15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовой статус консультанта суда

Консультант суда: должностные обязанности

Секретарь суда ведет с небольшими объемами суда делопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам, а именно:

регистрирует, учитывает и хранит все судебные дела, находящиеся в производстве суда (не сданные в архив), жалобы, протесты на решения, приговоры, определения, постановления суда;

ведет учетно-регистрационные журналы и карточки;

подготавливает и направляет документы по исполнению приговоров, решений, судебных приказов, определений, постановлений и осуществляет контроль за получением сообщений об их исполнении;

составляет статические отчеты;

регистрирует и учитывает исполнительные документы, переданные на исполнение судебным приставам-исполнителям;

подготавливает и сдает в архив законченные дела, журналы и карточки.

В многосоставных судах с большим количеством рассматриваемых дел секретари, как правило, специализируются отдельно по уголовным, административным и гражданским делам с перечисленными функциями по закрепленным категориям дел.

Делопроизводитель выполняет работу по поручению заведующего канцелярией и секретаря суда.

Консультант ведет систематизацию законодательства, судебной практики вышестоящих судов, учитывает юридическую литературу. На него может быть возложена обязанность информировать сотрудников об изменениях в законодательстве и судебной практике вышестоящих судов, ведение протоколов оперативных совещаний, учет частных определений и контроль за их исполнением и ряд других поручений, связанных с пониманием и знанием судопроизводства и законодательства, а также анализ статистических данных по суду, подготовка запросов и ответов по жалобам и заявлениям.

Архивариус и секретарь судебного совещания

принимает, хранит, учитывает, выдает по запросам: дела, материалы, копии документов из архивных дел, подлинники документов, справки с разрешения судей и председателя суда;

ведет журналы архива суда;

следит за соблюдением необходимого для сохранения дел режимом архива (температура, степень влажности, отсутствие плесени, проветривание и т.д.);

подготавливает и оформляет дела, подлежащие сдаче в архивное учреждение для постоянного хранения дел, имеющих особую историческую, правовую и иную ценность;

производит отбор судебных дел, материалов, нарядов и других документов для постоянного хранения в суде или оформления их для уничтожения.

Секретарь судебного заседания — процессуальная фигура. Он субъект процессуальной деятельности. Его права и обязанности указаны в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве (например, ст. 20, 228 ГПК и др., ст.244, 272 УПК и др.). Согласно Временной инструкции на секретаря судебного заседания возлагается:

выполнение поручений судьи непосредственно связанных с приемом граждан;

оформление и вывешивание для общего сведения списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании;

проверка явки лиц, вызванных в судебное заседание по конкретному делу;

ведение протоколов судебных заседаний;

оформление судебных дел после их рассмотрения;

своевременная (практически в день заседания) отметка в журнале учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании (занесение их в журнал учета до начала судебного заседания), отметка о результатах их рассмотрения;

выписка исполнительных листов по решениям, подлежащим немедленному исполнению, а также по делам, решения и приговоры по которым вступили в законную силу.

Из перечисленных обязанностей главная у секретаря судебного заседания — ведение протокола судебного заседания, который имеет важнейшее процессуальное значение, так, например, если приговор и отраженные в протоколе обстоятельства, представленные доказательства или дата приговора и протокола, указанные в них составы суда не будут соответствовать друг другу, то приговор подлежит отмене вышестоящей инстанцией.

Протокол — специальный процессуальный документ, фиксирующий все действия суда при рассмотрении дела.

Секретарь судебного заседания должен тщательно следить за выпиской повесток, извещением участвующих в судебном разбирательстве лиц, свидетелей, экспертов, специалистов, точно указывать место и время рассмотрения дела.

В частности, по уголовным делам он должен учитывать, что копия обвинительного заключения должна быть вручена подсудимому не позднее, чем за 3 суток до рассмотрения дела в судебном заседании.

За верность протокола отвечают судья и секретарь судебного заседания.

Консультант суда: должностные обязанности

Образец бланка (пример шаблона) инструкции:

Типовая должностная инструкция

консультанта местного общего суда

1.1. Должностная инструкция консультанта местного суда устанавливает единые принципы деятельности, объем должностных обязанностей и основные требования по их выполнению, права и ответственность лица, занимающего должность консультанта местного общего суда (далее — консультант).

1.2. Консультант является должностным лицом аппарата местного общего суда (далее — суд), правовой статус которого определяется Законом Украины «О государственной службе».

1.3. Консультант назначается на должность и освобождается от должности приказом председателя соответствующего суда с соблюдением требований трудового законодательства и законодательства о государственной службе Украины.

1.4. На должность консультанта назначается лицо, имеющее высшее образование по специальности «Правоведение» или «Правоохранительная деятельность» образовательно-квалификационному уровню магистра или специалиста, стаж работы на государственной службе в судебных органах Украины не менее 2 лет или общий стаж работы по специальности не менее 3 лет.

1.5. Консультант непосредственно подчинен руководителю аппарата суда.

1.6. Консультант суда непосредственно подчиненных работников аппарата суда не имеет.

1.7. В своей работе руководствуется Конституцией Украины, Гражданским процессуальным, Уголовно-процессуальным и другими кодексами Украины, Законами Украины «О судоустройстве Украины», «О статусе судей», «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией» и другими законами Украины, решениями Конституционный Суд Украины, актами Президента Украины, Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины, актами законодательства и нормативными документами, регламентирующими деятельность судебных органов, Положением о Государственной судебной администрации Украины, Положением о территориальных управлениях Государственной судебной администрации, постановлениями коллегии, приказами, инструкциями и рекомендациями Государственной судебной администрации Украины и соответствующего территориального управления Государственной судебной администрации, соответствующим Положением о службе судебных распорядителей и организации ее деятельности, другими нормативно-правовыми актами и настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет систематизацию законодательства и судебной практики, решений Конституционного Суда Украины, учет и хранение актов законодательства и судебной практики.

2.2. Осуществляет ведение контрольных кодексов.

2.3. Информирует работников суда об изменениях в действующем законодательстве Украины и судебной практике судебных органов высшего уровня.

2.4. Проводит обобщение работы суда из обращения судебных решений к исполнению.

2.5. Организует работу библиотеки суда, подбор литературы для работников суда, координирует работу библиотекаря суда.

2.6. Обеспечивает работу системы комплексного информационного обеспечения «Лига».

2.7. Обеспечивает прием и отправка электронной почты.

2.8. Контролирует ведение делопроизводства в суде.

2.9. Координирует работу архива суда, оказывает методическую и практическую помощь работникам архива суда.

2.10. Ведет кадровую работу в отношении работников аппарата суда.

2.11. Осуществляет работу по повышению квалификации работников суда.

2.12. Осуществляет контроль за ведением учета и хранением судебных дел, ведением судебной статистики, своевременным и качественным составлением статистических отчетов, координирует работу старшего секретаря суда.

2.13. Контролирует надлежащий учет и хранение вещественных доказательств.

2.14. Ведет аналитическую работу по разным направлениям деятельности суда в соответствии с внутренним распределением обязанностей между консультантами суда.

2.15. Осуществляет учет обращений граждан и юридических лиц, проводит анализ работы суда по рассмотрению обращений.

2.16. По поручению председателя суда или руководителя аппарата суда рассматривает обращения и готовит проекты ответов на них.

2.17. Осуществляет контроль за выполнением отдельных постановлений, готовит информацию председателю суда и руководителю аппарата о состоянии этой работы, соответствующие обобщения и предложения по улучшению работы.

2.18. Осуществляет оформление проектов поручений суда о выполнении судами других государств отдельных процессуальных действий, о вручении судебных документов по гражданским, уголовным делам, об экстрадиции правонарушителей на территорию Украины, оформляет ходатайство о признании и исполнении решений суда на территории других государств, обеспечивает оформление и выполнение поручений судов иностранных государств в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и других международно-правовых договоров Украины о правовой помощи, ратифицированных Верховной Радой Украины.

2.19. Участвует в планировании работы суда, по поручению председателя суда или руководителя аппарата осуществляет контроль за выполнением отдельных разделов плана работу суда.

2.20. Изучает вопросы организационного обеспечения деятельности суда и готовит предложения по его улучшению в соответствии с внутренним распределением обязанностей между консультантами.

2.21. Выполняет другие поручения председателя суда и руководителя аппарата суда.

3.1. Пользоваться правами и свободами, предусмотренными Конституцией Украины, Законами Украины «О государственной службе», «О судоустройстве Украины» и другими актами законодательства.

3.2. На социально-правовую защиту в соответствии со своим статусом.

3.3. Вносить предложения по совершенствованию работы по обеспечению деятельности консультантов и суда.

3.4. Получать от работников аппарата суда необходимую информацию для выполнения своих задач и обязанностей.

3.5. Участвовать в совещаниях и собраниях трудового коллектива суда.

4.1. Консультант суда в соответствии с Кодексом законов о труде Украины, Законов Украины «О государственной службе» и «О борьбе с коррупцией» несет ответственность за нарушение трудовой дисциплины, некачественное или несвоевременное выполнение должностных задач и обязанностей, бездеятельность или неиспользование предоставленных прав, нарушение норм этики поведения государственного служащего и ограничений, связанных с приемом на государственную службу и ее прохождением.

Читать еще:  Наличие судебных исков проверить

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ДОЛЖНОСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ АППАРАТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И СИСТЕМЫ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

III. Должностные обязанности, права и ответственность ведущего консультанта

III. Должностные обязанности, права и ответственность
ведущего консультанта

3.1. Основные обязанности ведущего консультанта:

(указать обязанности в соответствии с положением о соответствующем структурном подразделении);

своевременно и качественно выполнять поручения начальника Отдела и его заместителей по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;

оказывать методическую и практическую помощь главным и ведущим специалистам Отдела;

вносить предложения о продлении срока исполнения документов;

в отсутствие других работников Отдела по поручению начальника Отдела или его заместителя выполнять их обязанности;

систематически повышать свою квалификацию.

3.2. Права ведущего консультанта.

Основные права ведущего консультанта как гражданского служащего установлены статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе:

знакомиться с документами, определяющими его должностные обязанности, права и ответственность, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе;

получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

на создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Кроме того, ведущий консультант имеет право:

(указать права в соответствии с положением о соответствующем структурном подразделении);

осуществлять взаимодействие с государственными служащими Отдела, Управления и иных структурных подразделений Судебного департамента;

выносить на рассмотрение начальника Отдела предложения по улучшению деятельности Отдела, совершенствованию его работы, а также своей деятельности, предлагать варианты устранения недостатков в деятельности Отдела.

3.3. Ответственность ведущего консультанта.

Ведущий консультант несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, а также за:

действия или бездействия, ведущие к нарушению прав или законных интересов граждан;

разглашение сведений, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей;

несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний начальника Отдела и его заместителя;

нарушение положений Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

несвоевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, судов, федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации, а также учреждений и организаций Российской Федерации.

(дополнительно указать ответственность в соответствии с положением о соответствующем структурном подразделении).

Согласно статье 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Правовой статус консультанта суда

Состав суда

Для рассмотрения каждого дела назначается определенный состав суда.

И решая вопрос об обращении в суд, нужно учитывать, как и кем будет рассмотрено то или иное дело.

какие полномочия есть у судей при коллегиальном (3 и более) рассмотрении, как истец (заявитель) может влиять на состав суда.

Судебная власть в нашей стране реализуется исключительно через судей. В этой публикации размещена информация о судейском составе, его полномочиях, а также дополнительные сведения, с помощью которых может быть заявлен отвод судье.

Классификация судов РФ по гражданским делам

Все суды, осуществляющие рассмотрение гражданских дел, разделяют на две группы:

  • первая группа – суды первой инстанции. Те, которые рассматривают дело после поступления иска с соблюдением правил подведомственности и подсудности. Состоят из мировых, районных и, в определенных случаях, вышестоящих судов. Функция судов такой группы – рассмотрение дела по существу и вынесение решения суда.
  • вторая группа – апелляционные, кассационные и надзорные суды, в функции которых входит в основном проверка обоснованности, полноты и законности решений нижестоящих судов.

Полномочия кассационных и надзорных судов осуществляют профессиональные судьи, состоящие в президиуме или судебной коллегии.

Состав суда, как органа судебной власти

Состав районных судов можно разделить по двум критериям.

К первому относится численность судей. В зависимости от нагрузки и численности населения соответствующего района состав суда включает несколько федеральных судей.

Председатель суда решает организационные и кадровые вопросы, поскольку назначает и освобождает от должности сотрудников судебного аппарата, а также осуществляет руководство судом.

При этом и сам участвует в рассмотрении дел.

Заместитель председателя суда, кроме выполнения обязанностей судьи, исполняет отдельные поручения председателя и замещает его во время отсутствия.

Ко второму критерию относится аппарат районного суда. Такой аппарат включает следующие должности:

  • помощник председателя;
  • помощник судьи;
  • судебный администратор;
  • консультант;
  • главный специалист;
  • специалист І категории;
  • специалист ІІ категории:
  • специалист.

Все работники аппарата – государственные служащие, имеющие специальные звания и классные чины.

Как определить состав суда

Запоминаем простое правило. В суде первой инстанции (после подачи иска до вынесения решения, определение не считается) дело рассматривает один судья единолично (крайне редко назначаются 3 судьи, но это дела по защите избирательных прав).

Какой именно судья? Обычно судьи имеют определенную специализацию. И посмотреть, кто чаще всего рассматривает исковые требования по конкретному вопросу, можно на официальном сайте суда с помощью рубрики судебное делопроизводство.

Если интересуют совсем частности.

В ГПК РФ закреплен принцип независимости судей, который в случае невозможности соблюдения влияет на состав суда. При заявлении отвода судье, который будет удовлетворен, судья будет заменен.

Во всех остальных инстанциях – при апелляционном, кассационном и обжаловании в порядке надзора – состав суда назначается коллегиальным.

Апелляционная жалоба рассматривается 3 судьями, один из которых назначается председательствующим, кассационная и надзорная жалоба рассматриваются судьей – председательствующим и не менее, чем еще 2 судьями.

Полномочия помощника судьи

Полномочия помощника судьи заключаются:

  • в подборе правовых и нормативных актов, требуемых для рассмотрения спора;
  • в контроле сбора и анализе данных для формирования статистической отчетности;
  • в подготовке докладов.

Полномочия помощника председателя суда, кроме вышеперечисленных, также включают:

  • выполнение поручений председателя при проведении служебных проверок;
  • организационное сопровождение приема граждан;
  • подготовку ответов на обращение граждан, поступивших в суд;
  • исполнение прочих поручений председателя суда.

Полномочия администратора суда

Организационную деятельность районного суда обеспечивает его администратор. Он назначается на должность и освобождается от нее начальником управления Судебного департамента по представлению председателя суда.

Отличительная особенность судебного администратора от иных должностей судебного аппарата заключается в двойном подчинении: председателю суда и руководителю органа Судебного департамента (является штатной единицей такого департамента).

Полномочия администратора заключаются:

  • в организации деятельности суда (подготовка к проведению судебного слушания);
  • в организации ведения делопроизводства, статистики и работы архива;
  • в организации материально-бытовых условий судей и работников судебного аппарата;
  • в организации их санаторно-курортного оздоровления и медицинского обслуживания;
  • в обеспечении юридической литературой, справочно-информационными материалами и нормативно-правовыми актами;
  • в информационно-правовом обеспечении деятельности суда;
  • в организации ремонтно-строительной и хозяйственной деятельности;
  • в планировании расходов суда
  • в прочих обеспечительных мерах деятельности суда.

Полномочия специалистов и консультантов суда

Отдельные функции возлагаются на должностных лиц суда, в частности, секретарей судебного заседания.

Они осуществляют определенные действия от имени суда, но под руководством судьи.

К полномочиям секретаря судебного заседания относится ведение протокола судебного заседания, подготовка судебных извещений, работа по ходатайству об ознакомлении с делом.

Должность консультанта предусмотрена в судах, имеющих большой объем работы. Основными функциями консультанта является: справочная работа, обобщение судимости и ведение картотеки судебной практики.

Состав суда при рассмотрении дела

При единоличном рассмотрении производства, судья действует от имени суда, а не от своего лично.

Ознакомьтесь с правилами поведения в судебных заседаниях: к суду обращаются и дают пояснения стоя, без разрешения суды пояснения и доводы не озвучиваются, при входе судьи в помещение и оглашении решения все встают.

К суду обращаются “уважаемый суд”. Если коротко, только судья руководит процессом и осуществляет правосудие не от своего имени, а от имени Российской Федерации.

Когда состав суда является коллегиальным, правила поведения в процессе не меняются. Изменяется порядок принятия решений.

Читать еще:  Отсрочка госпошлины в судах общей юрисдикции

По всем вопросам, в том числе требующих вынесения отдельного определения (к примеру, о назначении экспертизы, о дополнительных доказательствах и т.п.) решаются большинством .

А несогласный в назначенном составе суда судья вправе изложить особое мнение, которое остается в материалах дела, но при объявлении решения не оглашается.

Отчет по практике в суде


fy»> — осуществляют правосудие;

— участвуют в ведении судебного разбирательства;

— осуществляют прием населения.

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации». Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Секретари суда:

принимают дела, документы, заявления от граждан;

— регистрируют в журнале поступающие в суд дела и входящие документы;

— регистрируют входящую и исходящую корреспонденцию, письма, документы.

Секретари судебного заседания:

— ведут делопроизводство по делам, рассматриваемым конкретными судьями;

— ведут протоколы судебного заседания;

— вызывают в суд участников судебного заседания;

— обеспечивают хранение вещественных доказательств;

Функции консультанта суда:

— учет юридической литературы,

— систематизация законодательства и судебной практики вышестоящих судов;

— информирование сотрудников суда об изменениях, вносимых в законодательство, и о судебной практике вышестоящих судов;

— учет частных определений и контроль над их исполнением;

— контроль над сроками рассмотрения предложений, заявлений и жалоб не процессуального характера, поступающих от граждан;
— ведение протоколов оперативных совещаний;

— подготовка еженедельных, ежемесячных и ежеквартальных справок;

— составление оперативной, полугодовой и годовой отчетности;

— исполнение иных поручений председателя суда и вышестоящих инстанций.

Функции помощника судьи:

— составление проектов решений, определений, постановлений и иных судебных документов;

— осуществление приема граждан совместно с судьей;

— контроль над делами, находящимися в производстве судьи свыше установленных сроков;

— исполнение иных поручений судьи.

Функции архивариуса:

— прием, учет, хранение и выдача дел, материалов, иных архивных документов;

— обеспечение сохранности судебных дел и документов, создание необходимого режима хранения, ведение журналов архива суда;

— подбор дел и материалов по запросам, утвержденных судьёй.

Экспедиция

Осуществляет функции по приему, учету и регистрации входящей корреспонденции суда, а также по оформлению и отправке исходящей корреспонденции суда.

Описание судебных действий.

По делам, назначенным к рассмотрению в судебном заседании, секретарь судебного заседания составляет и направляет повестки о вызове в судебное заседание подсудимых, потерпевших, истцов, ответчиков, третьих лиц, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, а также извещает о месте, дне и часе рассмотрения дела прокурора, адвоката, представителей государственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. В случае необходимости перечисленные лица могут быть вызваны в судебное заседание телефонограммой или телеграммой.

Накануне дня судебного заседания секретарь судебного заседания составляет список дел, назначенных к рассмотрению, и вывешивает его при входе в зал заседания или в другом удобном для обозрения месте. Секретарь судебного заседания заблаговременно проверяет, имеются ли сведения о вручении вызываемым в суд лицам повесток, копии определения о назначении дела к судебному разбирательству, других материалов, и при отсутствии этих сведений немедленно докладывает судье для принятия дополнительных мер по обеспечению явки лиц, вручения документов.

Перед началом разбирательства дела, секретарь судебного заседания обязан проверить, все ли вызываемые в суд явились в судебное заседание, кто из не явившихся получил повестки, кто не получил и по какой причине.

Подготавливая рассмотренное гражданское дело к сдаче в канцелярию, секретарь судебного заседания подшивает в дело документы в хронологическом порядке.

После совершения всех действий по оформлению дела, но не позднее трех дней после его рассмотрения секретарь судебного заседания передает дело секретарю в канцелярию.

Описание судебного заседания.

— мировой судья открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению;

— секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызываемых по делу лиц явились;

— суд устанавливает личность явившихся, а также проверяет полномочия должностных лиц и представителей;

— свидетели после проверки их явки удаляются из зала судебного заседания;

— судья разъясняет лицам, участвующим в деле их процессуальные права и обязанности;

— ходатайства и заявления лиц, участвующих в деле связанным с разбирательством дела разрешается постановлением (определением) суда после заслушивания мнения лиц и заключения прокурора.

— рассмотрение дела начинается с оглашения государственным обвинителем обвинительного заключения (обвинительного акта).

— участники процесса допрашивают потерпевшего, свидетелей, подсудимого;

— исследование письменных доказательств;

Далее судья объявляет судебное следствие оконченным и переходит к выслушиванию судебных прений. Участники могут обмениваться репликам.

Затем суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.

— разъясняется право и срок обжалования приговора суда.

После этого судебное заседание объявляется закрытым.

Преддипломная практика наглядно продемонстрировала мне, как теоретические знания, полученные в процессе обучения по гражданско-процессуальному праву в академии могут, быть применимы в практической деятельности. Также помогла формированию правильного представления об общественных процессах, о роли в них правовых форм и знаний.

В ходе прохождения практики я присутствовал при рассмотрения гражданских дел.

В ходе прохождения практики мною были составлены проекты следующих процессуальных документов: определение о принятии гражданского дела к производству, определение о подготовке дела к судебному разбирательству, определение о назначении экспертизы по гражданскому делу, определение о возврате искового заявление, определение об оставлении искового заявления без движения, определение о направлении гражданского дела по подсудности в другой суд, ответы на жалобы граждан, определение об объединении гражданских дел, определение об исправлении описки в решении суда, решение суда, заочное решение суда, дополнительное решение суда, определение о выдаче дубликата исполнительного листа, определение о восстановлении срока обжалования определения суда, определение о возобновлении производства по гражданскому делу.

Состав суда

Для рассмотрения каждого дела назначается определенный состав суда. И решая вопрос об обращении в суд, нужно учитывать, как и кем будет рассмотрено то или иное дело. какие полномочия есть у судей при коллегиальном (3 и более) рассмотрении, как истец (заявитель) может влиять на состав суда.

Судебная власть в нашей стране реализуется исключительно через судей. В этой публикации размещена информация о судейском составе, его полномочиях, а также дополнительные сведения, с помощью которых может быть заявлен отвод судье.

Классификация судов РФ по гражданским делам

Все суды, осуществляющие рассмотрение гражданских дел, разделяют на две группы:

  • первая группа – суды первой инстанции. Те, которые рассматривают дело после поступления иска с соблюдением правил подведомственности и подсудности. Состоят из мировых, районных и, в определенных случаях, вышестоящих судов. Функция судов такой группы – рассмотрение дела по существу и вынесение решения суда.
  • вторая группа – апелляционные, кассационные и надзорные суды, в функции которых входит в основном проверка обоснованности, полноты и законности решений нижестоящих судов.

Полномочия кассационных и надзорных судов осуществляют профессиональные судьи, состоящие в президиуме или судебной коллегии.

Состав суда, как органа судебной власти

Состав районных судов можно разделить по двум критериям.

К первому относится численность судей. В зависимости от нагрузки и численности населения соответствующего района состав суда включает несколько федеральных судей. Председатель суда решает организационные и кадровые вопросы, поскольку назначает и освобождает от должности сотрудников судебного аппарата, а также осуществляет руководство судом. При этом и сам участвует в рассмотрении дел.

Заместитель председателя суда, кроме выполнения обязанностей судьи, исполняет отдельные поручения председателя и замещает его во время отсутствия.

Ко второму критерию относится аппарат районного суда. Такой аппарат включает следующие должности:

  • помощник председателя;
  • помощник судьи;
  • судебный администратор;
  • консультант;
  • главный специалист;
  • специалист І категории;
  • специалист ІІ категории:
  • специалист.

Все работники аппарата – государственные служащие, имеющие специальные звания и классные чины.

Как определить состав суда

Запоминаем простое правило. В суде первой инстанции (после подачи иска до вынесения решения, определение не считается) дело рассматривает один судья единолично (крайне редко назначаются 3 судьи, но это дела по защите избирательных прав). Какой именно судья? Обычно судьи имеют определенную специализацию. И посмотреть, кто чаще всего рассматривает исковые требования по конкретному вопросу, можно на официальном сайте суда с помощью рубрики судебное делопроизводство. Если интересуют совсем частности.

Читать еще:  Подсудность встречного иска

В ГПК РФ закреплен принцип независимости судей, который в случае невозможности соблюдения влияет на состав суда. При заявлении отвода судье, который будет удовлетворен, судья будет заменен.

Во всех остальных инстанциях – при апелляционном, кассационном и обжаловании в порядке надзора – состав суда назначается коллегиальным. Апелляционная жалоба рассматривается 3 судьями, один из которых назначается председательствующим, кассационная и надзорная жалоба рассматриваются судьей – председательствующим и не менее, чем еще 2 судьями.

Полномочия помощника судьи

Полномочия помощника судьи заключаются:

  • в подборе правовых и нормативных актов, требуемых для рассмотрения спора;
  • в контроле сбора и анализе данных для формирования статистической отчетности;
  • в подготовке докладов.

Полномочия помощника председателя суда, кроме вышеперечисленных, также включают:

  • выполнение поручений председателя при проведении служебных проверок;
  • организационное сопровождение приема граждан;
  • подготовку ответов на обращение граждан, поступивших в суд;
  • исполнение прочих поручений председателя суда.

Полномочия администратора суда

Организационную деятельность районного суда обеспечивает его администратор. Он назначается на должность и освобождается от нее начальником управления Судебного департамента по представлению председателя суда. Отличительная особенность судебного администратора от иных должностей судебного аппарата заключается в двойном подчинении: председателю суда и руководителю органа Судебного департамента (является штатной единицей такого департамента).

Полномочия администратора заключаются:

  • в организации деятельности суда (подготовка к проведению судебного слушания);
  • в организации ведения делопроизводства, статистики и работы архива;
  • в организации материально-бытовых условий судей и работников судебного аппарата;
  • в организации их санаторно-курортного оздоровления и медицинского обслуживания;
  • в обеспечении юридической литературой, справочно-информационными материалами и нормативно-правовыми актами;
  • в информационно-правовом обеспечении деятельности суда;
  • в организации ремонтно-строительной и хозяйственной деятельности;
  • в планировании расходов суда
  • в прочих обеспечительных мерах деятельности суда.

Полномочия специалистов и консультантов суда

Отдельные функции возлагаются на должностных лиц суда, в частности, секретарей судебного заседания. Они осуществляют определенные действия от имени суда, но под руководством судьи. К полномочиям секретаря судебного заседания относится ведение протокола судебного заседания, подготовка судебных извещений, работа по ходатайству об ознакомлении с делом.

Должность консультанта предусмотрена в судах, имеющих большой объем работы. Основными функциями консультанта является: справочная работа, обобщение судимости и ведение картотеки судебной практики.

Состав суда при рассмотрении дела

При единоличном рассмотрении производства, судья действует от имени суда, а не от своего лично. Ознакомьтесь с правилами поведения в судебных заседаниях: к суду обращаются и дают пояснения стоя, без разрешения суды пояснения и доводы не озвучиваются, при входе судьи в помещение и оглашении решения все встают. К суду обращаются “уважаемый суд”. Если коротко, только судья руководит процессом и осуществляет правосудие не от своего имени, а от имени Российской Федерации.

Когда состав суда является коллегиальным, правила поведения в процессе не меняются. Изменяется порядок принятия решений. По всем вопросам, в том числе требующих вынесения отдельного определения (к примеру, о назначении экспертизы, о дополнительных доказательствах и т.п.) решаются большинством голосов. А несогласный в назначенном составе суда судья вправе изложить особое мнение, которое остается в материалах дела, но при объявлении решения не оглашается.

Правовой статус консультанта суда

Образец бланка (пример шаблона) инструкции:

Типовая должностная инструкция

консультанта местного общего суда

1. Общие положения

1.1. Должностная инструкция консультанта местного суда устанавливает единые принципы деятельности, объем должностных обязанностей и основные требования по их выполнению, права и ответственность лица, занимающего должность консультанта местного общего суда (далее — консультант).

1.2. Консультант является должностным лицом аппарата местного общего суда (далее — суд), правовой статус которого определяется Законом Украины «О государственной службе».

1.3. Консультант назначается на должность и освобождается от должности приказом председателя соответствующего суда с соблюдением требований трудового законодательства и законодательства о государственной службе Украины.

1.4. На должность консультанта назначается лицо, имеющее высшее образование по специальности «Правоведение» или «Правоохранительная деятельность» образовательно-квалификационному уровню магистра или специалиста, стаж работы на государственной службе в судебных органах Украины не менее 2 лет или общий стаж работы по специальности не менее 3 лет.

1.5. Консультант непосредственно подчинен руководителю аппарата суда.

1.6. Консультант суда непосредственно подчиненных работников аппарата суда не имеет.

1.7. В своей работе руководствуется Конституцией Украины, Гражданским процессуальным, Уголовно-процессуальным и другими кодексами Украины, Законами Украины «О судоустройстве Украины», «О статусе судей», «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией» и другими законами Украины, решениями Конституционный Суд Украины, актами Президента Украины, Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины, актами законодательства и нормативными документами, регламентирующими деятельность судебных органов, Положением о Государственной судебной администрации Украины, Положением о территориальных управлениях Государственной судебной администрации, постановлениями коллегии, приказами, инструкциями и рекомендациями Государственной судебной администрации Украины и соответствующего территориального управления Государственной судебной администрации, соответствующим Положением о службе судебных распорядителей и организации ее деятельности, другими нормативно-правовыми актами и настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет систематизацию законодательства и судебной практики, решений Конституционного Суда Украины, учет и хранение актов законодательства и судебной практики.

2.2. Осуществляет ведение контрольных кодексов.

2.3. Информирует работников суда об изменениях в действующем законодательстве Украины и судебной практике судебных органов высшего уровня.

2.4. Проводит обобщение работы суда из обращения судебных решений к исполнению.

2.5. Организует работу библиотеки суда, подбор литературы для работников суда, координирует работу библиотекаря суда.

2.6. Обеспечивает работу системы комплексного информационного обеспечения «Лига».

2.7. Обеспечивает прием и отправка электронной почты.

2.8. Контролирует ведение делопроизводства в суде.

2.9. Координирует работу архива суда, оказывает методическую и практическую помощь работникам архива суда.

2.10. Ведет кадровую работу в отношении работников аппарата суда.

2.11. Осуществляет работу по повышению квалификации работников суда.

2.12. Осуществляет контроль за ведением учета и хранением судебных дел, ведением судебной статистики, своевременным и качественным составлением статистических отчетов, координирует работу старшего секретаря суда.

2.13. Контролирует надлежащий учет и хранение вещественных доказательств.

2.14. Ведет аналитическую работу по разным направлениям деятельности суда в соответствии с внутренним распределением обязанностей между консультантами суда.

2.15. Осуществляет учет обращений граждан и юридических лиц, проводит анализ работы суда по рассмотрению обращений.

2.16. По поручению председателя суда или руководителя аппарата суда рассматривает обращения и готовит проекты ответов на них.

2.17. Осуществляет контроль за выполнением отдельных постановлений, готовит информацию председателю суда и руководителю аппарата о состоянии этой работы, соответствующие обобщения и предложения по улучшению работы.

2.18. Осуществляет оформление проектов поручений суда о выполнении судами других государств отдельных процессуальных действий, о вручении судебных документов по гражданским, уголовным делам, об экстрадиции правонарушителей на территорию Украины, оформляет ходатайство о признании и исполнении решений суда на территории других государств, обеспечивает оформление и выполнение поручений судов иностранных государств в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и других международно-правовых договоров Украины о правовой помощи, ратифицированных Верховной Радой Украины.

2.19. Участвует в планировании работы суда, по поручению председателя суда или руководителя аппарата осуществляет контроль за выполнением отдельных разделов плана работу суда.

2.20. Изучает вопросы организационного обеспечения деятельности суда и готовит предложения по его улучшению в соответствии с внутренним распределением обязанностей между консультантами.

2.21. Выполняет другие поручения председателя суда и руководителя аппарата суда.

3.1. Пользоваться правами и свободами, предусмотренными Конституцией Украины, Законами Украины «О государственной службе», «О судоустройстве Украины» и другими актами законодательства.

3.2. На социально-правовую защиту в соответствии со своим статусом.

3.3. Вносить предложения по совершенствованию работы по обеспечению деятельности консультантов и суда.

3.4. Получать от работников аппарата суда необходимую информацию для выполнения своих задач и обязанностей.

3.5. Участвовать в совещаниях и собраниях трудового коллектива суда.

4.1. Консультант суда в соответствии с Кодексом законов о труде Украины, Законов Украины «О государственной службе» и «О борьбе с коррупцией» несет ответственность за нарушение трудовой дисциплины, некачественное или несвоевременное выполнение должностных задач и обязанностей, бездеятельность или неиспользование предоставленных прав, нарушение норм этики поведения государственного служащего и ограничений, связанных с приемом на государственную службу и ее прохождением.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector