить и изобличить преступника;

– не допустить привлечения к ответственности невиновного;

– обеспечить потерпевшему возмещение ущерба, причиненного преступником.

На органы дознания, располагающие оперативными службами, в целях эффективного выполнения указанных задач возлагается и производство оперативно-розыскной деятельности, которая относится к самостоятельной функции.

Правовой статус судебных приставов

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Минюсту России.

Возглавляет ФССП России директор Федеральной службы судебных приставов — Главный судебный пристав Российской Федерации (далее — директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий. Он руководит Службой в целом (в масштабах Российской Федерации) и ответствен за выполнение стоящих перед ней задач.

Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов — заместителей Главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.

В субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях) образованы Федеральные службы судебных приставов субъектов Российской Федерации, возглавляемые в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О судебных приставах» Главными судебными приставами субъектов Российской Федерации, которые осуществляют руководство соответствующей службой судебных приставов, координируют и контролируют их деятельность.

В составе Федеральных служб судебных приставов субъектов Российской Федерации действуют районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, возглавляемые в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О судебных приставах» старшими судебными приставами. Данные подразделения являются основным звеном Службы судебных приставов и включают в себя должности судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Правовое положение Службы судебных приставов таково, что фактически возводит ее в ранг правоохранительной структуры, поскольку, исполняя свои служебные обязанности, судебные приставы вправе:

— разыскивать, арестовывать и изымать имущество должников и принадлежащие им денежные средства;

— реализовывать изъятое имущество;

— производить финансовые операции, необходимые для удовлетворения требований взыскателей, законность и обоснованность которых подтверждена судебными актами и актами иных уполномоченных законом органов;

— применять к лицам, не выполняющим требования судов или иных уполномоченных законом органов, меры принудительного характера (приводы, штрафные санкции, представление о возбуждении уголовного дела и др.);

— применять в необходимых случаях огнестрельное оружие и специальные средства;

— привлекать к участию в исполнительном производстве граждан и организации, в том числе работников органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Функциональные возможности судебных приставов (в сравнении с их предшественниками — судебными исполнителями) значительно возросли, поскольку действующим законодательством не только существенно расширены сфера и организационно-правовые формы их деятельности, но и введена определенная профессиональная специализация.

Одни из них — судебные приставы-исполнители — возбуждают и ведут исполнительное производство, в ходе которого предпринимают все необходимые меры по исполнению решения суда или иного уполномоченного законом органа.

Полномочия судебных приставов-исполнителей имеют несколько иную направленность и состоят в том, чтобы, применив все предусмотренные законом меры принудительного воздействия на лиц, не выполняющих требования суда или иного уполномоченного законом органа, добиться неукоснительного исполнения судебного решения (либо иного акта, вынесенного судом) или решения иного компетентного органа.

Осуществляя данные полномочия, судебный пристав-исполнитель принимает к производству исполнительный лист (либо иной исполнительный документ, предусмотренный законом), возбуждает исполнительное производство и выполняет комплекс мер принудительного характера (исполнительных действий), реализуемых в рамках установленных законом процессуальных процедур.

В ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель прежде всего руководствуется положениями Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», предоставляющими право:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

— использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

— в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

— объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

— вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

— совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Характеризуя функции судебных приставов и выполняемые ими задачи, необходимо обратить внимание на их правовой статус. Здесь следует отметить, что судебные приставы являются должностными лицами, состоящими на государственной службе. Им присваиваются классные чины работников органов юстиции.

При исполнении служебных обязанностей судебные приставы носят форменную одежду, имеют знаки различия и иную символику, образцы которой утверждаются Министром юстиции РФ.

Читать еще:  Определение суда о возвращении искового заявления

Требования судебных приставов обязательны для всех органов, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом (ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах»). При этом диапазон мер ответственности правонарушителя достаточно широк от штрафных санкций до уголовной ответственности.

Кто такие судебные приставы? и стоит ли их опасаться?

День добрый! Сегодня мы коснемся темы судебных приставов и расскажем Вам, кто же это такие «Люди в Черном», которые могут к Вам наведаться и уж явно не на чай с печеньками. Ну что же, мы начинаем.

Начнем с определения службы судебных приставов, итак УФССП (Управление Федеральной Службы Судебный Приставов), где судебный пристав-исполнитель — это государственный служащий, в чьи обязанности входит принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

Работа у судебных приставов трудная, порой неблагодарная, ведь на одного сотрудника службы приходится тысячи исполнительных производств. Вслушайтесь тысячи, а теперь представьте размах действий, вот возьмем к примеру гражданина «Н», который находится в базе исполнительных производств, один скажите вы тююю, и что? к этому гражданину «Н» прикрепляем еще одного, скажем гражданин «Б» и в конечном итоге не хватит алфавита перечесть этих граждан, которые по воле судьбы, а быть может по незнанию жизненных правил оказались в этой базе приставов. Дальше больше, судебный пристав, как последний из могикан, на которого возложена ответственность принимать действия для решения сложных действий и по сути быть соучастником в хорошем понимании этого слова начинает производить действия направленных на исполнение решении суда. Здесь судьбы должников и судебных приставов становятся на одну линию, где один зачастую скрывается, а второй как в хороших фильмах натыкается на след. Только мы не в кино, бывают и печальные моменты данной короткометражки под названием «Я скроюсь не найдешь» и «Найду будет хуже», так вот продолжаем. Один пристав-исполнитель должен сделать массу трудоемкой работы, рутины по каждому из заведенных производств, это и направить запросы в массу государственных организаций, выстроить диалог с ближайшим окружением, и так далее. Вы скажите, так это его работа! Согласен, каждый сам определяет свое место в этой жизни, но это я к тому, что один против тысячи (и в большинстве случаев — воин), но все же рук на всех не хватает. Бегать, уклоняться не имеет смысла. Как по мне, так везде нужно искать компромисс, и он обязательно найдется.

Особенности правового статуса (совокупности прав и обязанностей) определяются правовыми нормами, которые регулируют вопросы исполнительного производства:

  • Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ
  • Федеральным законом «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ.

Выполняя свои должностные обязанности, пристав-исполнитель представляет исполнительную ветвь власти, а следовательно, его требования являются обязательными и неподчинение им грозит административной ответственностью. Невыполнение требований судебного пристава влечет за собой наложение штрафа. Сумма составит от 1 до 2,5 тыс. рублей. Штраф может быть выписан и за другие нарушения (не уведомили об увольнении с работы, скрыли важную для исполнительного производства информацию и т.д.) по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ. Кроме того, чиня препятствия работе пристава, вы пытаетесь повлиять на ход исполнительного производства, за это предусмотрена уголовная ответственность (гл. 30 и 31 УК РФ).

Характеризуя компетенции пристава, необходимо указать на их обязательный признак — территориальность. То есть исполнение производится именно тем структурным подразделением ФССП, которое закреплено за территорией, на которой проживает, располагается, зарегистрирован должник.

Полномочия судебных приставов в отношении должников весьма широки, что позволяет им успешно добиваться реализации требований исполнительных документов. Полномочия это права, которыми наделено должностное лицо для исполнения возложенных на него обязанностей.

Права и обязанности судебного пристава-исполнителя регламентированы статьей 12 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ.

Немного вникли, продолжаем, Судебный пристав-исполнитель имеет право:

  • Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;
  • Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;
  • Давать физ. лицам и организациям, участвующим в испол. производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;
  • Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;
  • Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;
  • Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.
  • Обращаться в суд, с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.
  • Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;
  • Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам. Для взаимодействия со сторонами исполпроизводства приставами широко используются обычные способы связи: повестка, телефонограмма, телеграмма. Пристав является представителем органа исполнительной власти и его требования обязательны для исполнения. Если вы игнорируете повестки, не отвечаете на звонки, и не приходите на прием, это может привести к негативным последствиям в виде привода — доставление в отдел судебных приставов против вашей воли, под конвоем;
  • Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;
  • Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;
  • Совершать другие действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ).

Есть желание у Вас еще скрываться? как говорилось в той рекламе, «вы скрываетесь, тогда мы идем к Вам»

Можно много и долго рассказывать о судебных приставах, их обязанностях и правах, можно говорить и плохое и хорошее, но не нужно забывать, что каждый из нас может оказаться на месте должника и взыскателя, и оставаться человеком самое главное, как бы жизнь нас не испытывала на прочность. Да хотелось бы еще упомянуть пожалуй главное, что с 1 января 2020 года Федеральная служба судебных приставов будет приравнена по статусу к правоохранительным органам, а тут больше полномочий и всего вытекающего.

На вопрос? стоит ли избегать контакта с этой службой,опасаться — скажу нет, ищите компромисс, как я упомянул выше, все Мы люди и выход обязательно найдется.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector