0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полномочия судов и их классификация

Конституционные основы судебной власти

6.4. Полномочия судов и их классификация

многогранная затрагивает наравне с правовыми политические, социологические, психологические, нравственные и педагогические аспекты жизни общества. Кроме того, правовое воспитание имеет неразрывную связь с другими видами социального воспитания, среди которых — патриотическое, семейное, нравственное, культурное, школьное и т. д. Воспитанность человека — это результат огромного множества самых разнообразных влияний, оказываемых на человека, далеко не всегда способного им противостоять, и, следовательно, — это очень сложная работа, требующая огромных усилий, немалых средств. Предупредительная (профилактическая) и воспитательная функции судебной власти, имея каждая свое содержание, в общем, между собой неразрывно связаны и дополняют друг друга. Соответственно, реализация функций судебной власти как системы в целом способствует обеспечению конституционной законности. Формирование и существование конституционного государства предполагает установление не только формального, но и реального господства Конституции РФ во всех сферах жизни общества, воплощение в действительность ее прямого действия, непосредственного воздействия на всю совокупность общественных отношений, в том числе и путем ее прямого применения судами в Российской Федерации.

Соблюдение Конституции РФ и законов судьями в Российской Федерации как при вынесении решения, так и в процессе осуществления своей деятельности и есть деятельность, направленная на воспитание конституционно-правовой культуры у граждан России.

6.4. Полномочия судов и их классификация

Функции судебной власти как направления деятельности реализуются посредством их полномочий. В этой связи необходимо учитывать, что нередко, когда речь идет о полномочиях судов, не проводится различие между понятиями «полномочие» и «компетенция».

Лекция 6. Функции судебной власти и их соотношение с полномочиями судов в Российской Федерации

Компетенция органа государственной власти — совокупность юридически установленных предметов ведения, ответственности, полномочий, направленных на реализацию целей, задач и функций.

Полномочия органа государственной власти — права и обязанности, официально предоставленные органу.

Таким образом, объем полномочий, их совокупность входит в содержание компетенции суда.

Установленный Конституцией РФ принцип разделения властей свидетельствует о разграничении отдельных государственно-власт- ных полномочий между органами, относящимися к трем ветвям власти, каждая из которых действует исключительно в пределах своей компетенции (ст. 10). Полномочия по отправлению правосудия могут реализовывать исключительно суды, образованные в соответствии с требованиями Конституции РФ и федеральным законодательством. Конституция РФ прямо предусматривает императивное предписание, определяющее возможность реализации правосудия исключительно судами — «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ч. 1 ст. 118).

Установление этой императивной нормы направлено на предотвращение принятия решения иными органами государственной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5 П указывается, что согласно

ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи Конституции РФ во взаимосвязи со ст. 10 Конституции РФ, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что в свою очередь означает недопустимость преодоления

6.4. Полномочия судов и их классификация

вынесенного судом решения посредством юрисдикционного акта адми-

Полномочия судов в Российской Федерации можно классифицировать на конституционные (закрепленные в Конституции РФ) и законодательные — установленные в законах:

Полномочия судов и их классификация

Функции судебной власти как направления деятельности реализуются посредством их полномочий. В этой связи необходимо учитывать, что нередко, когда речь идет о полномочиях судов, не проводится различие между понятиями «полномочие» и «компетенция».

Компетенция органа государственной власти — совокупность юридически установленных предметов ведения, ответственности, полномочий, направленных на реализацию целей, задач и функций.

Полномочия органа государственной власти — права и обязанности, официально предоставленные органу.

Таким образом, объем полномочий, их совокупность входит в содержание компетенции суда.

Установленный Конституцией РФ принцип разделения властей свидетельствует о разграничении отдельных государственно-властных полномочий между органами, относящимися к трем ветвям власти, каждая из которых действует исключительно в пределах своей компетенции (ст. 10). Полномочия по отправлению правосудия могут реализовывать исключительно суды, образованные в соответствии с требованиями Конституции РФ и федеральным законодательством. Конституция РФ прямо предусматривает императивное предписание, определяющее возможность реализации правосудия исключительно судами — «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ч. 1 ст. 118).

Установление этой императивной нормы направлено на предотвращение принятия решения иными органами государственной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 марта 2009 г. №5-П указывается, что согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи Конституции РФ во взаимосвязи со ст. 10 Конституции РФ, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что в свою очередь означает недопустимость преодоления вынесенного судом решения посредством юрисдикционного акта административного органа.

Полномочия судов в Российской Федерации можно классифицировать на конституционные (закрепленные в Конституции РФ) и законодательные — установленные в законах:

Конституционные полномочия судов в Российской Федерации (ст. 125-127):

Полномочия судебных органов, входящих в судебную систему Российской Федерации, на законодательном уровне:

Юрисдикционные (компетенционные) полномочия высших судебных органов Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», ФКЗ «О Верховном Суде РФ», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ФКЗ «О Военных судах» и ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а также конституциями (уставами) субъектов РФ и конкретизирующими их законами регионального уровня.

Полномочия судов также возможно классифицировать в зависимости от их характера и предназначения.

Материально-правовые полномочия судов определяют те категории дел, которые относятся к подсудности того или иного суда. Например, рассмотрение дел о толковании Конституции РФ является исключительным материально-правовым полномочием Конституционного Суда РФ.

Процессуальные полномочия судов обеспечивают реализацию материально-правовых полномочий. Так, например, принятие запроса о толковании Конституции РФ к рассмотрению является процессуальным полномочием Конституционного Суда РФ, направленным на реализацию корреспондирующему ему материально-правового полномочия.

Организационные полномочия судов. Например, полномочия суда по организации судебного заседания, обеспечение законного состава суда, порядка и нормального хода судебного заседания, ведение протоколов судебного заседания и др.

Конституционный Суд РФ реализует в форме конституционного судопроизводства основные полномочия (ст. 125 Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»):

  • • осуществляет толкование Конституции РФ;
  • • разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • • разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • • разрешает дела о соответствии Конституции РФ договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • • разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

К основным полномочиям Конституционного Суда РФ также относится полномочие по разрешению споров о компетенции: между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов РФ.

Еще одним важным полномочием Конституционного Суда РФ является полномочие по проверке конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

Конституционный Суд РФ также наделен дополнительными полномочиями. Согласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» закрепляет за Конституционным Судом РФ право законодательной инициативы, право посланий Федеральному Собранию РФ, участие в процедуре принесения Присяги Президентом РФ.

Читать еще:  Обжалование решения суда по разводу

Кроме того, в ст. 23 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» закреплено полномочие Конституционного Суда РФ — дача заключения о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу.

Основные полномочия Верховного Суда РФ раскрываются в ФКЗ «О Верховном Суде РФ»: Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные судам общей и арбитражной юрисдикции, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела (п. 4 ст. 2 ФКЗ «О Верховном Суде РФ»).

УПК РФ включает в круг основных полномочий Верховного Суда РФ рассмотрение дел в первой инстанции в отношении дел, отнесенных к его подсудности федеральным законом, а также дел особой сложности или особого общественного значения, которые Верховный Суд РФ может принять к производству по собственной инициативе (ст. 31).

Также Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Обладает правом обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров и с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.

К полномочиям Верховного Суда РФ также относится право законодательной инициативы по предметам своего ведения (ст. 104 Конституции РФ).

Кроме того, Верховный Суд РФ разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.

В целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации Верховный Суд РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения, обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ).

Выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления при выдвижении Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации.

Публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами.

Для уяснения полномочий судов, закрепленных в нормативных правовых актах, необходимо уделить внимание полномочиям суда на досудебных стадиях процесса. В данном случае суд не осуществляет функцию правосудия или контроля. Полномочия суда на досудебных стадиях процесса направлены на реализацию обеспечительной функции. К таким полномочиям относятся, например, рассмотрение судом жалоб на неправомерные действия, решения следователя, дознавателя, прокурора, применение мер процессуального принуждения, разрешение судом ходатайств следователя и дознавателя о проведении следственных действий и др.

Полномочия суда на досудебных стадиях процесса — это

закрепленные нормами закона средства правообязывающего и принудительного характера, необходимые для достижения процессуальных целей и разрешения дела по существу.

С точки зрения классификации полномочий судебных органов полномочия суда на досудебных стадиях можно отнести к основным полномочиям судебного органа.

Несмотря на достаточно детальное закрепление полномочий судов всех уровней в нормативных правовых актах невозможно законодательно предусмотреть все возникающие на практике споры, подлежащие рассмотрению в суде. В судебной деятельности в случаях пробелов в материальном и процессуальном праве часто возникает необходимость разрешения вопросов собственной компетенции. В этой связи особое значение имеют дискреционные полномочия судов.

Конституционный принцип самостоятельности судебной власти предполагает наличие таких полномочий судов, содержание которых связывается с наличием определенной дискреции, т.е. судейского усмотрения, и ограничивающих полномочия законодательных и исполнительных органов власти в вопросах ограничения компетенции судов [1] .

Существуют различные точки зрения на понимание усмотрения суда. Его рассматривают как правоприменительную деятельность и как полномочие, данное лицу, наделенному властью выбирать между двумя и более законными альтернативами. Применительно к последнему — это правомочие, предоставленное суду, исходя из конкретных условий, принимать такое решение по вопросам права, возможность которого вытекает из общих и лишь относительно определенных указаний закона.

Дискреция (в отношении деятельности суда) — совокупность полномочий, предоставленных органу правосудия, выраженных в правах, поступать определенным образом в конкретных ситуациях, указанных законодателем, для организации судебного разбирательства, исследованию имеющихся в деле доказательств, иному осуществлению судопроизводства в каждой из стадий судебного процесса [2] .

Возможность осуществления судом дискреционных полномочий нашла свое подтверждение в Постановлении Конституционного

Суда РФ от 12 марта 2001 г. по делу о проверке конституционности положений законодательства о банкротстве. Свою правовую позицию Конституционный Суд РФ выразил следующим образом: «В силу самостоятельности судебной власти (ст. 10 Конституции РФ) законодатель не вправе лишать суд необходимых для осуществления правосудия дискреционных полномочий».

Примером использования дискреционных полномочий является Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2020 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», оно содержит указания по разграничению компетенции судов общей юрисдикции по данной категории дел, а также разъяснения по вопросам применения норм материального и процессуального права.

Используя дискреционные полномочия, Верховный Суд РФ устанавливает единые правовые критерии в случаях неясности норм материального и процессуального права в целях обеспечения однообразного решения по существу сходных дел.

Взаимосвязь функций и полномочий судебной власти проявляется в реализации их полномочий. Реализация той или иной функции происходит посредством выполнения целого ряда полномочий судебных органов.

  • [1] Судебная власть и правосудие в Российской Федерации. М.: РАП, 2011.С. 272, 273.
  • [2] Калмыкова Е. А. Виды дискреционных полномочий суда в арбитражномпроцессе // СПС «КонсультантПлюс»; Фурсов Д.А., Харламова И. В. Теорияправосудия. М., 2009. Т. 2. С. 143-148.

Судебная система Российской Федерации

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, предложен ещё в XVII.

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Положения о судебной власти и системе в России установлены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Подсказки адвоката, помогут разобраться какому суду подсудно ваше дело.

Читать еще:  Подать в суд на развод

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Они осуществляют уголовное, гражданское, административное. В 2020 году в городе Москве запущен портал судов общей юрисдикции, расположенный по адресу http://mos-gorsud.ru/. Данный ресурс призван объединить, централизовать и синхронизировать данные о работе 36 московских судов (35 районных судов и Московского городского суда).

Портал содержит 6 основных разделов: «Суды общей юрисдикции», «Поиск по судебным делам», «Электронная приемная», «Территориальная подсудность», «Калькулятор госпошлины» и «Личный кабинет», и несколько дополнительных («Новости о работе судов», «Инфографика» и др.).

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», мировой судья рассматривает по первой инстанции:

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

В системе арбитражных судов существуют электронные ресурсы, такие как – Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), которая позволяет в онлайн-режиме следить за ходом дела и знакомиться с текстами судебных актов, а также сервис «Мой арбитр» (https://my.arbitr.ru), который, в том числе позволяет подавать документы в электронном виде.

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

При подготовке использовались материалы свободной энциклопедии.

Читать еще:  Письмо судебным приставам об увольнении должника образец

Судебная система РФ: классификация судов и требования к судьям

Судебную систему РФ образует совокупность судов по всей стране, которые призваны поддерживать правопорядок. Принципы своей деятельности судебные органы черпают из Конституции РФ.

Правомерность действий судов определяет ФЗ «О судебной системе Российской Федерации».

  • Конституционный суд
  • Верховный суд
  • Арбитражные суды
  • Высший арбитражный суд (ВАС)
  • Федеральный арбитражный и апелляционный суды
  • Третейский суд
  • Мировые судья
  • Военные суды
  • Принципы судебной системы
  • Судьи

Классификация

Судебная система РФ (нажмите для увеличения)

Это разделение судов носит территориальный характер. Власть строиться по принципу пирамиды.

Большей компетенцией наделен высший аппарат управления (федеральные суды). Ему подчиняются и имеют меньше полномочий суды области, района, города.

Разделение можно провести и по функциональным особенностям на:

  • федеральные суды (общей юрисдикции);
  • конституционный суд.

Конституционный суд

Такая классификация отличается тем, что отделяет судопроизводство конституции от дел общей юрисдикции.

Этот суд контролирует насколько соответствуют конституции:

  • международные контракты и государственные договоры;
  • принципы конституций республик и уставы;
  • ФЗ, нормативные акты правительства;
  • нормативные акты субъектов РФ и законы.

В федеральном конституционном законе прописаны разрешенные действия КС. Компетенция упраздняется лишь внесением исправлений в конституцию. Уставный (конституционный) суд субъектов распространяет свою власть в границах субъекта РФ. Проверяет соответствие местных законодательных документов конституции РФ.

Верховный суд

Гражданские отношения, административные проступки, уголовные правонарушения курирует ВС Российской Федерации.

Будучи высшим звеном в системе, рассматривает дела уже прошедшие нижестоящие областные, городские и другие суды. Обычно это происходит с целью надзора за деятельностью судов субъектов.

Однако, ВС может вести дела из разряда общей юрисдикции, если они касаются деятельности:

  1. Высшей экзаменационной комиссии.
  2. ЦИК РФ.
  3. Высшей квалификационной коллегии судей.
  4. СМИ.
  5. Политических партий.
  6. Общественных объединений.

Также в его юрисдикции оспаривание ненормативных и нормативных актов. Помимо этого решает экономические разногласия органов субъектов РФ с органами федерального значения.

  1. Первая инстанция курирует дела по факту совершенного правонарушения.
  2. Кассационная (вторая) инстанция ведет деятельность по контролю за правомерностью выдвинутых обвинений инстанций первого суда.
  3. Надзорная инстанция допустима при пересмотрении дел в исключительных случаях.

Одно дело может одновременно рассматриваться как в первой, так и в высших инстанциях.

Арбитражные суды

Высший арбитражный суд (ВАС)

Регулирует споры в экономических отношениях между юр. лицами и индивидуальными предпринимателями, федеральными единицами и субъектами РФ.

Так как состоит в высшем звене, контролирует деятельность подвластных судов субъектов. В компетентность ВАС входят:

  1. Отстаивание интересов граждан, занимающихся деятельностью предпринимателя.
  2. Восстановление прав организаций и граждан, ведущих экономическую деятельность.
  3. Защита от возможных посягательств на экономические права граждан.
  4. Регулирование экономических процессов.

Рассматривает экономические разногласия административного характера и гражданского. К гражданским экономическим спорам относятся:

  • о разногласиях по заключенному договору;
  • об изменении пунктов договора или его расторжении;
  • о несоблюдении обязанностей сторон;
  • о решении присвоения права на собственность;
  • об имущественных разногласиях.
  • оспаривание нормативных актов в отношении предпринимателя;
  • административные правонарушения со стороны ИП или Юр. Лица;
  • о взыскании задолжностей, штрафных санкций, налогов с организации, ведущей экономическую деятельность.

Также арбитраж занимается обанкротившимися и несостоятельными организациями.

Федеральный арбитражный и апелляционный суды

Ведет экономические дела, прошедшие низшие инстанции без нужного результата.

Здесь рассматриваются новые возникшие обстоятельства.

Верховенствует над федеральным апелляционным судом и арбитражем субъектов РФ.

Разбирает дела вторично в случае возникновения разногласий по делу.

Это происходит при несогласии одной из сторон с принятым в арбитражном федеральном или региональном суде решением.

Тогда подается заявление о пересмотрении дела. С помощью дополнительных сведений, не известных ранее суду, дело может принять другой исход.

Третейский суд

Коммерческая организация на базе арбитражного суда, решающая хозяйственные разногласия гражданских и юридических лиц, юридических лиц между собой.

Стороны, решившие прибегнуть к помощи третейского судьи, подписывают соглашение о передачи дела в данную инстанцию. Предприниматели обращаются в эту организацию для более быстрого разрешения возникшего спора, к тому же стороны сами выбирают проверенного судью, которому доверяют.

Третейские суды бывают:

  • созванные сторонами для разрешения частного случая;
  • образованные на постоянной основе для решения любых конфликтов, возникших между двумя экономическими субъектами.

Несмотря на коммерческую основу, третейский суд вправе разбирать любые дела:

  • гражданские;
  • экономические споры;
  • принимать по поводу урегулирования конфликта решения.

В случае несогласия одной стороны с вынесенным постановлением, дело переходит в арбитражны суд по месту расположения третейского суда.

Мировые судья

Ближе всего к народу. Занимается регулированием общественных отношений.

Обычно дела в первую очередь проходят именно эту инстанцию. Мировой судья относится к судам районов и городов, стоящие в начале судебной системы.

Законодательный орган конкретного субъекта РФ назначает мирового судью на пост, либо его выбирают путем местного голосования.

К кандидату выставляются следующие требования:

  1. Диплом о высшем юридическом образовании.
  2. Возраст не менее 25 лет.
  3. Стаж 5 и более лет.
  4. Не ведет депутатскую деятельность.
  5. Не зарегистрирован как ИП.

Судья может занимать пост 5 лет. По окончанию срока службы он вправе подать повторную заявку. Исполнять судебную службу можно не более 70 лет. В период службы судья разбирает дела:

  1. Уголовные, с наказанием не более трех лет заключения.
  2. О разводе, если стороны не имеют разногласий по поводу того с кем останутся дети.
  3. О разделе имущества, совместно приобретенного в браке.
  4. Другие дела о семейных разногласиях (кроме дел, касающихся родительских прав).
  5. Об отношениях между работодателем и работником.
  6. Об имущественных отношения между гражданами РФ.

Военные суды

Отдельный слой в судебной сфере, т.к. курирует дела только в военной сфере. Носит территориальный характер, образуется в местах локации армии.

Военная коллегия служит здесь высшим органом. Суды военных округов и групп войск образуют среднее звено. Регулирует отношения Вооруженных сил РФ, а именно:

  1. Защищает права и свободы военнослужащих, подвергшихся неправомерным действиям со стороны военных начальников.
  2. Уголовные преступления, содеянные военнослужащими.
  3. Административные в отношении военнослужащих дела.
  4. Дела о возмещении нарушенных прав.
  5. Обжалование увольнений с военной должности, в случае неправомерности принятого решения.
  6. Дисциплинарные проступки.

Принципы судебной системы

В России правосудие возможно благодаря общим принципам ведения судебных дел. К ним относятся принципы:

  • легитимности;
  • неделимости;
  • независимости;
  • презумпции невиновности;
  • открытости судопроизводства;
  • равенство каждого перед законом (судом);
  • исполнения правосудия только судом;
  • состязательности;
  • соблюдения прав и свобод;
  • обязательности принятых решений.

Судьи

Судья — должностное лицо, выполняющее правосудие от лица государства. Деятельность судей в России регламентируется конституцией. Судья ни от кого не зависит, выносит решения только в согласии с законом.

От претендента на пост судьи требуется:

  1. Гражданство Российской Федерации.
  2. Не должен быть замечен в нарушении закона, иметь уголовных проступков.
  3. Не допускается к должности иностранный гражданин, либо гражданин РФ с видом на жительство заграницей.
  4. Должен быть дееспособным.
  5. Не должен быть замечен в клиниках, осуществляющих лечение наркоманов, алкоголиков, психических расстройств.

Возраст и опыт также являются неотъемлемым критерием на роль судьи. Судьей не может стать человек младше 25 лет. Минимальный опыт работы юристом 5 лет для получения поста судьи субъектов РФ.

Отбирают претендента на пост судьи конкурсным путем. Для этого будущий судья обращается с заявлением присвоить ему соответствующую должности квалификацию в экзаменационную комиссию. Важно наличие юридического диплома, необходимого опыта, достижения удовлетворяющего возраста.

При соответствии всем требованиям, к заявлению прилагается перечень необходимых документов. Экзаменационная комиссия не может препятствовать в прохождении экзамена, если все правила соблюдены. Когда экзамен пройдет с положительным результатом, кандидат может подать заявление в квалификационную комиссию для рекомендации его к должности.

Таким образом, судебная система РФ имеет четкую классификацию по функциональным обязанностям. Каждое дело рассматривается по специальности и в пределах компетенции суда. Любой гражданин России может получить необходимую помощь в гражданских, семейных, административных отношениях.

О судебной системе РФ смотрите следующее видео:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector