4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовой статус помощника судьи

Правовой статус помощника судьи и секретаря судебного заседания

Основу правового статуса помощника судьи составляют Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и от «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правилами поведения работников аппарата суда.

Помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса и не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия. Не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

В соответствии с Реестром должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ помощники судей отнесены к ведущей группе должностей государственной гражданской службы категории «помощники (советники).

Для замещения должности помощника судьи лицо должно иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.

Должностные обязанности помощника:

  • изучает жалобы, заявления, дела, поступившие к судье, вносит предложения по приему их к производству (об отказе в приеме, возбуждении дела, назначении и т.д.);
  • оказывает помощь судье в подготовке дела к судебному разбирательству;
  • подбирает законы, нормативные акты, материалы по судебной практике, готовит заключения по спорным вопросам применения законодательства;
  • осуществляет контроль по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено;
  • по поручению судьи готовит проекты судебных постановлений по делам;
  • осуществляет подбор данных и материалов для обобщений, докладов и выступлений;
  • готовит проекты ответов на обращения и запросы по делам, находящимся в производстве судьи;
  • участвует в приеме судьей граждан и юридических лиц;
  • выполняет иные поручения судьи.

Для выполнения возложенных на него обязанностей помощник судьи вправе:

  • повышать свой профессиональный уровень в системе подготовки и повышения квалификации работников аппарата суда;
  • использовать имеющиеся в суде нормативные, статистические и другие материалы;
  • получать от структурных подразделений суда, специалистов сведения и материалы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
  • вносить предложения по совершенствованию организации работы аппарата суда, а также своей деятельности.

Секретарь судебного заседания — лицо, содействующее осуществлению правосудия, выполняющее отдельные процессуальные действия, например связанные с ведением протокола судебного заседания. Правовой статус секретаря регламентируется ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Квалификационные требования:

  • высшее профессиональное образование ;
  • не менее трех лет стажа работы по специальности .

Секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания. Он обязан полно и правильно излагать в протоколе действия и решения суда, а равно действия участников процесса, имевшие место в ходе судебного заседания. Секретарь судебного заседания по поручению председательствующего проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании. Помимо перечисленных полномочий секретари судебных заседаний во многих судах выдают исполнительные листы, а также отвечают за делопроизводство. В частности, в их обязанности входит формирование материалов дела в соответствии с инструкцией о делопроизводстве. Секретари отвечают за судебное извещение лиц, участвующих в деле, иных участников процесса, за своевременное информирование судьи о наличии или отсутствии уведомления, свидетельствующего о надлежащем извещении, и пр. Должностные инструкции секретаря судебного заседания определяют его полномочия, права и обязанности. Секретарь судебного заседания не имеет права совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

  • наличие высшего профессионального (юридического) образования;
  • без предъявления требований к стажу;
  • профессиональные знания (законодательства);
  • профессиональные навыки;
  • поддерживать свою квалификацию. Категория «специалист».

Правовой статус помощников судей в России

Кто такой помощник судьи?.

Институт помощников судьи для Российской Федерации является относительно новой категорией. Появление такой должности обусловлено существенными изменениями, произошедшими в результате судебной реформы. Основной целью введения в штат вакантной ставки «помощник судьи» стало высвобождение рабочего времени у остальных работников органов юстиции. Помимо этой задачи, реформа преследовала и другие. Так, подбор квалифицированного персонала на вышеуказанную должность позволяет проводить жесткий отбор кандидатов, а также дает судьям возможность заниматься непосредственно своей работой, а не бумажной волокитой.

Льготы, предоставляемые помощнику судьи

Помощник судьи относится к категории государственных служащих, а следовательно, на него распространяются все нормы, касающиеся льгот для данной группы граждан. При выслуге, превышающей 10 лет, размер очередного отпуска составляет 42 дня. Имеется возможность пользоваться бесплатной медицинской помощью, а также получать скидки на санаторно-курортное лечение.

Помощник судьи: обязанности

  • соблюдать Конституцию Российской Федерации;
  • поддерживать свою квалификацию на должном уровне;
  • качественно выполнять обязанности, установленные трудовым договором;
  • придерживаться служебного распорядка;
  • при выполнении работы принимать во внимание права и интересы клиентов;
  • не придавать огласке сведения, касающиеся судебных дел;
  • беречь государственное имущество, предоставленное на время работы;
  • предоставлять сведения о смене гражданства Российской Федерации в день получения документального подтверждения.

Стать помощником судьи можно, пройдя строгий отбор. Одно из главных требований для кандидатов — наличие высшего юридического образования. Какими еще навыками надо обладать, чтобы устроиться на место помощника судьи? Как проходит собеседование? Сколько платят? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Настольная книга помощника судьи: организация работы и гражданское судопроизводство — (выпуск 2) (под общ

По Республике Бурятия аналогичные показатели за последние 5 лет выглядят следующим образом: работники аппаратов судов — 13,1%, работники прокуратуры — 9,9%, адвокаты — 5,9%, юрисконсульты — 1,8%, работники следственного аппарата органов внутренних дел — 0,9%, нотариата — 0,9% и т.д. Таким образом, большая часть кадрового состава судей представлена высококвалифицированными юристами, имеющими большой опыт судебной работы, в том числе в должности помощника судьи.

Настоящий, уже второй выпуск «Настольной книги помощника судьи: организация работы и гражданское судопроизводство» является не только актуальным и по существу значимым с практической точки зрения, но и обладает несомненной ценностью в качестве учебного пособия, так как рассчитано оно прежде всего на практических работников, избравших своей работой начальную ступень «служителей правосудия».

Тема: Обсуждение работы помощников, секретарей, etc

Блин с удовольствием бы ушла, но 18 лет в суде, причем в уголовной инстанции (как все потенциальные работодатели говорят — узкая специализация)- кому я нужна с такими “заслугами”.

Сейчас 5-летний срок подойдет после вышки- и сдавать экзамены, потому что смысла дальше в помощниках сидеть нет.

Работаю в надзоре уголовной- все по помощниках- проэкты, отказы, непроцессуальные жалобы, а судьи в креслах качаются и ждут когда ты им все принесешь.

Кто такой помощник судьи

Федеральные конституционные законы (в том числе Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», федеральные законы (в том числе Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132- I «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законы, направленные на осуществление правосудия, постановления (определения) Конституционного Суда Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность федеральных судов общей юрисдикции и особенности прохождения государственной гражданской службы;

2.1. Лица, претендующие на замещение должности федеральной государственной гражданской службы «помощник судьи», должен иметь высшее юридическое образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации.

Читать еще:  Положено ли матери одиночке жилье от государства

Будни юриста: Судьи и помощники

Исходя из вышесказанного, если у вас не хватает в деле важного документа или он оформлен не по правилам и по нему есть вопросы: не пытайтесь сгладить это излишне вежливым отношением к судье. Пустая трата времени. Лучше отправьте на заседание представителя, который может сказать «Мне об этом ничего не известно».

Зарплата помощника судьи в 2019-2020 году

Многие до сих пор верят, что помощники судей получают зарплату в процентах от вознаграждения судей. А раз у судей неплохая зарплата, то и помощник получает ого-го.

К сожалению, зарплата всего аппарата суда оставляет делать лучшего.

Вот как выглядят оклады работников аппарата суда, прописанные в Указе Президента РФ от 25.07.2006 N 763 (ред. от 19.07.2018).

Перспективы помощника судьи

Основная перспектива – это сдача экзамена на судью и последующая подача документов на конкурс. Именно поэтому должность «помощник судьи» в любом суде является самой престижной, при этом еще и кандидат выбирается без конкурса (т.к. временная должность – на срок полномочий судьи). Попасть же на более низкие должности не составит никакого труда, особенно в крупных городах.

Во многих регионах действует негласное правило – перед назначением судьей кандидат должен некоторое время поработать в аппарате суда и обязательно – помощником судьи, дабы проникнуться всей судебной «кухней».

Важные личные качества

Портрет ассистента определяет престиж как самого судебного аппарата, так и конкретной инстанции, потому требования к нему очень высоки. Обязательные качества, навыки, черты характера:

  • кропотливое изучение нюансов;
  • стрессоустойчивость;
  • вежливость;
  • объективность;
  • принципиальность;
  • способность внятно излагать мысли;
  • навыки оформления документации;
  • быстрая печать;
  • открытость в общении;
  • коммуникабельность;
  • трудолюбие.

Районные суды

Районный суд – следующий уровень иерархической лестницы судов общей юрисдикции. Работа здесь может отличаться очень сильно. Объем функций, занятость, набор действий ассистента определяют:

  • распределение обязанностей (территориальный, функциональный, персональный тип организации);
  • загрузку руководителя;
  • штат судебной организации (региональные суды часто страдают от недобора кадров).

В зависимости от обстоятельств помощник может выполнять коммуникационные задачи (работа с населением, заявителями), организационные, деловодческие. Загрузка прямо связана с должностью и назначением (характер рассматриваемых дел, объем работы суда).

Перечень прав и обязанностей

Права и обязанности судей четко регламентированы законом, с помощниками ситуация иная. Их деятельность определяется по месту, может включать различные виды работ. Независимо от характера действий юрист имеет право:

  • повышать квалификацию (проходить обучение заочно);
  • изучать архивные материалы по поручению или с целью профессионального развития;
  • получать справки, иные данные из смежных инстанций правоохранительной системы, исполнительной, судебной власти;
  • инициировать внесение руководителем предложений по правкам законодательных актов;
  • предлагать условия для оптимизации собственной работы и деятельности судьи.

Пул обязанностей ассистента:

  • подготовка судебного заседания;
  • изучение, сортировка, разбор обстоятельств исков/заявлений;
  • прием звонков, заявлений, ходатайств, исков от населения;
  • выполнение поручений, связанных с профессиональной деятельностью;
  • подготовка макетов решений, постановлений, актов;
  • ведение записи рассмотрения дел;
  • подготовка отчетных, аналитических сведений, данных по результатам работы;
  • общение с гражданами (юридическими лицами);
  • мониторинг состояния дел, находящихся в ведении;
  • подготовка запросов в смежные инстанции при необходимости получения дополнительной информации;
  • поиск прецедентов по делам, схожим с рассматриваемым;
  • поиск и сверка законных норм;
  • предоставление публичного отчета о проделанной работе.

Набор обязанностей ассистента очень большой. Основная работа помощника сводится к организации, сопровождению, обеспечению беспрерывной деятельности непосредственного руководителя.

Что входит в обязанности помощника судьи?

Прежде чем пытаться пройти собеседование, необходимо узнать, чем предстоит заниматься на работе. Помощник судьи должен будет выполнять следующие обязанности:

  • Изучать иски и заявления, которые поступают. Готовить проекты судебных дел по ним. Предлагать пути их решения.
  • Помогать с организацией слушаний и предварительных заседаний.
  • Готовить дела к судебному процессу.
  • Следить за состоянием разбирательств, работа над которыми была приостановлена.
  • Изучать схожие судебные дела, чтобы понять, как их можно разрешить в рамках закона.
  • Готовить юридические документы и отчеты, связанные с текущими разбирательствами.
  • Формировать ответы на вопросы и предложения, поступающие судье.
  • Заниматься подготовкой докладов для публичных отчетов о проделанной работе.

Если в организации не хватает работников, помощник может вести дела нескольких судей. Или выполнять обязанности секретаря. Например, отвечать на звонки или отправлять документацию.

Особенности работы в мировом и арбитражном суде

Помощник мирового судьи занимается разбирательством дел по следующим вопросам:

  • выплата алиментов;
  • распределение наследства;
  • расторжение брака;
  • расторжение договоров;
  • уголовные дела легкой степени тяжести, например нанесение легкого вреда здоровью или угрозы.

Помощник арбитражного судьи работает над процессами, связанными со спорами между юридическими организациями и лицами. Также он занимается делами, касающимися коммерческих вопросов.

Должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Осинском районном суде должность федеральной государственной гражданской службы помощника судьи

Помощник судьи районного суда руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международно-правовыми актами, федеральными конституционными законами и федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, постановлениями Совета судей Российской Федерации, приказами и распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателя верховного суда республики, областного и равного им суда, председателя районного суда, гарнизонного военного суда нормативными правовыми актами и руководящими документами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, настоящим Типовым должностным регламентом.

1.3. Согласно пункту 2 части 2 статьи 9 Федерального закона о государственной гражданской службе должность федеральной государственной гражданской службы “помощник судьи” учреждается для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих федеральные государственные должности “судья федерального суда”.

Помощник судьи. Секретарь судебного заседания

Полномочия, права и обязанности секретаря судебного заседания определяются Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Иные участники арбитражного процесса, помогающие суду в осуществлении возложенных на них полномочий

Под такими иными участниками процесса, помогающими суду осуществлять все возложенные на него законом полномочия, подразумеваются помощник судьи и секретарь судебного заседания. Секретарем заседания является должностное лицо, уполномоченное на ведение протокола в ходе рассмотрения дела.

При выполнении возложенных на него функций, он должен правильно и полно излагать в составляемом им документе действия, которые были совершены в ходе проведения разбирательства, а также все решения суда, принятые по результатам рассмотрения дела. Стоит отметить, что секретарь заседания – это не работник канцелярии. При проведении процесса он осуществляет также и удостоверительную функцию, ведь составляемый им протокол – разновидность доказательства. Помощник судьи – это участник судопроизводства, оказывающий помощь судье в осуществлении подготовки материалов дела к его рассмотрению, а также непосредственно в процессе заседания. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно акцентирует внимание на том, что такой субъект не имеет права выполнять функции, которые прямо или косвенно направлены на осуществление правосудия.

Помощник судьи. Его правовой статус и возложенные на него функции

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, равно как и все принятые на его основании федеральные законы, рассматривают помощника судьи в качестве лица, которое принимает непосредственное участие в процессе. Соответственно, данные лица имеют определенный правовой статус и специальные функции. В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, касающихся регулирования процесса судопроизводства, все специфические обязанности, направленные на ведение протокола судебного заседания и совершения определенных действий могут осуществляться судьей вплоть до того момента, как будет назначен помощник судьи.

В свою очередь, помощник судьи должен выполнять такие функции непосредственно до назначения секретаря заседания.

Выделяется еще ряд функций, которые могут быть возложены на помощника судьи:

  • по поручению судьи он может принимать участие в подготовке дела к предстоящему судебному разбирательству;
  • в функции помощника судьи входит помощь судье в организации процесса, его планировании, планировании предстоящего собеседования, предварительного заседания;
  • информирует судью о наличии определенных доказательств;
  • извещает судью о наличии заявлений и ходатайств, поданных лицами, принимающими участие в судопроизводстве по рассматриваемому делу;
  • информирует всех лиц, принимающих участие в деле, их законных представителей о реквизитах арбитражного суда, в котором будет проходить рассмотрение дела, об информационных ресурсах, где можно будет почерпнуть всю необходимую информацию.
Читать еще:  Оплата госпошлины по решению суда

Отдельно стоит отметить тот факт, что в соответствии с нормами, содержащимися в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, помощник судьи не имеет права осуществлять выполнение функций:

  • направленных на осуществление правосудия;
  • направленных на совершение определенных действий, которое влекут за собой изменение прав и обязанностей лиц, принимающих участие в рассмотрении дела и прочих участников судопроизводства.

Несмотря на то, что помощник судьи не может оказать своими действиями никакого влияния на исход дела, равно как и на материально-правовые отношения между сторонами, ему также может быть заявлен отвод. Отвод может быть заявлен в случаях, когда у одного из участников арбитражного процесса появится доказательство того, что помощник судьи заинтересован в результатах рассмотрения дела. Помощник судьи, также как непосредственно сам судья и секретарь заседания, имеет право заявить самоотвод.

Полномочия, права и обязанности, которыми обладает секретарь судебного заседания

Несмотря на то, что фактически секретарь судебного заседания не занимается разрешением дела, он может повлиять на объективность, так как отражает в протоколе заседания ход арбитражного процесса. Составляя протокол заседания, секретарь, так или иначе, излагает свое видение процесса. Именно по этой причине в качестве секретаря должно выступать незаинтересованное лицо – это является основным требованием для участия секретаря в рассматриваемом процессе. При выявлении до судебного разбирательства или в его ходе обстоятельств, которые могут указывать на заинтересованность данного участника процесса в исходе дела, ему должен быть заявлен отвод. Сам секретарь также имеет право заявить самоотвод.

Полномочия, права и обязанности секретаря судебного заседания определяются Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Согласно данному нормативному акту секретарь судебного заседания обязан осуществлять следующие функции:

  • проверять явку в зал заседания всех лиц, принимающих участие в деле, после чего доложить об этом судье;
  • максимально полно и грамотно изложить в протоколе судебного заседания все действия и принятые решения суда, действия, совершенные каждым отдельным участником процесса;
  • в установленные на уровне законодательства сроки изготовить протокол заседания, подписать его вместе с председательствующим судьей.

Если между председательствующим судьей и секретарем возникли разногласия по поводу содержания протокола, последний имеет право приложить к составленному им протоколу свои замечания, которые впоследствии будут рассмотрены составом суда. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно выделяет перечень лиц, которые не могут осуществлять деятельность в качестве секретарей судебного заседания. К ним относятся:

  • лица, которые прямо или косвенно заинтересованы в исходе рассматриваемого дела;
  • лица, принимавшие участие в его рассмотрении, вне зависимости от того, в качестве кого они принимали такое участие. Исключение составляют только случаи, когда в предыдущем рассмотрении данного дела, это лицо принимало в нем участие в качестве секретаря;
  • лица, родственники которых принимают участие в рассмотрении дела.

При выявлении одного из вышеперечисленных обстоятельств секретарь заседания должен заявить о самоотводе. Если секретарь не выполняет такой обязанности, отвод ему может заявить любой из участников рассматриваемого дела.

Окончательное решение касательно отвода секретаря может быть принято только судьей, на основании рассмотрения им поданного ходатайства.

В отдельных случаях участникам судопроизводства требуется получить копию определения, вынесенного арбитражным судом по результатам судебного разбирательства. Подготовкой такой копии занимается секретарь заседания или помощник судьи. Стоит отметить, что все данные копии обязательно должны быть заверены подписями судьи, секретаря, а также на документе должна стоять печать арбитражного суда. Если копия определения состоит из нескольких листов, секретарь обязательно должен пронумеровать их, прошнуровать и скрепить печатью.

Правовой статус помощников судей в России

Дата публикации: 17.02.2019 2019-02-17

Статья просмотрена: 1765 раз

Библиографическое описание:

Ондар Б. Н. Правовой статус помощников судей в России // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 198-201. — URL https://moluch.ru/archive/245/56491/ (дата обращения: 12.02.2020).

Настоящая статья посвящена изучению статуса помощников председателей суда (судей). Автором подчеркнуто, что качественное осуществление обязанностей данными служащими в недостаточной мере обеспечено в материальном плане. Рост судебной нагрузки обусловливает поиск эффективных механизмов по совершенствованию основ правового статуса помощников судей.

Ключевые слова: помощники председателей суда (судей), правовой статус, материальное обеспечение, отправление правосудия

Как известно, в качестве одной из целей, которую предстоит достичь в ходе принятия Единого процессуального кодекса РФ (ЕПК РФ), выступает совершенствование правового положения субъектов, содействующих отправлению правосудия, среди которых — помощники судей.

Вопросы повышения эффективности организации и деятельности судей в судебных органах различной юрисдикции обладают большой значимостью, поскольку это напрямую связано с повышением качества отправления правосудия, соблюдением сроков рассмотрения и разрешения дел судами, техническим и информационным обеспечением судей в процессе подготовки и урегулирования судебных споров, а, в конечном счете, на своевременном и полном восстановлении нарушенных прав физических, юридических лиц, их объединений и самого государства.

В нашей стране с 2000 года для разрешения возникающих технических, а также информационных проблем в сфере обеспечения судейской деятельности арбитражных судов и судов общей юрисдикции были введены должности таких сотрудников аппаратов судов, как помощники судей.

В рамках исполнение требований Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, которую утвердило Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 года № 805 [4], положения АПК РФ [1] были дополнены нормами, определяющими основы правового положения помощника судьи. К слову, текст ГПК РФ [2] такими нормами до настоящего времени не пополнен.

В свое время включение в штаты судов рассматриваемых должностей, по мнению А. П. Фокова, стало следствием осознания необходимости оказать содействие председателям судов (и судьям) в осуществлении ими судейских обязанностей посредством переложения части технических функций на государственных служащих, чем освободив судьям служебное время для более качественного осуществления своих прямых обязанностей по отправлению правосудия [11]. По прошествии более чем полутора десятков лет, на сегодняшний день уже достаточно сложно представить процедуру отправления правосудия в отсутствие четко отлаженной и качественно скоординированной деятельности, в том числе, за счет работы помощников судей. Такой прорыв в вопросах судебной организации даже побудил отдельных специалистов предложить продолжение расширения функций рассматриваемых служащих, возложив на них осуществление функций по судебному примирению сторон [12].

Стоит согласиться с тем, что на современном этапе развития отечественной судебной системы, требуется постоянное движение к реформированию в данной сфере, повышая качество организации работы судей, для чего необходимо проанализировать основы правового статуса помощников судей и его особенности.

Основы статуса помощников судей, являющихся государственными служащими, устанавливаются в положениях Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» [3]. В данном статусе включаются права, обязанности, ограничения, запреты, а также обязанности данных служащих, чем предопределено содержание служебных правовых отношений.

Согласно предъявляемым требованиям, занятие должности помощника судьи требует обладания высшим юридическим образованием. Кроме того, предъявляются требования к стажу работу: стаж государственной гражданской службы не менее 2 лет либо опыт работы по юридической специальности не менее 4 лет. Рассматриваемая должность отнесена в ведущую группу категории «помощники (советники)». В судах субъектов Федерации и окружных (флотских) военных судах она соответствует классным чинам «советника юстиции 1-го класса» («советника юстиции 2-го класса»), в районных и гарнизонных военных судах — «советника юстиции 2-го класса» («советника юстиции 3-го класса»). К числу обязанностей помощника относится осуществление организационно-правового, информационного, документационного и иного обеспечения деятельности соответствующего председателя суда (судьи).

Читать еще:  Обжалование выговора в суде

В соответствии с действующей организацией работы судов, помощники судей как государственные служащие являются подотчетными своим непосредственным руководителям — судьям, вышестоящим руководителям, которым является соответствующий председатель суда, их заместителям, в процессе исполнения своих служебных обязанностей.

Полномочия и функции, которыми наделяются помощники председателей арбитражных судов, помощники судей в федеральных судах общей юрисдикции регламентируются процессуальным законодательством РФ, а также должностными регламентами, которые утверждаются соответствующим председателем суда на основании типовых должностных регламентов, утвержденных Судебным департаментом при Верховном Суде России.

В настоящее время типовой должностной регламент помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, который утвердил Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 06.12.2010 года № 272 [5], выступает в качестве основного рабочего документа в вопросах определения нормативной модели деятельности каждого конкретного помощника председателя суда (судьи).

Обратим внимание на то, что названный документ составлен достаточно объемно, из его 12 разделов можно усмотреть, что на помощников возложено колоссальное количество обязанностей, касающихся службы в судебных органах, а также к ним применяются нормы значительного количества нормативно-правовых федеральных документов, в частности, российская Конституция, указы Президента России, Постановления Правительства РФ и пр., которые в своей совокупности должны ими неукоснительно исполняться и соблюдаться. Регламентом определяются квалификационные требования в отношении помощников, их должностные обязанности, а также служебные полномочия. Кроме того, здесь закрепляются критерии оценки профессиональной служебной деятельности помощников.

Нельзя, однако, не учитывать то, что если судьи, выступающие носителями судебной власти и отправителями правосудия, ощутимо защищены законом и могут отстаивать собственные права при их нарушении в различных инстанциях и властных структурах (ККС, ВККС, судах, в том числе, в Верховном Суде Российской Федерации (в том числе, в его Дисциплинарной коллегии, а ранее — даже в самостоятельном органе, которым до своего упразднения было Дисциплинарное судебное присутствие), Европейском суде по правам человека), то помощники судей такие привилегии не имеют, а потому их интересы защищаются аналогично с иными гражданами, организациями по положениям процессуального законодательства, его общегражданскими подведомственностью и подсудностью.

Тем не менее, изучение содержания полномочий помощников судей демонстрирует их прочную связь с полномочиями, выполняемыми председателем суда и судьей. Положение такого помощника находится в полной зависимости от статуса, а также положения соответствующего председателя суда и судьи, поскольку именно ими оценивается качество трудовой активности помощников.

Кроме того, нельзя не признать, что помощник в недостаточной мере законодательно обеспечен наличием прав, гарантирующих, что, при прекращении деятельности председателем (судьей), вновь назначенным председателем суда (судьей) будет дано согласие на продолжение трудовой деятельности такого помощника в ранее занимаемой им должности.

Таким образом, очевидно, что по законодательству РФ требования в отношении помощников председателя суда (судей) достаточно высоки, тогда как защищенность, если трудиться вплоть до достижения пенсионного возраста на данной должности, даже с позиций материального обеспечения является явно недостаточной.

Значительное число трудностей, особенно когда речь заходит о судебных органах в регионах страны, обнаруживается в вопросах, касающихся оплаты труда рассматриваемых сотрудников, организации их служебного времени (отсутствие собственных индивидуальных служебных помещений в судах, слабое материально-техническое обеспечение службы, постоянный рост служебной нагрузки, предоставление отпусков не по личному желанию помощника, непредоставление каких-либо сопоставимых с судьями по объему и количеству льгот и преимуществ) — перечисленные организационно-технические сложности приводят к постоянному некомплекту в штатах судом рассматриваемых служащих [8].

Надо сказать, что в СМИ нередко можно встретить информацию о том, что к работе рассматриваемых служащих предъявляются претензии, а также что ими ненадлежащим образом исполняются возложенные на них обязанности: «правосудие осуществляется помощниками судей по их усмотрению», в результате чего, по мнению опрошенных лиц, загруженность судов исками и иными делами влечет «стирание» граней между обязанностями судей и помощников судьи; пользователи сети Интернет имеют доступ к документам, изготовленным помощниками судей, что в значительной мере подрывает авторитет судебных органов; в результате информатизации и введения обязательной публикации судебных документов, существенно увеличилось количество промежуточных решений, объем описания в текстах фактических обстоятельств спора, подробное нормативное обоснование принятого решения, что требует участия в данной сфере помощников судей.

Хотя имеются перечисленные выше претензии, в целом значительное число исследователей все же признают важность и значимость рассматриваемого института, а также потребность его сохранения для обеспечения бесперебойного функционирования судебных органов по отправлению правосудия [6].

Очевидно, что данная процессуальная фигура способна качественно решать значительное число вопросов оптимизации отечественной системы судов. Как отмечает на этот счет Л. А. Прокудина, начиная стадией обращения в суд с заявлением, помощник в состоянии оказать содействие гражданам в правильном инициировании судопроизводства; причем эффективность данного аспекта деятельности помощника может существенно возрасти, если включить в российскую правовую практику, к примеру, отдельные наработки США, согласно сложившейся практике в которых судебные клерки (администраторы) оказывают повсеместную помощь для целей надлежащего возбуждения дела [9].

При этом поддержим мнение исследователей о том, что зарубежный опыт в вопросах передачи отдельных полномочий судей в процессе подготовки дела к судебному разбирательству на помощников вполне реален, однако, для этого требуется законодательная и материально-техническая подготовка [10].

Изучение материалов литературы показывает, что сами работники судебной системы считают, что для занятия должности помощника требуется прохождение основательной теоретической подготовки (от года до трех лет), наличие которой могло бы стать в последующем преимуществом в процессе отбора для занятия судейской должности. Помощники судей представляют собой реальную базу для конкурсного отбора на судейские должности. В случае правильного подхода помощники судей, обладая правовыми и нравственными ценностями, представляя всю тяжесть труда судей, будут наиболее реальными кандидатами на занятие судейской должности.

Сегодня можно встретить распространенное мнение о том, что судьи признают рост квалификации помощников с того момента, как их должности были введены в судах. Качественно организованные деловые отношения судей и их помощников выступают критерием надлежащей подготовки дел к судебному разбирательству. Распространенной практикой является введение шестимесячного испытательного срока для них, когда судья получает возможность оценить подготовку помощника для того, чтобы ему можно было поручить самостоятельную деятельность по должностным обязанностям.

Арбитражными судьями отметается, что рост количества обращений в суды и рост трудоемкости споров в результате усложнения общественных отношений влечет потребность в увеличении количества помощников судей, что особенно касается апелляционных, кассационных инстанций. Разрешение жалоб этими инстанциями по законодательству, как правило, проходит при коллегиальном составе, в результате чего помощники каждого из судей, в особенности, председательствующего судьи (судьи-докладчика), испытывают колоссальную нагрузку по подготовке рассмотрения соответствующего дела.

Поэтому есть основания для определения направлений по совершенствованию из деятельности, в том числе, на основании опыта, накопленного в зарубежных странах.

В то же время стоит признать, что статус помощника председателя суда (судьи) — представляет собой именно статус государственного служащего, а потому весь цивилизованный мир отказался от возложения на него функций по отправлению правосудия.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector