0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок обращения граждан в конституционный суд рф

Основание и порядок обращения в Конституционный суд

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном суде Российской ации является обращение в Конституционный суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Для гражданина:

Правом на обращение в Конституционный суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

Жалоба, подаваемая гражданином на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

— закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

— закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, меняющем закон.

Конституционный суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу. Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон вправе приостановить производство до принятия решения Конституционна судом Российской Федерации.

Жалоба направляется в Конституционный суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). В жалобе должны быть указаны:

— Конституционный суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

— наименование заявителя (фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

— необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

— наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

— нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федера ного конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный суд Российской Федерации; — точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и сданные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

— конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным судом Российской Федерации;

— позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

— требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному суду Российской Федерации;

— перечень прилагаемых к жалобе документов.

Документы, прилагаемые к жалобе:

— текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

— доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право выступать в Конституционном суде Российской Федерации в качестве представителя;

— документ об уплате государственной пошлины;

— перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке;

— копия официального документа, подтверждающего применение либо ясность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

К жалобе могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Размер госпошлины при обращении в суд

Обращения в Конституционный суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлиной:

запрос и ходатайство — в размере пятнадцати минимальных размеров труда;

— жалоба юридического лица — в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

— жалоба гражданина — в размере одного минимального размера оплаты труда.

Конституционный суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

Жалоба в Конституционный Суд: составление, образец и порядок подачи в 2020 году

Дата публикации материала: 09.04.2019

Последнее обновление: 13.06.2019

Разбираемся, как по всем правилам оформить и подать жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации.

Какими вопросами занимается Конституционный Суд РФ?

Как указано в ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд — это судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Перечень полномочий КС РФ можно найти в тексте ст. 3 упомянутого выше закона. В соответствии с положениями этой статьи в целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина Конституционный Суд Российской Федерации:

Дает толкование Конституции РФ;

Проверяет конституционность законов (по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод);

Разрешает дела о соответствии законов и иных нормативных актов Конституции РФ;

Разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

Выступает с законодательными инициативами по вопросам своего ведения.

Обратите внимание! Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Как написать жалобу в Конституционный Суд в 2020 году? Советы юриста

В ст. 36 ФКЗ о Конституционном суде говорится, что поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям указанного закона.

Общие требования к такому обращение представлены в ст. 37:

Во-первых, жалоба в Конституционный суд составляется в письменной форме;

Во-вторых, она обязательно подписывается заявителем.

В тексте жалобы необходимо указать:

  • Фамилию, имя, отчество и адрес места жительства (если в качестве заявителя выступает физическое лицо);
  • Наименование и юридический адрес (если заявитель — организация);
  • Обстоятельства дела, послужившие поводом для обращения в Конституционный Суд;
  • Требования заявителя;
  • Правовые основания, на которые ссылается заявитель;
  • Список документов, прилагаемых к жалобе.
  • Дату составления жалобы.

Скачать образец жалобы в Конституционный Суд (версия, актуальная на 2020 год)

Обратите внимание! Если у вас появятся вопросы или возникнут какие-либо трудности при подготовке жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации в 2020 году, вы всегда можете обратиться за бесплатной правовой консультацией к специалистам портала «ЦентрСовета». Среднее время ожидания ответа от юриста — 15 минут.

Какие документы необходимо приложить к жалобе в Конституционный Суд в 2020 году?

К жалобе в Конституционный Суд необходимо приложить следующий пакет документов:

  • Текст акта, подлежащего проверке;
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины (при направлении жалобы организацией размер госпошлины составляет 6 тыс. 750 руб., физическим лицом — 450 руб.);
  • Доверенность, подтверждающая полномочия представителя (при необходимости);
  • Перевод на русский язык документов, изложенных на иностранном языке (при необходимости);
  • Другие материалы, подтверждающие доводы заявителя.

Обратите внимание! Жалоба и прилагаемые к ней документы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с одной копией.

Как подать жалобу в Конституционный суд в 2020 году?

В 2020 году жалоба в Конституционный Суд может быть подана лично — через приемную КС РФ, по почте — заказным письмом с объявленной ценностью и описью вложения или в электронном виде — с помощью личного кабинета на официальном сайте судебного органа.

Порядок обращения граждан с жалобой в Конституционный Суд РФ

Согласно части 1 статьи 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Нарушение прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, является необходимым условием для подачи жалобы.

Читать еще:  Перенос судебного заседания

Субъектами, имеющими право на подачу жалобы, являются российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Такое равенство закреплено в части 3 статьи 62 Конституции РФ. Согласно этой статье иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Других требований к гражданам, включая требования о совершеннолетии и дееспособности, в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» не содержится. Не требуется также обязательного нахождения заявителя на территории РФ.

Также правом на подачу жалобы наделены объединения граждан. К ним Конституционный Суд отнес различные виды общественных объединений, религиозные объединения, экономические объединения (акционерные общества, товарищества, общества с ограниченной ответственностью и др.). Объединение граждан вправе обратиться с жалобой в защиту интересов граждан, для реализации прав которых оно создано, по просьбе гражданина, а также для защиты прав самого объединения. В качестве таких объединений могут выступать юридические лица, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и право иметь в собственности, владеть и распоряжаться имуществом как единолично так и с другими лицами. В Постановлении от 12 октября 1998 г. №24-п по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» Конституционный Суд РФ признал жалобу государственного предприятия допустимой, таким образом, включив государственное предприятие в круг субъектов.

Статья 96 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» наделила «иные органы и лиц» правом на подачу жалобы. Можно сделать вывод о том, что данной фразой законодатель предусмотрел возможность расширения круга субъектов. Так согласно Федеральному закону от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека имеют право обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Хотя, как отмечает И.А. Кравец И.А. Кравец. Конституционная жалоба: традиции и новации в механизме гарантий прав и свобод личности. Журнал российского права, 2003, №8, практического влияния на осуществление такого контроля эти должностные лица пока не оказывают (за период 1995-2010 г согласно данным, приведенным на официальном сайте Конституционного Суда РФ, рассмотрена только 1 жалоба Генерального прокурора Российской Федерации на нарушение конституционных прав и 21 жалоба Уполномоченного по правам человека). Такое положение вещей, по-видимому, связано с тем, что конкретное дело всегда связано с правами гражданина или объединения граждан, которые могут самостоятельно выступить инициаторами жалобы. Дублирование подобных обращений нецелесообразно.

В статьях 37 и 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» определены общие требования к обращению и документам, прилагаемым к обращению, а именно:

«Статья 37. Общие требования к обращению

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;

10) перечень прилагаемых к обращению документов.

Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению

К направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:

1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;

3) документ об уплате государственной пошлины;

4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.»

Помимо документов, перечисленных в статье 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», прилагается копия официального документа, подтверждающего применение или возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела.

Помимо ограниченного круга субъектов, имеющих право на подачу жалобы, существуют критерии допустимости жалобы, которые описаны в статье 97 «О Конституционном Суде РФ», а также в решениях Конституционного Суда РФ, а именно, жалоба допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан.

В данном случае для признания допустимости жалобы не имеет значения, были ли в действительности нарушены права гражданина в конкретном деле. Конституционная жалоба допустима только в отношении закона, а не какого-либо иного нормативного (подзаконного) акта. Им может быть федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта РФ, конституция или устав субъекта РФ только в случае применения их в конкретном деле. Также в своем Постановлении от 5 июля 2001 года №11-П по делу о проверке конституционности постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года №492-III ГД «О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан Конституционный суд отнес постановления Государственной думы, которыми объявляется амнистия, к уникальным нормативно-правовым актом в сравнении с ее постановлениями по другим вопросам, а также в сравнении с иными нормативными подзаконными актами, принимаемыми в форме постановлений, т.е нормативные постановления Государственной думы (какими являются акты об амнистии) стали признаваться законами в материальном смысле. Постановлением Конституционного суда РФ от 27 января 2004 года N 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации определено, что нормативный акт Правительства Российской Федерации также может быть проверен в порядке конституционного судопроизводства по жалобе гражданина в случае, если такой акт принят во исполнение полномочия, возложенного на Правительство Российской Федерации федеральным законом, по вопросу, не получившему содержательной регламентации в этом законе, и именно на основании такого уполномочия Правительство Российской Федерации непосредственно осуществило правовое регулирование соответствующих общественных отношений.

Читать еще:  Подсудность городского суда по гражданским делам

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Для рассмотрения жалобы должно иметься конкретное дело, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон, то не имеет значение, каково содержание решений, принятых по делу судом, и рассмотрено ли оно всеми судебными инстанциями. Конкретный контроль возможен не только в связи с судебным делом, но и в том случае, если оспариваемый закон применяется другим уполномоченным на то органом государства или должностным лицом. Например, в деле о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан М.А.Белогуровой, Т.А.Ивановой, С.Г.Климовой и А.В.Молодцова, по которому вынесено постановление №15-П от 22.10.2009, оспаривается применение вышеуказанного Закона Центром занятости населения.

Также если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, то он может быть оспорен только в той части, которая применена или подлежит применению в деле заявителя. Так в деле о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю.Дугенец, В.П.Минина и Е.А.Плеханова, было признано, что часть 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не соответствует Конституции Российской Федерации.

Помимо отмеченных критериев допустимости, Конституционный Суд может высказать свое мнение в постановлении или в «отказном» определении, тем самым, сформулировав правовую позицию о ее допустимости.

С 9 февраля 2011 года в связи с принятием Федерального конституционного закона от 03 ноября 2020 года N 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» изменяются некоторые условия допустимости обращения граждан в Конституционный Суд Российской Федерации.

В частности, согласно новой редакции пункта 3 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 года Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность только закона, примененного в конкретном деле (сейчас в указанной норме говорится о проверке «примененного или подлежащего применению» закона), причем примененного именно судом, а не другим органом, применяющим закон.

Можно сделать вывод о снижении гарантий прав граждан, так как граждане уже не будут иметь возможность, защищая свои права от грядущего нарушения, обратиться в Конституционный Суд РФ не только с жалобой на конституционность закона, примененного в конкретном деле не судом, но и с жалобой на закон, который подлежит применению даже судом. Право граждан на инициирование проверки конституционности нормативного акта, подлежащего применению, не может быть ниже, нежели право суда на инициирование такой проверки.

Глава 18. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации

Глава 18. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». В числе иных органов и лиц Конституционный Суд принимает к рассмотрению жалобы юридических лиц, исходя из того, что они являются объединением граждан.

Дела, связанные с защитой конституционных прав и свобод граждан, составляют 60 % от общего числа дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ. В абсолютном большинстве случаев жалобы частных лиц, как и запросы государственных органов, признаются правильными: оспариваемые законоположения и положения иных нормативных актов действительно не соответствуют Конституции Российской Федерации. За время своего существования Конституционный Суд РФ рассмотрел 3054 жалобы граждан и их объединений.

Конституционный Суд выносил решения, касающиеся защиты прав:

— на гражданство с учетом, что оно не утрачивается в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации;

— на свободу и личную неприкосновенность, в соответствии с которым человек не может быть лишен свободы и заключен под стражу по произволу властей;

— на свободу передвижения и выбора места жительства, которая составляет элемент самоопределения личности и может быть ограничена только при наличии оснований и федеральным законом.

Постановления Конституционного Суда также касались прав граждан на объединение, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, на жилище, судебную защиту, экономические, трудовые и социальные права.

Конституционный Суд подтвердил конституционные права вкладчиков банков, съемщиков государственных жилых помещений, пенсионеров, выезжающих на постоянное место жительства за границу, лиц свободных профессий, частных торговцев и предпринимателей, иностранных граждан. Суд отстоял конституционные права пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, воспрепятствовал попыткам властей поправить свои финансовые дела путем незаконного налогообложения граждан и т. д.

Свыше 20 постановлений Конституционный Суд принял по вопросам конституционности норм Уголовно-процессуального кодекса, способствуя утверждению на практике прав граждан, таких как право на законную подсудность, на защиту, на пересмотр дела и т. д.

Порядок обращения граждан и иных лиц и органов в Конституционный Суд РФ установлен Федеральным законом. В соответствии с ним обращение направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (лицами). В обращении должны быть указаны помимо прочего:

— наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке;

— нормы Конституции РФ и Закона «О Конституционном Суде РФ», дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;

— точное наименование, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;

— позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ.

Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации оплачиваются государственной пошлиной в размере одного минимального размера оплаты труда. Конституционный Суд РФ может своим решением освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. В случае если обращение не было принято к рассмотрению, государственная пошлина возвращается.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобу гражданина, если закон затрагивает конституционные права граждан либо если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или в ином органе, применяющем закон.

Решения Конституционного Суда РФ являются окончательными, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно с момента провозглашения, действуют непосредственно и обязательны для исполнения.

В субъектах федерации конституционные суды создаются на основании положений местных конституций, их деятельность регламентируется соответствующими законами.

Согласно ч. 1 ст. 96 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», граждане РФ, их объединения и иные органы и лица имеют право обратиться с жалобой в Конституционный Суд при единственном условии — права и свободы данных лиц должны быть нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Жалобы могут подаваться индивидуально и коллективно, в последнем случае жалоба подписывается группой лиц или их уполномоченными представителями, каждый из которых имеет право на подачу жалобы в индивидуальном порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равным правом обращаться с жалобой наряду с гражданами России. Такое равенство закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и подтверждено в постановлении КС РФ от 17 февраля 1998 г. № 6 — П.Таким образом, возможность защиты прав и свобод посредством конституционного правосудия должна быть обеспечена каждому, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, если законом нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Объединение граждан вправе обратиться с конституционной жалобой в защиту интересов граждан, для реализации прав которых оно создано, как по просьбе гражданина, так и без специальной просьбы.

Читать еще:  Обращение в суде к судье

Действующее законодательство, однако, не предусматривает право любого гражданина обратиться с конституционной жалобой в интересах других лиц или группы лиц на нарушение их индивидуальных или коллективных прав, хотя специально определенные законодательством должностные лица имеют такое право. Так, согласно ч. 6 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Помимо Генерального прокурора РФ, обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, имеет право Уполномоченный по правам человека в РФ (п. 5 ч. 1 ст. 29 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 97 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» допустимой может быть принята жалоба в том случае, если оспариваемый закон затрагивает конституционные права и свободы граждан и если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Производство в конституционном суде — казуальное. Чтобы начать процедуру рассмотрения жалобы, должно иметься конкретное дело, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

В силу ст. 46 Конституции РФ на частные лица (граждан и юридических лиц) распространяется основное право на судебную защиту. В связи с этим Конституционный Суд существенно уточнил понятие «примененного или подлежащего применению закона», данное в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 97 Закона о Конституционном Суде.

Жалоба гражданина в Конституционный Суд РФ допустима, если закон был применен любым уполномоченным органом (такими правоприменительными актами могут быть приказы об увольнении работника, об отказе в регистрации по месту жительства, об увольнении с военной службы и т. д.).

Не следует также забывать, что конституционная жалоба допустима только в отношении закона, а не какого-либо иного правового нормативного (подзаконного) акта. Оспорить можно федеральный конституционный и федеральный закон, закон субъекта РФ.

Конституция и устав субъекта РФ подпадают под юрисдикцию Конституционного Суда также лишь в случае применения их в конкретном деле — то есть формально под «законами» понимаются нормативно-правовые акты законодательного происхождения, принятые федеральным или региональными парламентами.

С 2001 г. расширенное толкование термина «закон» в отношении подконтрольных Конституционному Суду актов привело к тому, что нормативные постановления Государственной Думы (какими являются акты об амнистии) также стали признаваться законами в материальном смысле, и поэтому могут быть оспорены аналогичным образом.

Итак, условия допустимости жалобы определяются ФКЗ о Конституционном Суде, а также в его решениях.

Если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, то для признания допустимости жалобы не имеет значения, были ли в действительности нарушены права гражданина в конкретном деле.

При наличии конкретного дела, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон, не имеет значения, каково содержание решений, принятых по делу судом, и рассмотрено ли оно всеми судебными инстанциями. Конкретный контроль по жалобе гражданина возможен не только в связи с судебным делом, но и в том случае, если оспариваемый закон применяется другим уполномоченным на то органом государства или должностным лицом. Следовательно, подача жалобы возможна на любой стадии рассмотрения дела в суде или ином органе, применяющем закон.

Далее, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, то он может быть оспорен только в той части, которая применена или подлежит применению в деле заявителя.

Помимо отмеченных критериев допустимости жалобы, Конституционный Суд может высказать свое мнение в постановлении или в «отказном» определении, тем самым сформировав правовую позицию о ее допустимости. Так, в постановлении от 25 апреля 1995 г. Суд указал, что гражданин вправе обратиться в орган конституционной юстиции, если полагает, что имеет место неопределенность в вопросе, соответствует ли Конституции РФ закон, затрагивающий его конституционные права и свободы. Неточность или неясность формулировок закона также могут быть основанием проверки его конституционности по жалобам граждан о нарушении конституционных прав и свобод при условии, что эти и подобные дефекты в процессе правоприменения приводят к искажению толкования норм закона, способного нарушить конкретные конституционные права граждан. В таком случае может быть признана неконституционной практика применения такого закона.

Требования к содержанию жалобы определены ст. 37 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», в соответствии с которой в жалобе, направляемой в Конституционный Суд РФ в письменной форме, должны быть указаны:

— наименование суда (Конституционный Суд РФ) в качестве органа, в который направляется обращение;

— наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

— необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

— наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке;

— нормы Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;

— точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;

— конкретные, указанные в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ;

— позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;

— требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду РФ;

— перечень прилагаемых к обращению документов.

К сожалению, в большинстве поступающих в Конституционный Суд РФ жалоб названные требования заявителями в полном объеме не соблюдаются, в связи с чем жалобы возвращаются Судом на доработку.

К жалобе прилагаются документы, перечисленные в ст. 38:

— текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

— доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;

— документ об уплате государственной пошлины;

— перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К жалобе могут быть также приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, другие документы и материалы. Юридические лица представляют в Конституционный Суд РФ жалобу и прилагаемые к ней необходимые документы и иные материалы с копиями в количестве 30 экземпляров, граждане — с копиями в количестве 3 экземпляров.

Кроме этого, к жалобе прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

5 февраля 2007 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ (одобренный ранее Государственной думой 19.01.2007 г. и одобренный Советом Федерации 24.01.2007 г.) об изменении места постоянного пребывания Конституционного Суда с Москвы на Санкт-Петербург.

С 21 мая 2008 г. все обращения в Конституционный Суд РФ следует направлять по адресу: 190000 г. Санкт-Петербург, площадь Декабристов, дом 1.

Сайт в Интернете: http://ksrf.ru

Пример жалобы гражданина в Конституционный Суд РФ приведен в приложениях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector