0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подсудность дел военным судам

Статья 25. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам

В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Комментарий к ст. 25 ГПК РФ

1. Подсудность военных судов определена ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», где отмечено следующее.

2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 указанного Федерального конституционного закона, комментируемой статьей и ч. 3 ст. 254 ГПК РФ военным судам, за исключением дел, отнесенных к подсудности Верховного Суда РФ, подсудны все гражданские дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Иным судам общей юрисдикции и мировым судьям такие дела неподсудны.

3. Причем согласно ч. 3 ст. 9, ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 22 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации», рассматривает в первой инстанции гражданские дела, реально связанные с государственной тайной и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам. Гарнизонный военный суд в тех же пределах рассматривает в первой инстанции не отнесенные законом к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда гражданские дела.

4. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов (ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

5. Непринятие Министром обороны РФ мер по жалобе на действия подчиненных ему лиц, связанные с увольнением военнослужащего в запас, подсудно военному суду.

6. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» за пределами территории Российской Федерации все гражданские дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, рассматриваются дислоцирующимися в данной местности военными судами (если иное не установлено международным договором Российской Федерации).

7. Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и заявлениям граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и заявлениям граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами (ч. 8 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

9. См. также комментарий к ст. ст. 24, 254, 255, 259 ГПК РФ.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДСУДНОСТИ ДЕЛ ВОЕННЫМ СУДАМ И ИНЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ СУДАМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

И ИНЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ СУДАМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Н. ПЕТУХОВ, К. ЖУДРО
Н. Петухов, заместитель Председателя Верховного Суда РФ — Председатель Военной коллегии, кандидат юридических наук.
К. Жудро, помощник заместителя Председателя Верховного Суда РФ, кандидат юридических наук.
Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» привел полномочия, порядок образования и деятельности военных судов в соответствие с требованиями Конституции и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». В Законе получил развитие принцип единства судебной системы, согласно которому военные суды не образуют самостоятельной и обособленной ветви судебной власти, а наравне с другими судами входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом РФ.
Законом изменена подсудность дел военным судам. В результате на практике стали возникать вопросы разграничения компетенции военных судов и иных федеральных судов общей юрисдикции.
В соответствии с новым Законом (п. 1 ч. 1 ст. 7) военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Под указанную категорию дел, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 14 февраля 2000 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», подпадают дела, рассматриваемые в порядке главы 24.1 ГПК РСФСР по жалобам военнослужащих на действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы, а также дела, рассматриваемые в порядке искового производства, в процессе которых подлежит разрешению спор о праве, возникший между теми же сторонами, либо спор о праве других лиц. (В настоящее время дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, именуются гражданскими делами, однако в планируемых изменениях процессуального законодательства их предполагается отнести к категории административных.)
Из гражданских дел искового производства к подсудности военных судов относятся, в частности, дела по спорам между военнослужащими и органами военной администрации о взаимных имущественных обязательствах. Например, военные суды уполномочены рассматривать иски воинских частей к военнослужащим о возмещении ущерба на основании Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих». В соответствии с этим Законом ответственность за вред, причиненный военнослужащим при исполнении служебных обязанностей, несет перед потерпевшим воинская часть, в которой военнослужащий проходит службу. После того как воинская часть компенсировала вред, военнослужащий обязан в свою очередь возместить ей понесенные расходы. Закон устанавливает ограниченную материальную ответственность военнослужащих и предусматривает возможность привлечения их к этой ответственности во внесудебном порядке — на основании приказа командира части. Но если ущерб превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, вопрос о его возмещении решается военным судом по иску командира части.
Вместе с тем военным судам на территории России не подсудны дела по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения учреждений и лиц, не подпадающих под понятие органов военного управления и воинских должностных лиц. Например, дела по жалобам на отказ местных органов власти в предоставлении военнослужащим льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подсудны территориальным судам общей юрисдикции.
Рассмотрение исков, заявленных к военнослужащим по вопросам, не касающимся защиты их прав и свобод, или заявленных учреждениями и лицами, не являющимися органами военного управления и воинскими должностными лицами, также относится к компетенции не военных, а территориальных судов.
Не подсудны военным судам и дела по жалобам и искам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, даже если в них ставится вопрос о нарушении органами военного управления прав этих лиц, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Так, члены семей военнослужащих с подобными жалобами и исками должны обращаться в территориальные суды. Из этого правила в ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» сделано исключение для граждан, которые, утратив статус военнослужащих в связи с увольнением с военной службы, обжалуют в судебном порядке действия или решения органов военного управления, воинских должностных лиц, нарушившие их права и свободы в период прохождения военной службы. Например, дела по жалобам на необоснованное увольнение с военной службы, по искам о взыскании невыданных в период службы денежного и иных видов довольствия могут быть рассмотрены военными судами.
Подчеркнем, что указанная норма не исключает такие дела из подсудности районных судов, а лишь предоставляет альтернативное право гражданам, уволенным с военной службы, обратиться со своими требованиями в военный суд. Именно об этом и идет речь в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г.
Вместе с тем дела по жалобам и искам уволенных военнослужащих на действия и решения органов Минобороны, связанные с назначением и выплатой им пенсий, подсудны только территориальным судам, поскольку вопросы пенсионного обеспечения решаются после фактического увольнения с военной службы, то есть утраты заявителями (истцами) статуса военнослужащего.
Что касается уголовных дел, то в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы либо прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.
Согласно п. п. 10 и 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» началом военной службы считается: для граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, — день убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы; для граждан, окончивших военные кафедры в вузах, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера и призываемых из запаса, — день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военкомата; для граждан, прошедших обучение на военных кафедрах, получивших офицерское звание и призванных на военную службу непосредственно после окончания вузов, — день убытия в отпуск, предоставляемый военкоматом по окончании указанных учреждений; для граждан, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления его в силу; для гражданских лиц, поступивших в военные учебные учреждения, — дата зачисления в них.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Дела по обвинению военнослужащих в преступлениях, совершенных ими до начала военной службы, не подсудны военным судам. Также военные суды не вправе рассматривать дела в отношении гражданских лиц, не имевших во время совершения преступления статуса военнослужащих.
Судьям порой приходится решать вопрос о подсудности уголовных дел в отношении нескольких лиц или преступлений, одни из которых подсудны военным судам, а другие — территориальным судам общей юрисдикции. Часть 3 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» указывает, что подсудность в подобных случаях регулируется федеральным процессуальным законом.
В настоящее время правовой основой для решения этого вопроса является ч. 2 ст. 42 УПК РСФСР, которая предусматривает, что, если дело по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений подсудно военному трибуналу в отношении хотя бы одного лица или одного преступления, дело обо всех лицах и преступлениях рассматривается военным трибуналом. Поскольку военные суды являются правопреемниками упомянутых в норме военных трибуналов, то она на них распространяется в полном объеме.
Таким образом, дело о преступлении, совершенном военнослужащим до призыва (поступления) на военную службу, может быть принято военным судом к своему производству лишь при условии одновременного обвинения этого же лица в преступлении, совершенном во время военной службы.
Рассмотрение военным судом уголовного дела в отношении гражданского лица по обвинению в преступлении, совершенном не в период прохождения военной службы, возможно только в случае, если по этому же делу обвиняется и военнослужащий в совершении преступления, подсудного военному суду, и выделение дела в отношении данного лица в отдельное производство по процессуальным причинам невозможно.
Поскольку в период прохождения военных сборов граждане, пребывающие в запасе, приобретают статус военнослужащих, то на уголовные дела о совершенных ими преступлениях, а также на гражданские и административные дела о защите их прав и свобод распространяются правила подсудности дел в отношении военнослужащих.
Существовавшее ранее положение о рассмотрении военными судами всех без исключения дел в местностях Российской Федерации, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу. Таким образом, на территории нашего государства не может существовать местностей, на которые не распространялась бы судебная власть территориальных федеральных судов общей юрисдикции. В связи с этим подлежит разрешению вопрос об определении конкретных районных (городских) судов, которым подсудны дела, возникшие в ряде закрытых военных городков и отдаленных гарнизонов, но не подпадающие под юрисдикцию военных судов.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» право рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подсудные федеральным судам общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами России, если иное не установлено международным договором. В частности, военные суды, дислоцированные по месту нахождения российских войск в Таджикистане и Казахстане, полномочны рассматривать семейные, трудовые, жилищные и иные гражданско — правовые споры наших военнослужащих и членов их семей, а также уголовные дела о преступлениях, совершенных гражданами России из числа гражданского персонала находящихся там российских учреждений.
Отнесено Законом к компетенции военных судов рассмотрение жалоб на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором меры пресечения в виде заключения под стражу и жалоб на продление этими же лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, а также жалоб на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.
Поскольку дела о групповых преступлениях, совершенных военнослужащими в соучастии с гражданскими лицами, согласно ст. 126 УПК подлежат расследованию органами военной прокуратуры и подсудны, как указывалось, военным судам, можно сделать вывод, что военным судам подведомственны и жалобы всех этих лиц, касающиеся применения меры пресечения, а также на действия и решения военных прокуроров.
Военным судам теперь подсудны и дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы.
Следует также отметить особенность подсудности дел Военной коллегии Верховного Суда РФ. Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» (п. 1 ч. 3 ст. 9) Военная коллегия наделена полномочиями рассматривать в первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов Правительства РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.
Рассмотрение дел об оспаривании иных нормативных актов федерального Правительства относится к компетенции Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, что подтверждено Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 июня 2000 г.
Аналогичным образом разграничивается между коллегиями Верховного Суда РФ подсудность дел об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, а также нормативных актов федеральных министерств и ведомств.
Что касается дел об оспаривании ненормативных актов Федерального Собрания РФ, то все они подсудны только Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читать еще:  Подать в суд на развод

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
«УГОЛОВНО — ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
«О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
«О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
«О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 23.06.1999 N 1-ФКЗ
«О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.07.1999 N 161-ФЗ
«О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
(принят ГД ФС РФ 22.06.1999)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ, ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
Российская юстиция, N 2, 2001

Подсудность дел военным судам

Согласно ст. 22 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» военные суды создаются по территориальному принципу — по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба. Военные суды относятся к системе судов общей юрисдикции, входят в судебную систему РФ и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». Подсудность уголовных дел военным судам является разновидностью персональной подсудности и регулируется ст. 31 — 36 УПК, а также Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». Военным судам подсудны уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы. Исходя из данного определения, можно выделить следующий критерий отнесения дел к подсудности военных судов — наличие статуса обвиняемого — военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы [1] .

Читать еще:  Правила заполнения исполнительного листа судом

При соучастии в преступлении, если одно из лиц — военнослужащий, то при определении подсудности дело должно быть передано на рассмотрение в военный суд (ч. 7.1 ст. 31 УГ1К).

Дела о преступлениях, совершенных военнослужащими всегда подсудны военным судам вне зависимости от степени тяжести преступления (так, например, в системе военных судов отсутствуют суды мировой юстиции. Соответственно дела, отнесенные УИК к подсудности судов мировой юстиции, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов).

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, а также другими гражданами Российской Федерации, проходящими военные сборы, если деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ, если иное не установлено международным договором РФ.

В систему военных судов входят гарнизонные (военные) суды и окружные (флотские) военные суды.

Гарнизонный военный суд — суд, действующий на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов (ст. 21 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»), Соответственно, основной массив уголовных дел о преступлениях военнослужащих и иных лиц относится к подсудности гарнизонного военного суда.

В компетенцию гарнизонного военного суд входит рассмотрение уголовных дел о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК).

Гарнизонные военные суды принимают решения о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ч. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»,

ч. 2 и 3 ст. 29 УПК).

Окружной (флотский) военный суд — суд, действующий на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (ст. 13 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»),

В компетенцию окружного (флотского) военного суда входит рассмотрение уголовных дел в первой инстанции, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК, а также дела, которые при существовании реальной угрозы личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц (например, дела о терроризме, бандитизме) по решению Верховного Суда РФ могут быть переданы для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления (ч. 4—7 ст. 35 УПК). Также данный суд рассматривает дела по административным исковым заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

Согласно ч. 6.1 ст. 31 УПК исключительной компетенцией рассматривать все уголовные дела террористической направленности наделены Московский и Северо-Кавказский окружные военные суды.

Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда в пределах, установленных Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации», рассматривают дела:

  • 1) в первой инстанции уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда УГ1К;
  • 2) дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, — в апелляционном порядке;
  • 3) по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, — в кассационном порядке;
  • 4) на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции;
  • 5) дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что понимается под подсудностью конкретного уголовного дела?
  • 2. Какими признаками обладает подсудность?
  • 3. Что такое территориальная подсудность?
  • 4. Что такое родовая подсудность?
  • 5. Что такое персональная подсудность?
  • 6. Кем определяется подсудность дел частного обвинения?
  • 7. Кем решается вопрос о передаче дела по подсудности?
  • 8. Перечислите дела, подсудные районному суду.
  • 9. Какие суды входят в систему военных судов?
  • 10. Перечислите уголовные дела, подсудные военным судам.
  • [1] Военнослужащий — лицо, исполняющее обязанности, связанные с прохождением военной службы в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках Министерства внутреннихдел РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях прифедеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированияхфедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в областигражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральнойпротивопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.Статус военнослужащего имеют граждане, проходящие военную службу по контракту илино призыву. Иностранные граждане приобретают статус военнослужащего с момента призыва на военную службу, который прекращается с момента окончания военной службы. Граждане, проходящие военные сборы, также относятся к военнослужащим на времяпрохождения сборов, поэтому дела об их преступлениях, совершенных в данный период, будут рассматриваться военными судами.

3. Подсудность дел военным судам РФ

Военные суды рассматривают не только уголовные дела (как это было предусмотрено ранее действовавшим Положением о военных трибуналах), но и определенные категории гражданских и административных дел. поэтому следует разграничивать компетенцию по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел между военными судами и другими судами общей юрисдикции, а также между самими военными судами. Правила о подсудности военным судам дел сформулированы в законе о военных судах.

В качестве основного критерия для определения подсудности дел военным судам Закон предусматривает субъективный признак: по уголовным (административным) делам — наличие статуса военнослужащего у лица, совершившего преступление (административное правонарушение), а по гражданским делам — это правовое положение сторон (военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо).

В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы. от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Впервые право военнослужащих обращаться с такими заявлениями в военный суд установлено ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Это положение закона соответствует Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Читать еще:  Незаконный состав суда в гражданском процессе

Практика обращения военнослужащих с жалобами и заявлениями в военный суд за защитой своих прав и свобод получила широкое распространение. В военные суды обращаются все категории военнослужащих — от рядового до генерала. Если в 1993 г. за защитой своих прав в военные суды обратились около 3 тыс. военнослужащих, то в 2001 г. — свыше 200 тыс. В последующие годы в военные суды поступало свыше 100 тыс. жалоб ежегодно.

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, также вправе обжаловать в военный суд действия (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения в период прохождения ими военной службы. военных сборов (п.2 ст. 7 Закона о военных судах).

Граждане, уволенные с военной службы (прошедшие военные сборы). т.е. не имеющие статуса военнослужащих, вправе подать жалобу по своему усмотрению в военный или гражданский суд. Рассмотрение военными судами таких жалоб является исключением из общего правила о подсудности дел военным судам и обусловлено стремлением обеспечить наиболее полную защиту прав граждан по делам, связанным со специальными воинскими правоотношениями и применением норм военного законодательства.

Подсудность военным судам гражданских дел. указанных в ст.7 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», находит подтверждение в нормах вновь принятого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. Так, в ст 25 ГПК РФ говорится: «В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными или иными специализированными судами».

В соответствии со ст. 31 УПК РФ к подсудности военным судам отнесены уголовные дела о всех преступлениях, совершенных только военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы (п.5,6 ст. 31). Дела о преступлениях других лиц военным судам неподсудны.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них. то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражает то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции (п.7 ст.31 УПК РФ).

В соответствии со ст. 29,108-109 УПК РФ гарнизонные военные суды принимают решения о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

В ходе досудебного производства по подсудным им уголовным делам военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (п.2 и 3 ст. 29; ст.125 УПК РФ; п. 6 ст. 7 Закона о военных судах). Гарнизонные военные суды принимают также решения об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (п.2.ст. 29 УПК РФ, п.3 ст. 22 Закона о военных судах).

Согласно п. 8 ст. 31 УПК РФ военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях. совершенных военнослужащими. проходящими военную службу в составе российских войск. членами и семей. а также другими гражданами Российской Федерации, если:

1. Деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо посягает на интересы Российской Федерации.

2. Иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (п.8 ст. 31).

Эта норма закона несколько ограничивает подсудность дел военным судам, находящимся за пределами территории России, по сравнению 4 ст. 7 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», в соответствии с которой военным судам за границе подсудны все дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором.

Подсудность уголовных дел военным судам разных уровней — гарнизонным и окружным (флотским) — определена исходя из разграничения их полномочий по тому же принципу, что и подсудность дел районным и вышестоящим над ними судам.

Так, гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч.3 ст. 31 УПК РФ).

Гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, не отнесенные к подсудности окружного (флотского) военного суда и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч.6 ст 31 УПК РФ, т.е. уголовные дела, подсудные областным и им равным судам. Кроме того, окружной (флотской) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной.

В системе военных судов нет мировых судей. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, предусмотренным рассмотрение дел мировым судьей

Согласно ФКЗ «О военных судах РФ» (п.2, 3 ст.9) Военной коллегии по первой инстанции подсудны уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2001 г. к подсудности Верховного Суда РФ относит уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда (ст. 452).

В то же время в ст. 31 УПК РФ, регулирующей подсудность уголовных дел судам разных уровней, определено, что Верховному суду РФ, кроме дел, названных в ст 452, могут быть подсудны также иные уголовные дела, отнесенные к его подсудности федеральным конституционным законом и федеральным законом (п.4 ст. 31). Следовательно, компетенция Военной коллегии рассматривать дела о преступлениях особой сложности и особого общественного значения при условиях, указанных в ст. 7 ФКЗ «О военных судах РФ», сохраняет силу и после принятия нового УПК РФ.

Что же касается уголовных дел в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они не могут быть подсудны Военной коллегии, поскольку эти лица на время исполнения депутатских обязанностей приостанавливают военную службу и исключаются из воинских правоотношений. Фактически же они проходят военную службу, а осуществляют иной вид государственной службы. Порядок приостановления военной службы установлен в ст. 45 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе) и ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы.

В соответствии со ст. 9 ФКЗ «О военных судах РФ» Военная коллегия в порядке гражданского судопроизводства рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы. Как свидетельствует судебная практика, обжалуются правовые акты указанных органов, связанные с определением порядка прохождения военной службы, реализацией отдельных положений, законодательства о статусе военнослужащих по обеспечению различными видами довольствия и другие. Ежегодно Военной коллегией рассматривается около 100 таких жалоб военнослужащих.

Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. отнес к подсудности Верховного Суда РФ новую категорию военных дел — гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ. затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (ст. 27). По смыслу закона, такие дела, затрагивающие права, свободы и законные интересы военнослужащих. должны быть подсудны Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×