0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обжалование действий бездействия судебного пристава исполнителя

Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО — Югры

Процесс

РКЦ Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск

Получатель

УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Межрайонная ИФНС России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре)

Расчетный счет

ОКТМО

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

  • Просмотр
  • What links here

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

Статья 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ

  1. На действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в десятидневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
  2. Во всех остальных случаях жалоба на совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя также в десятидневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
  3. Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.
  4. Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
  5. Часть 1 статьи 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» после введения в действие АПК РФ (2002 года) должна применяться с учетом его положений, согласно которым арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
  6. Заявления по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе споры об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи, подлежат рассмотрению в порядке искового производства. (Постановление Пленума ВАС от 09.12.2002 №11).
  7. Данный вопрос регламентируется:
    • Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (№ 95-ФЗ от 24.07.2002);
    • Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
    • Постановлением Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»;
    • Информационным письмом ВАС РФ от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов»;
    • Информационным письмом ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Статья 197 Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц

  1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
  2. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

(Извлечения из комментария к АПК РФ) В ч. 1 ст. 197 АПК РФ установлено, что дела рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, которые предусмотрены в гл. 24 Кодекса. При этом определяется, что эти же правила применяются при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.

В соответствии с той же ч. 1 ст. 197 АПК РФ правила административного судопроизводства, в порядке которого должны рассматриваться дела об оспаривании ненормативных правовых актов, применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава – исполнителя. В связи с этим дела об оспаривании действий судебного пристава – исполнителя должны возбуждаться в арбитражном суде на основании заявления заинтересованного лица, а не жалобы. (ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 197 АПК РФ)

  • Подведомственность арбитражного суда по спорам о признании незаконным решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя (а не службы судебных приставов) по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов арбитражного суда, иных уполномоченных органов (налоговые органы, таможня, государственные внебюджетные фонды и иные органы, которым законом предоставлено право на бесспорное взыскание задолженности) определена частью 1 статьи 27, пунктом 2 статьи 29, частью 1 статьи 197 и статьей 329 АПК РФ.
  • Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (часть 6 статьи 38 АПК).
  • На это правило следует обращать внимание в случае несовпадения места выдачи исполнительного документа и места нахождения судебного пристава-исполнителя. Нужно также учитывать, что в некоторых ситуациях место совершения исполнительных действий и место нахождения судебного пристава-исполнителя могут не совпадать (п. 4 ст. 11 Закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • В некоторых случаях право на обращение в арбитражный суд имеется и у физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (например, должностное лицо должника, на которое судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства по исполнительному листу арбитражного суда наложен штраф).
  • Не подлежат рассмотрению в арбитражном суде дела об обжаловании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если исполнительное производство возбуждено:
    • на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции;
    • по сводному исполнительному производству, где объединены требования к должнику, основанные на исполнительных документах судов общей юрисдикции;
    • по сводному исполнительному производству, где объединены требования, основанные на исполнительных документах, как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции, и при невозможности разделить заявляемые в арбитражный суд требования по исполнительным листам арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
  • Как обжаловать действия судебного пристава исполнителя — порядок действий и образцы заявлений

    Гражданин, не согласный с решениями, принимаемыми судебным исполнителем, может подать жалобу. Законодательно закреплён строгий порядок подачи и рассмотрения подобных обращений.

    Правовые основания

    Любой человек может в судебном порядке отстаивать свои интересы. Это право включает возможность оспаривания законности правовых актов, принятых государственными органами. Такое положение закреплено в статье 46 Конституции РФ.

    Действия служащих ФССП регламентированы законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. Порядок обжалования постановлений судебных приставов-исполнителей (СПИ), действий или бездействия регламентирован главой 18 указанного нормативного акта.

    При рассмотрении таких обращений судами общей юрисдикции применяются нормы КАС РФ.

    Алгоритм действий

    Обжалование действий судебного пристава-исполнителя возможно путём подачи искового заявления или обращения к вышестоящему руководству. В первом случае гражданину придётся оплатить госпошлину, готовить документ в соответствии с требованиями, установленными ГПК РФ.

    При направлении жалобы в порядке подчинённости установлены более лояльные требования. Например, гражданину не нужно прилагать документы, подтверждающие обоснованность требований. Оспаривание проходит заочно – нет необходимости посещать заседания.

    Также человек может передать своё обращение самому приставу, действия которого обжалуются. Должностное лицо направляет документ лицу, которое будет непосредственно заниматься рассмотрением жалобы.

    Ещё один вариант – заявление в прокуратуру. Этот орган создан для надзора за соблюдением законодательства всеми государственными органами.

    Читать еще:  Неисполнение судебным приставом исполнителем решения суда

    Гражданин самостоятельно выбирает, как обжаловать действия пристава. Если сначала обращение было направлено руководству судебного исполнителя, а потом человек подал иск в суд, то рассмотрение первого документа приостанавливается (ст. 126 Закона № 229-ФЗ).

    На подачу обращения у заинтересованного лица есть 10 дней (ст. 122 № 229-ФЗ). Если указанный срок пропущен, то решения пристава не могут быть оспорены. Исключение – существуют объективные обстоятельства, помешавшие гражданину вовремя узнать о нарушении его прав или подать документы. Тогда гражданин должен заявить ходатайство о восстановлении срока. Просьба рассматривается вместе с направленной жалобой.

    Срок считается с определённых событий:

    1. Дата вынесения незаконного постановления.
    2. День выявления факта бездействия пристава. Например, гражданин обратился к приставу за информацией об произведённых для исполнения решения суда действиях. Когда был получен
    3. Дата совершения действия, нарушающего права заявителя.
    4. День, когда гражданину должно было стать известно о нарушении его прав. Например, человек передал имущество в пользование должнику, а ФССП наложила на собственность арест.

    Если срок подачи обращения пропущен, гражданин не лишается права подавать жалобы в прокуратуру. Этот государственный орган имеет право в любое время выдать предписание об устранении нарушений законодательства.

    Рассмотрение обращения

    Для судов и должностных лиц ФССП установлен срок принятия решений по жалобе в 10 дней. В Законе № 229-ФЗ не установлены случаи, когда разбирательство может длиться дольше. Исключение – гражданин не представил при подаче жалобы необходимые документы, и чиновник запросил у него эти бумаги.

    В порядке подчинённости невозможно обжаловать действия или постановления судебного пристава, которые касаются:

    • принудительного взыскания сбора за действия сотрудников ФССП;
    • результатов оценки арестованной собственности должника, которая была проведена компетентным специалистом.

    Обращение заинтересованного лица не рассматривается в следующих случаях:

    • прошло больше 10 дней с момента принятия обжалуемого постановления, совершения незаконных действий;
    • по рассматриваемому вопросу вступило в силу решение суда;
    • гражданин не выполнил требования, установленные в статье 124 Закона № 229-ФЗ;
    • жалоба касается решений, принятых должностным лицом, не работающим в ФССП.

    Отказ направляется заявителю в течение 3 дней с даты подачи обращения. Указанные решения могут быть оспорены у вышестоящего руководства или в суде.

    Принятие решения

    Должностное лицо ФССП исследует обращение гражданина, затребует документы у пристава, занимающегося конкретным исполнительным производством. Решение по жалобе может быть следующего характера:

    • установлено, что пристав своими действиями нарушил закон, определены меры, с помощью которых выявленные нарушения будут устранены;
    • неправомерное постановление отменено в части или полностью;
    • отмена решения пристава и принятие нового правового акта;
    • отмена постановления с указанием исполнителю относительно дальнейших действий.

    Дополнительно руководитель может привлечь пристава к дисциплинарной ответственности.

    Решение, принятое по жалобе, направляется исполнителю. Оно вступает в силу в течение 10 дней с момента принятия.

    Составление обращения

    Образец жалобы включает в себя следующие данные:

    • наименование государственного органа, должность лица, которому направляется обращение;
    • Ф.И.О. заявителя;
    • реквизиты исполнительного документа, дата возбуждения производства по нему;
    • Ф.И.О. пристава, действия или бездействие которого обжалуется;
    • описание нарушений, которые были совершены должностным лицом, со ссылкой на нормативные акты;
    • если происходит обжалование постановления, то следует указать его реквизиты;
    • требования автора обращения;
    • перечень приложений;
    • подпись, фамилия заявителя, его инициалы.

    Обращаться с жалобой может гражданин, права которого были непосредственно затронуты действиями исполнителя. Если человек не фигурирует в деле как должник или кредитор, следует указать, почему он считает, что его интересы затронуты.

    Обращение в суд

    Иск должен быть направлен в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Заявление оформляется по следующему шаблону:

    • наименование государственного органа, куда направляется документ;
    • Ф.И.О. заявителя, адрес проживания;
    • данные ответчика (Ф.И.О. пристава, должность, адрес подразделения ФССП);
    • данные заинтересованного лица, например, должника;
    • информация об исполнительном производстве (когда возбуждено, суть требования и т.д.);
    • описание действий (или бездействия) пристава, которые не устраивают заявителя;
    • указания, какие именно права заинтересованного лица были затронуты;
    • ссылки на законодательство;
    • ссылка на статью 121 Закона № 229-ФЗ и на статью 220 КАС РФ;
    • суть требований заявителя;
    • перечень письменных доказательств;
    • подпись, фамилия и инициалы гражданина.

    Дополнительно можно затребовать приостановления решения пристава.

    Суд исследует иск и принимает решения с учётом норм КАС РФ. Сроки рассмотрения обращения ограничены 10 днями на основании норм статьи 122 Закона № 229-ФЗ.

    Чтобы обжалование постановления судебного пристава исполнителя или бездействия указанного служащего прошло успешно, следует внимательно следить за работой должностного лица. Часто граждане боятся бюрократической волокиты и пропускают сроки подачи обращений по поводу неисполнения приставами своих обязанностей.

    Порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя

    Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

    Кодекс административного судопроизводства (КАС) РФ регламентирует право граждан на обращение в суд для оспаривания неправомерных действий и решений государственных органов, в том числе судебных приставов.

    Обжалованию подлежат те действия и решения, которые:

    • нарушают или создают препятствия для реализации прав и свобод;
    • безосновательно возлагают обязанности или привлекают в ответственности.

    Постановления и деяния судебных приставов могут быть обжалованы в суде и у вышестоящего должностного лица. Если гражданин обращается с заявлением в вышестоящий орган, то он не лишается возможности написать заявление в суд, как это указано в ч. 1 ст. 19 закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ.

    Согласно ч. 1 ст. 121 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, право на оспаривание действий и решений исполнительных органов имеют лица, чьи права и интересы были нарушены.

    Срок обжалования

    Заявитель может подать жалобу в отношении действия или решения пристава в срок, не превышающий 10 дней. Период обжалования исчисляется с момента:

    • совершения неправомерных действий судебным приставом-исполнителем;
    • вынесения незаконного постановления;
    • установления факта бездействия пристава;
    • отказа в отводе

    Как написать жалобу ?

    Где найти образец и бланк заявления?

    Образец жалобы и основные правила ее составления граждане могут найти на сайте службы судебных приставов.

    Получить бланк также можно в отделении судебных приставов или в суде, куда гражданин желает подать жалобу.

    На официальном сайте ФССП (Федеральной службы судебных приставов) РФ размещен бланк заявления, который могут скачать все заинтересованные граждане.

    Содержание и форма жалобы

    Заявление обязательно должно быть составлено в письменной форме. Типовой бланк жалобы на действия и решения пристава содержит следующие пункты:

    • Наименование государственного органа, в адрес которого направляется заявление.
    • Ф.И.О. заявителя.
    • Наименование юридического лица, подающего жалобу.
    • Адресные данные заявителя.
    • Наименование должности, Ф.И.О. пристава, действия или решения которого будут оспариваться.
    • Реквизиты постановления пристава-исполнителя, которое обжалуется в заявлении.
    • Перечень оснований, дающих гражданину право на обжалование.
    • Требования заявителя.
    • Перечень документов, прилагаемых к жалобе. При этом у заявителя нет обязанности по самостоятельному сбору документов, доказывающих обстоятельства дела. Должностное лицо ФССП, которое будет рассматривать жалобу, должно при необходимости запросить их.
    • Дата составления заявления.
    • Подпись заявителя или его представителя. Если в документе имеется подпись представителя заявителя, то к нему следует приложить доверенность или другую бумагу, подтверждающую полномочия этого лица.

    Порядок рассмотрения заявления органами ССП

    Отечественное законодательство предоставляет должностным лицам ССП 10 дней для рассмотрения жалобы.

    Рассмотрение жалобы может быть приостановлено с целью получения запрошенных материалов, имеющих значение для разрешения вопроса. Максимальный срок приостановления рассмотрения заявления составляет 10 дней.

    Если жалоба принимается к рассмотрению в судебных органах, то должностные лица службы судебных приставов приостанавливают рассмотрение заявления, поданного гражданином в порядке подчиненности.

    Основания для отказа в рассмотрении заявления

    Отказать в приеме жалобы сотрудники службы судебных приставов могут на основании следующих обстоятельств:

    • Обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора, которое должно осуществляться в судебном порядке согласно ч. 4 ст. 121 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
    • Обжалования результата оценки имущества, которая осуществлялась оценщиком.
    • Нарушения сроков обжалования и отсутствия ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
    • Несоблюдения требований о форме и содержании документа.
    • Вступления в силу решения суда по аналогичной жалобе.
    • Оспаривания решения или деяния лица, которое является должностным лицом ССП.
    Читать еще:  Оригиналы документов в судебное заседание

    Решение по жалобе

    Как оформляется решение?

    Уполномоченные на рассмотрение жалобы сотрудники службы судебных приставов принимают решение по жалобе в форме постановления.

    В постановлении они фиксируют следующую информацию:

    • Должность и Ф.И.О. лица, принимавшего решение по заявлению.
    • Наименование организации или Ф.И.О. гражданина, выступившего в качестве заявителя.
    • Место жительства или пребывания гражданина, подавшего жалобу.
    • Место расположения юридического лица, представитель которого подал заявление.
    • Краткое описание сущности жалобы.
    • Обоснование решения, принятого по итогам рассмотрения заявления.
    • Принятое должностным лицом решение.
    • Данные о порядке обжалования решения.

    Итог рассмотрения жалобы на пристава-исполнителя

    Решение по жалобе может быть принято в следующих формах:

    • Признания действия, отказа пристава в совершении действия или постановления пристава правомерным. Такое решение означает, что жалоба будет оставлена без удовлетворения.
    • Признания жалобы обоснованной частично или полностью, что влечет за собой:
    • полную и частичную отмену постановления пристава-исполнителя;
    • отмену постановления и обязанность должностного лица принять новое решение согласно действующему российскому законодательству;
    • отмену постановления и принятие приставом нового решения;
    • признание действия или бездействия пристава неправомерным и определение мер для устранения нарушений;
    • признание отказа пристава в совершении определенных действий неправомерным и определение мер для устранения нарушений.

    Исполнение решения по жалобе на пристава

    Принятое по жалобе решение должно быть исполнено в 10-дневный срок. Период начинает исчисляться с момента поступления решения по жалобе к приставу, действия и решения которого оспаривались.

    Такое правило применяется в отношении решений, если они не содержат конкретного указания на срок их исполнения.

    Копия решения по жалобе направляется заявителю. Решение должно быть отправлено по адресу заявителя в течение 3 дней с момента его принятия уполномоченными органами.

    Оспаривание решения по жалобе

    Оспорить постановление должностного лица граждане могут путем обращения:

    • в арбитражный суд — в случаях:
    • реализации исполнительного документа, который был выдан гражданину органами арбитражного суда;
    • реализации требований исполнительного документа, оформленного в отношении граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; описанное правило действует в отношении актов органов, осуществляющих контрольные функции, и должностных лиц, рассматривающих административные дела;
    • исполнения постановления пристава о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора; должником в таком акте может выступать организация или гражданин, занимающийся коммерцией для образования юридического лица; также, согласно подп. 3 ч. 2 ст. 128 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ, важно, чтобы исполнительное производство в отношении должника было возбуждено приставом в связи с осуществляемой предпринимательской деятельностью;
    • иных случаях согласно арбитражно-процессуальному законодательству;
    • суд общей юрисдикции.

    Оспаривание решения происходит на основании заявления. Заявление рассматривается судебными органами в 10-дневный срок.

    Порядок рассмотрения заявления в суде

    Заявление, составленное для передачи в суд, должно соответствовать требованиям ГПК РФ. Важно, чтобы заявитель подал документ в соответствии с правилами подсудности и подведомственности дел. За предъявление иска в отношении действий судебного пристава гражданам не нужно оплачивать государственную пошлину.

    Подавать заявление следует в судебные органы, в районе деятельности которых пристав исполняет свои должностные обязанности, как это регламентировано ч. 2 ст. 441 ГПК РФ. Заявление необходимо передать в суд не позднее 10 дней с момента вынесения постановления пристава или момента, когда лица узнали о нарушении прав.

    Отмена ареста имущества, наложенного приставом

    Лица могут оспорить арест имущества, произведенный судебным приставом.

    Арест, произведенный судебным приставом-исполнителем с нарушением норм отечественного законодательства, оспаривается на основании заявления об отмене ареста.

    Заявитель может подать исковое заявление об освобождении имущества от ареста. Такое заявление предъявляется к должнику и взыскателю.

    Порядок рассмотрения заявления прокуратурой

    Органы прокуратуры также рассматривают жалобы на решения сотрудников службы судебных приставов, нарушающие права и свободы граждан.

    Прием жалоб на действия и решения приставов происходит согласно нормам Инструкции о порядке рассмотрения обращений…, утвержденной приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45.

    Срок рассмотрения жалобы

    Поступившие в прокуратуру обращения регистрируются в 3-дневный срок.

    Рассмотрение обращения происходит в течение 30 дней с момента его регистрации.

    Заявления, которые не требуют от сотрудников дополнительных проверок, могут быть рассмотрены в течение 15 дней.

    Решение по заявлению

    После проверки сведений, зафиксированных в заявлении, уполномоченные лица принимают решение:

    • об удовлетворении заявления;
    • удовлетворении повторного обращения;
    • отклонении жалобы;
    • разъяснении заявителю правовых вопросов;
    • оставлении жалобы без разрешения, возврате заявления;
    • перенаправлении жалобы в другую прокуратуру.

    Таким образом, каждый гражданин, чьи права были нарушены приставом-исполнителем, вправе подать не него жалобу. По итогам рассмотрения заявления неправомерное решение пристава может быть отменено.

    Региональная юридическая служба. Бесплатная юридическая консультация по всей стране 8 800 707-79-45

    Оспаривание постановлений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей

    Для защиты нарушенных гражданских прав и свобод необходимо не только принятие судом судебного постановления, вступление его в законную силу, но и надлежащее исполнение судебного акта. В силу ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

    В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и нормами главы 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых могут быть оспорены, следует относить должностных лиц службы судебных приставов, исполняющих судебные постановления или постановления иных органов, а также должностных лиц службы судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.

    В соответствии с ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Допускается исчисление этого срока со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия) судебным приставом-исполнителем. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Однако при недоказанности уважительности причин пропуска данное обстоятельство может быть основанием к отказу в удовлетворении заявления.

    В силу ч. 1, 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, если исполнительный документ соответствует требованиям ст. 13 данного Закона и предъявлен в срок, предусмотренный ст. 21.

    Дела об оспаривании действий судебных приставов по возбуждению исполнительного производства – одна из самых распространенных категорий, удовлетворение подобного рода заявлений имеет значимые правовые последствия, поскольку все последующие действия судебного пристава-исполнителя являются незаконными.

    Основаниями требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства являются несогласие должника с исполнительным документом, а также несогласие с постановлением о возбуждении исполнительного производства (в частности, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, срок предъявления которого к исполнению истек, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, не соответствующему предъявляемым к нему требованиям).

    Читать еще:  Порядок обращения в конституционный суд

    В качестве оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства незаконными указывались также нарушение сроков возбуждения исполнительного производства по заявлению взыскателя; не направление либо несвоевременное направление сторонам исполнительного производства копий постановления о возбуждении исполнительного производства; несоответствие постановления судебного пристава-исполнителя требованиям, предъявляемым ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; технические и иные ошибки, допущенные при вынесении постановлений о возбуждении исполнительного производства. Однако в подавляющем большинстве случаев требования заявителей по данной категории дел признаются судами необоснованными, а действия судебных.

    Анализ причин, побудивших заявителей обратиться в суд за защитой своих прав, нарушенных, по их мнению, в результате окончания исполнительного производства, свидетельствует, что их значительную долю составляет непринятие судебными приставами-исполнителями всех мер, направленных на полное и правильное исполнение требований исполнительных документов.

    Можно выделить основные причины, по которым суды отказывают в удовлетворении заявленных требований, а постановления судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства признаны законными и обоснованными:

    пропуск заявителями, установленного ст. 441 ГПК РФ десятидневного срока для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя;

    отсутствие предмета спора в связи с добровольной отменой судебным приставом-исполнителем обжалуемого постановления. Суды, установив, что обжалуемое постановление отменено как незаконное (необоснованное), предмет обжалования отсутствует, отказывали в удовлетворении требований по указанному основанию. При этом, рассматривая заявления по существу, исследуется вопрос о том, были ли устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителей, о чем указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

    отсутствие правовых оснований для признания незаконным обжалуемого постановления ввиду его соответствия требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

    обжалование действий судебного пристава-исполнителя лицом, не являющимся стороной исполнительного производства, не заинтересованным лицом.

    Одной из актуальных на сегодняшний день категорий жалоб, подаваемых должниками по исполнительному производству, являются жалобы об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора.

    Статья 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает установление судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. При неисполнении должником требований исполнительного документа в течение пяти дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право вынести постановление о взыскании исполнительского сбора.

    Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены размер, сроки и условия взыскания исполнительского сбора с должника по исполнительному производству. В соответствии с указанной нормой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

    Заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по взысканию исполнительского сбора во всех случаях сводятся исключительно к оспариванию постановлений о взыскании исполнительского сбора по существу, то есть к требованиям о признании постановления незаконным в целом или в части. Требования об уменьшении размера исполнительского сбора, освобождении от его уплаты, о рассрочке, отсрочке его уплаты, заинтересованными лицами как правило, не заявляются.

    В обоснование заявленных требований можно указать либо на несвоевременное получение или неполучение постановления о возбуждении исполнительного производства, либо на уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок. В первом случае доказательствами правомерности действий судебного пристава-исполнителя является соблюдение им порядка и сроков направления постановления о возбуждении исполнительного производства (документальное подтверждение либо не подтверждение указанного факта), во втором – наличие оснований для взыскания исполнительного сбора.

    Основными причинами неисполнения требований исполнительного документа являются обжалование судебного или иного акта, на основании которого выдан исполнительный документ в вышестоящую инстанцию, отсутствие возможности (тяжелое материальное положение) исполнить требование. Во всех случаях ссылка заявителей на обжалование судебного акта или исполнительного документа не принимается судами в качестве доказательства обоснованности требований, поскольку в данном случае должник может одновременно обратиться с заявлением о приостановлении исполнительного производства.

    Помимо указанных выше причин для отказа в удовлетворении требований об оспаривании решений и действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, можно также указать на вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора по истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа при наличии реальной возможности исполнить требования исполнительного документа и отсутствии обстоятельств, свидетельствующих об уважительных причинах неисполнения требований.

    В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, перечисленные в ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также применять меры принудительного исполнения, предусмотренные ст. 68 Закона.

    Наиболее часто заявителями обжалуются такие действия судебных приставов-исполнителей, как обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства, наложение ареста на имущество должника, запрет регистрационных действий, временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации. В некоторых случаях действия судебного пристава-исполнителя признавались судами незаконными в связи с преждевременным применением тех или иных мер принудительного исполнения.

    Правомерность применения мер принудительного исполнения в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, является основанием для отказа в эффективном оспаривании действий и решений судебного пристава-исполнителя.

    Однако чаще всего взыскателями оспаривается бездействие судебных приставов-исполнителей, допускаемое при исполнении решений суда.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основными задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Бездействие может быть вызвано как причинами, не зависящими от судебного пристава-исполнителя, так и субъективными, связанными с ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей. Тем не менее, своевременное информирование взыскателя о ходе исполнительного производства во многих случаях может повлиять на снижение количества поданных жалоб.

    Основаниями удовлетворения судами заявлений данной категории явились непринятие судебными приставами-исполнителями предусмотренных законодательством об исполнительном производстве мер для своевременного, полного и правильного исполнения судебного решения: непринятие мер по направлению необходимых запросов; несвоевременное совершение исполнительных действий; непринятие мер по направлению сторонам исполнительного производства постановлений, принимаемых судебным приставом-исполнителем.

    При рассмотрении заявлений об обжаловании бездействия судебного пристава-исполнителя суд устанавливает факт нарушения прав заявителя. В случаях, когда судом в ходе рассмотрения дела было установлено, что судебным приставом-исполнителем принимаются необходимые меры к исполнению исполнительного документа, что подтверждалось соответствующими доказательствами, в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия суды отказывают.

    Выход за пределы двухмесячного срока совершения исполнительных действий, предусмотренного ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не может расцениваться в качестве безусловного основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку превышение срока исполнения исполнительного документа было обусловлено особенностями ведения исполнительного производства, связанными с необходимостью розыска имущества должника в целях исполнения требований исполнительного документа, отсутствием у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание, а также установленной возможностью исполнения только путем обращения взыскания на периодические выплаты должнику из его заработной платы.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector