0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Право запроса в конституционный суд рф имеют

Право на обращение в Конституционный Суд

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Анализируя соответствующие положения Конституции РФ и Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» можно выявить следующие категории субъектов права на обращение в Конституционный Суд РФ:

  • 1) специально уполномоченные высшие органы государственной власти РФ и субъектов РФ;
  • 2) суды РФ;
  • 3) граждане РФ и их объединения.

Обращение в Конституционный Суд РФ субъектов, относящихся к каждой из перечисленных категорий, осуществляется в рамках специальной процедуры, принципиально отличной от правил, установленных для субъектов, принадлежащих к другим категориям. Поэтому каждая из этих процедур требует самостоятельного рассмотрения.

Рассмотрим обращение в Конституционный Суд Российской Федерации органов государственной власти.

К специально уполномоченным органам государственной власти РФ и субъектов РФ, обладающих правом на обращение в Конституционный Суд РФ, Конституция РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» относят Президента РФ, Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. По их обращениям Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ широкого круга правовых актов: федеральных законов и нормативных актов высших органов государственной власти РФ, нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти и не вступивших в силу международных договоров, а также разрешает споры о компетенции. Кроме того, по запросам некоторых из указанных органов Конституционный Суд РФ осуществляет толкование Конституции РФ.

Следует отметить,что органы государственной власти имеют право самостоятельно решать вопрос о необходимости и целесообразности обращения в Конституционный Суд,только актуальность и принципиальность споров может убедить соответствующие органы государственной власти и их должностных лиц в такой необходимости.

Рассмотрим субъекты, имеющие право подачи жалобы в Конституционный Суд РФ.

Обращение в Конституционный Суд РФ от надлежащего субъекта является одним из условий принятия судом жалобы к рассмотрению.

Часть 4 статьи 125 Конституции РФ относит к ним только граждан:

«Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле».

В связи с данным определением возникает много споров о том, кто подразумевается в Конституции РФ под словом «гражданин»: либо исключительно гражданин России, либо еще и иностранные граждане и лица без гражданства, поскольку статья 62 Конституции РФ закрепляет равенство их прав и прав российских граждан.

Статья 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» расширяет перечень субъектов обращения в суд по сравнению со статьей 125 Конституции РФ и устанавливает, что:

«Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладает граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лиwа. указанные в федеральном законе».

Под объединением граждан в данном случае закон подразумевает субъекты, чьи коллективные права или связанные с членством в организации права отдельных лиц нарушаются примененным законом.

В одном из своих постановлений Конституционный Суд РФ дал толкование понятию «объединение граждан» и отнес к ним объединения общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и юридические лица — коммерческие организации иных организационно-правовых форм.

Однако следует учесть, что существует иное толкование понятия «объединение граждан». Это толкование основано на том, что в законе «О Конституционном Суде РФ» в перечне субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный суд РФ, нет слово «организация». А, следовательно, коммерческие организации не имеют право на обращение в Конституционный Суд с жалобой как «объединения граждан».

Получается, организация может отстоять свои интересы в Конституционном Суде РФ только путем оформления жалобы от физического лица.

Что касается оговорки в законе об иных лицах и органах, указанных в законе, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ по вопросу о нарушении конституционных прав и свобод граждан, то на настоящий момент к их числу отнесены только:

  • 1. Генеральный прокурор РФ (ч.6 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17.11.95г.), который вправе обращаться в Конституционный суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (приложение №5).
  • 2. Уполномоченный по правам человека России (п. 5 ч. 1. ст. 29 федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека РФ»), который вправе обращаться в Конституционный суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (приложение №5).

Таким образом, правом на обращение в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина обладают:

  • — граждане;
  • — объединения граждан;
  • — генеральный прокурор РФ;
  • — Уполномоченный по правам человека РФ.

Правом обращения с запросом в Конституционный Суд РФ в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ обладает и суд при рассмотрении конкретного дела.

«Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона».

Таким образом, суд вправе по собственной инициативе направить запрос в Конституционный суд РФ о соответствии Конституции РФ конкретного закона, который подлежит применению при рассмотрении этого дела. Речь идет о соответствии положениям Конституции РФ того закона, который суд должен будет применить для разрешения возникшего между сторонами материального спора или иного дела.

Такое обращение может быть осуществлено в рамках гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства. Запрос суда считается допустимым, если закон применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле (ст. 103 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде РФ»). В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд РФ и до принятия постановления Конституционного Суда РФ производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливается (ст. 103 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде РФ»). Предметом такого запроса могут быть как федеральные законы, так и законы субъектов РФ.

Обращение судов по собственной инициативе в Конституционный Суд с запросом не лишает гражданина, участвующего в деле, заявить перед судом общей юрисдикции ходатайство о направлении такого запроса. Оформить такое ходатайство следует в письменном виде и приобщить к материалам судебного дела, даже в случае, если суд будет возражать против приобщения.

В некоторых случаях заявлять ходатайство о направлении судом запроса в Конституционный суд необходимо. Такая необходимость возникает в случаях, когда противная сторона (ответчик или истец,либо потерпевший или обвиняемый) при рассмотрении спора в районном суде в обоснование своих требований ссылается на закон, который противоречит Конституции РФ.Следует учитывать, что при рассмотрении ходатайства суд не связан позицией сторон, и убедить суд в необходимости запроса в КС РФ может только детально разработанное юридическое обоснование его необходимости. Тем не менее, окончательное решение этого вопроса остается за судом.

Читать еще:  Отзыв заявления из суда

Несмотря на то, что у российских судов есть прямая обязанность при рассмотрении гражданских и уголовных дел применять только те законы, которые не противоречат Конституции, часто эта обязанность прямо игнорируется. Поэтому нет смысла дожидаться решения, в основу которого суд положит не соответствующий Конституции закон, а следует попытаться разрешить эту проблему прямо в районном суде или иной судебной инстанции.

Но даже, если не удается добиться направления судебного запроса в Конституционный Суд, важно помнить, что в этом случае остается возможность непосредственного обращения с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод тем законом, который был применен судом при рассмотрении спора.

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

В обращении должны быть указаны:

  • 1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;
  • 2) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество, адрес и иные данные о заявителе);
  • 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  • 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  • 5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • 6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
  • 7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;
  • 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
  • 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;
  • 10) перечень прилагаемых к обращению документов.

К направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:

  • 1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;
  • 2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;
  • 3) документ об уплате государственной пошлины;
  • 4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлиной:

запрос и ходатайство — в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

жалоба юридического лица — в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

жалоба гражданина — в размере одного минимального размера оплаты труда.

Конституционный Суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Также следует отметить,что в случае признания закона недействительным гражданам возмещаются:

  • 1) уплаченная государственная пошлина;
  • 2) расходы на оплату услуг представителей;
  • 3) расходы на проезд и проживание заявителей и их предста-

вителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;

  • 4) связанные с рассмотрением дела почтовые расходы;
  • 5) компенсация за фактическую потерю времени.

Запросы судов, запросы о толковании Конституции Российской Федерации, ходатайства Президента Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются. Также государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

Производство по конституционной жалобе, поступившей в Конституционный Суд Российской Федерации, и прошедший регистрацию, начинается с ее рассмотрения Секретариатом Конституционного Суда РФ. В ходе этой процедуры Секретариат Конституционного Суда РФ проверяет формальное соответствие поданной жалобы требованиям Федерального Коституционного Закона «О Конституционном Суде РФ» и формулирует положительную или отрицательную позицию по данному вопросу. В случаях, если обращение:

  • 1) явно не подведомственно Конституционному Суду РФ;
  • 2) по форме не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;
  • 3) исходит от ненадлежащего органа или лица;
  • 4) не оплачено государственной пошлиной (если отсутствуют основания для полного или частичного освобождения заявителя от ее уплаты), —

Секретариат Конституционного Суда РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ». Если обращение по форме не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», или не оплачена государственная пошлина, заявитель, устранив эти недостатки, вправе вновь направить обращения в Конституционный Суд РФ.

Заявитель может не согласится с отрицательной позицией Секретариата Конституционного Суда РФ по своей жалобе и вправе потребовать принятия Конституционного Суда РФ решения по этому вопросу. В этом случае по результатам проверки, проводимой в срок не позднее одного месяца, Конституционный Суд РФ рассматривает этот вопрос на пленарном заседании. При признании отрицательного решения Секретариата Конституционного Суда РФ обоснованным,Конституционный Суд РФ выносит определение о несоответствии жалобы перечисленным выше требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Субъекты обращений в Конституционный Суд РФ

Субъекты, имеющие право на обращение в КС РФ с запросами, перечислены в ст. 125 Конституции РФ. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, Палаты Федерального Собрания РФ, ВС РФ, ВАС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 96 Закона о Конституционном Суде правом на обращение КС РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

При подготовке обращения адвокату необходимо учитывать, что основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

При отсутствии соответствующей неопределенности КС РФ вправе отказать в принятии обращения к рассмотрению.

Адвокат должен учитывать, что в законе предусмотрены особые требовании к форме обращения. Так, обращение направляется в КС РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом.

В обращении должны быть указаны:

  • 1) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;
  • 2) наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество), адрес и иные данные о заявителе;
  • 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  • 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  • 5) нормы Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде, дающие право на обращение в КС РФ;
  • 6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликовании и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;
  • 7) конкретные, указанные в Законе о Конституционном Суде основания к рассмотрению обращения в КС РФ;
  • 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;
  • 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к КС РФ;
  • 10) перечень прилагаемых к обращению документов.
Читать еще:  Определение о назначении дела к судебному разбирательству

Во всех случаях обращения, поступающие в КС РФ, подлежат обязательной регистрации в Секретариате суда.

Секретариат КС РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона о Конституционном Суде в случаях, если обращение:

  • • явно не подведомственно КС РФ;
  • • по форме не отвечает требованиям Закона о Конституционном Суде;
  • • исходит от ненадлежащего органа или лица;
  • • не оплачено государственной пошлиной (если заявитель не освобожден от нее).

При этом адвокат должен иметь в виду, что заявитель вправе потребовать принятия КС РФ решения по поднятому вопросу: после устранения указанных недостатков заявитель может вновь направить обращение в КС РФ.

Адвокату необходимо иметь в виду, что на данной стадии судьями КС РФ проводится предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в КС РФ. Заключение судьи (судей) КС РФ по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании КС РФ.

Заканчивается предварительная стадия решением КС РФ по вопросу о принятии обращения к рассмотрению в пленарном заседании, о котором уведомляются стороны. В случаях, не терпящих отлагательства, КС РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела КС РФ.

Отказ в принятии обращения к рассмотрению допускается в случаях, если:

  • 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно КС РФ;
  • 2) обращение в соответствии с требованиями закона не является допустимым;
  • 3) по предмету обращения КС РФ ранее уже вынес постановление, сохраняющее свою силу.

В случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое КС РФ производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. При этом за заявителем сохраняется право отозвать свое обращение до начала рассмотрения дела в заседании КС РФ. В этом случае производство по делу прекращается.

Необходимо иметь в виду, что несоответствие формы обращения, отсутствие обоснованной правовой позиции о нарушенных конституционных правах, недостаточная аргументация несоответствия нормативного правового акта Конституции РФ или неопределенности в ее понимании могут послужить основанием отказа в принятии к рассмотрению данного обращения КС РФ. Поэтому первостепенная задача адвоката состоит в составлении грамотного обращения, что обеспечит ему возможность рассмотрения обращения по существу в заседании КС РФ.

Адвокату также следует учитывать, что в соответствии со ст. 53 Закона о Конституционном Суде стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны являться по вызову КС РФ, давать объяснения и отвечать на вопросы судей. При этом необходимо иметь в виду, что неявка стороны или ее представителя в заседание КС РФ не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Требования КС РФ о предоставлении текстов нормативных актов и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов, о заверении документов и текстов нормативных актов, о проведении проверок, исследований, экспертиз и т.д., обязательны для всех органов, организаций и лиц.

Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований КС РФ, несут эти органы и организации.

Расходы иных организаций и граждан возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Вопрос о принятии либо непринятии обращения к рассмотрению должен быть решен в пленарном заседании в течение месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, в том числе по ходатайству стороны или ее представителя, КС РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела КС РФ.

Участвуя в процессе рассмотрения дела КС РФ, стороны и их представители вправе давать объяснения с приведением правовых аргументов в обоснование своей позиции, отвечать на вопросы судей и другой стороны, по окончании судебного исследования выступать с заключительной речью. При этом в своих заключительных выступлениях стороны и их представители не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся КС РФ.

В случае если после заключительных выступлений сторон КС РФ признает необходимым выяснить какие-либо дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

По окончании дополнительного исследования стороны и их представители имеют право на повторное заключительное выступление, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Адвокату необходимо иметь в виду, что особенностью конституционного судопроизводства является то, что решение КС РФ является окончательным и обжалованию не подлежит. Закон о Конституционном Суде предусмотрел лишь возможность исправления неточностей в решении суда и разъяс

нения этого решения. Вопросы, связанные с разъяснением решения КС РФ, регламентируются в ст. 83 Закона о Конституционном Суде.

Решение может быть официально разъяснено только самим КС РФ в пленарном заседании или на заседании палаты, принявшей это решение. Основанием для разъяснения служит ходатайство органов и лиц, имеющих право на обращение в КС РФ, либо других органов и лиц, которым решение направлено. Рассмотрение ходатайства происходит с участием органа или лица, заявившего его. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассматриваемому делу. По результатам разъяснения решения КС РФ выносится определение. Адвокату необходимо также иметь в виду, что помимо процессуальных правил, включенных в Закон о Конституционном Суде, многие организационные вопросы его деятельности решены в Регламенте КС РФ, принятом пленарным заседанием КС РФ на основании ст. 21, 28 Закона о Конституционном Суде.

В Регламенте подробно определяется процедура избрания Председателя КС РФ, его заместителя и судьи-секретаря КС РФ, уточняются полномочия этих должностных лиц, регламентируется порядок формирования палат КС РФ.

Поэтому адвокату, участвующему в конституционном судопроизводстве, необходимо тщательно изучить как процессуальные нормы Закона о Конституционном Суде, так и Регламент КС РФ, особенно в той его части, которая касается подготовки дел, судебного разбирательства и других вопросов, с которыми он может столкнуться и по которым ему придется высказывать свое мнение или готовить письменное заключение.

Адвокату приходится принимать участие не только в работе КС РФ, но и в конституционных и уставных судах субъектов РФ.

Порядок подачи жалобы в Конституционный суд РФ

Вопреки распространенному в народе мнению, высшим органом принятия правовых решений в Российской Федерации является Конституционный суд (граждане делегируют данную привилегию Президенту страны).

В каких случаях возможна подача жалобы

Следует знать, что обращение в Конституционный суд составляется по строгим правилам. Кроме того, в законодательстве установлены ситуации, когда оно логично и оправдано. Они таковы:

  • норма действующего законодательства мешает получению гражданином конституционных прав или свобод;
  • положение нормативного акта применено в конкретном деле;
  • данная ситуация рассмотрена или в настоящее время разбирается компетентным госорганом, принадлежащим к одной из трех ветвей власти.
Читать еще:  Оспаривание решения суда

Кроме того, жалоба в Конституционный суд РФ составляется по определенной методике. Заявитель обязан:

  • указывать реальные персональные данные;
  • ссылаться на правовые нормы;
  • приводить факты, проверка которых не подлежит сомнению.

Определение: конституционным называется специально созданный суд Российской Федерации, в компетенцию которого отнесено решение вопросов соответствия положений действующей правовой базы основному закону страны.

Кто может обратиться в судебный орган

КС рассматривает коллективные и личные жалобы. Обращаться в высший судебный орган могут такие лица:

  • физические:
    • граждане РФ;
    • иностранные подданные, проживающие на территории страны по разрешению;
  • юридические без учета формы собственности;
  • властные органы всех уровней (от Президента РФ до муниципалитета).

Для сведения: заявителем может выступить коллектив, если права всех его членов нарушает та или иная норма.

Порядок прохождения процедуры

Правила работы КС описаны в законе об этом органе (№ 1-ФКЗ от 27.07.1994). В четвертой главе акта описана процедура рассмотрения жалоб. Судьям дано право на:

  • оставление письменного обращения без рассмотрения;
  • принятие решения без заседания органа;
  • объединение дел в одно.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Правильно составленная жалоба разбирается в судебном заседании. Оно является легитимным, если в нем участвует более двух третьих судей. В заседание вызываются все стороны процесса:

  • заявитель;
  • ответчик;
  • эксперты;
  • иные задействованные лица.

Для сведения: 95% заявлений не принимаются к производству. Основные причины:

  • небрежное оформление, не соответствующее требованиям;
  • несоответствие запроса компетенции органа;
  • наличие решения по данному вопросу.

КС имеет право требовать предоставления материалов по делу, вызывать специалистов для разъяснений. В любой момент материалы могут быть возвращены на доработку, а дело закрыто. По типу проведения заседания делятся на:

Подсказка: от лица госоргана в судебном заседании участвует руководитель. Самостоятельно могут присутствовать депутаты Госдумы и сенаторы Совфеда.

Советы юристов

Обращение в КС необходимо правильно аргументировать, чтобы оно было принято к производству. Советы юристов по данному вопросу таковы:

  1. В письме следует ссылаться на уже существующие документы госоргана, в которых излагается мнение по сходному или такому же делу;
  2. Приветствуется опора на правоприменительную практику Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ);
  3. Хорошо работают указания на противоречивость судебных постановлений, опирающихся на одну норму;
  4. КС внимательно относится к аргументам, показывающим нарушение принципов судебных разбирательств:
    1. недопущение формализма;
    2. баланс интересов и прав участников процесса.

Внимание: одним из самых действенных аргументов является указание на то, что судебная инстанция взяла на себя компетенцию КС при принятии обжалуемого решения.

КС не разбирает обращений, опирающихся на аргументацию:

  1. Доказывающую неправомерность ранее принятых решений судебных органов с учетом подробностей ситуации. К компетенции КС не относится кассация и апелляция. Этот госорган защищает конституционные права человека;
  2. Демонстрирующую коллизии между отдельными законодательными нормами. Такие недоработки должен устранять законодатель;
  3. Некомпетентность решения судебного органа. КС не рассматривает правильность постановлений. Его работа — оценка правовых норм, а не отдельных решений.

Правила составления жалобы

Правила составления обращения приведены в ст. 37 закона № 1-ФКЗ . Они касаются вопросов:

  • персональных данных заявителя;
  • порядка оформления дополнений и приложений;
  • расходов на разбирательство (госпошлины).

Подсказка: своим решением КС может отменить внесение госпошлины некоторым категориям заявителей.

Обязательные сведения о заявителе

В жалобе должны приводиться такие персональные сведения:

Право граждан на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации ограничено сроком

В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ФКЗ о КС РФ) от 21.07.1994 № 1-ФКЗ чрезвычайно важной для граждан является Глава XII, очень кратко определяющая порядок рассмотрения дел по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

С февраля 2011 года было существенно ограничено право граждан на подачу жалобы в Конституционный Суд РФ (КС РФ).

До ограничения гражданин, защищая свои права и свободы, был вправе подать жалобу как по завершенному делу, так и по делу, рассмотрение которого начато в суде или ином органе.
Но Федеральным конституционным законом от 3.11.2010 г. № 7-ФКЗ в ст.97 ФКЗ о КС РФ были внесены изменения, которые исключили возможность проверки конституционности закона по делам, рассмотрение которых не разрешено.

Тогда же были исключены и слова «ином органе», которые содержались в пункте 2 ст.97 ФКЗ о КС РФ в последней части предложения «или начато в суде или ином органе, применяющем закон».

Моё мнение осталось прежним. Я считаю, что такие изменения противоречат ч.3 ст.55 Конституции РФ, т. к. отсутствуют основания для подобного ограничения прав граждан.
Кроме того, эти изменения вступили в противоречие с частью 4 ст.125 Конституции РФ, где указано, что КС РФ «по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле в порядке, установленном федеральным законом».

В Конституции РФ в этой части всё осталось по прежнему.
Тем не менее, КС РФ уже длительное время работает по жалобам граждан в этой части не на основании нормы Конституции РФ, а на основании изменённой нормы ФКЗ о КС РФ.

Теперь принято еще одно ограничение.
Федеральным конституционным законом от 4.06.2014 г. № 9-ФКЗ впервые введено ограничение для обращения граждан с жалобами в КС РФ, в виде установления ограничительного срока для обращения один год.
Причём восстановление срока не предусмотрено.

Для этого часть 2 ст.40 ФКЗ о КС (на которую ссылается Секретариат КС РФ, возвращая жалобы) дополнена пунктом 5-ым следующего содержания:
«5) не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального конституционного закона срока со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый закон».

А дважды изменённая за эти годы редакция пункта 2 ст.97 ФКЗ о КС теперь выглядит так:
«2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде».

До этих изменений редакция пункта 2 была такой:

«2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон».
Никаких сроков для обращения не существовало.

Законодательным органом опять была нарушена часть 3 ст. 55 Конституции РФ, которая позволяет ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в допустимых мерах. И во втором случае введённое ограничение не вызывается необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Т.е. конституционные основания для ограничений прав и свобод человека и гражданина, и в предыдущем и в этом случае, отсутствовали.

Но судьи КС РФ согласно присяге клялись исполнять свои обязанности, подчиняясь только Конституции РФ, ничему и никому более (ст.10 ФКЗ о КС)!
Выходит присягу они не исполняют!

И ещё. Обратите внимание на содержание новой второй части, внесённой в ст.101 ФКЗ о КС:
«Суд при пересмотре в случаях, установленных процессуальным законодательством, дела в связи с принятием межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решения, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении закона либо отдельных его положений, придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции Российской Федерации, обращается с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности этого закона».

Тут стоит задуматься над тем, как и с какими возможными результатами это положение будет применяться!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×