0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обжалование действий бездействий судебного пристава исполнителя

Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО — Югры

Процесс

РКЦ Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск

Получатель

УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Межрайонная ИФНС России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре)

Расчетный счет

ОКТМО

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

  • Просмотр
  • What links here

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

Статья 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ

  1. На действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в десятидневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
  2. Во всех остальных случаях жалоба на совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя также в десятидневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
  3. Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.
  4. Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
  5. Часть 1 статьи 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» после введения в действие АПК РФ (2002 года) должна применяться с учетом его положений, согласно которым арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
  6. Заявления по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе споры об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи, подлежат рассмотрению в порядке искового производства. (Постановление Пленума ВАС от 09.12.2002 №11).
  7. Данный вопрос регламентируется:
    • Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (№ 95-ФЗ от 24.07.2002);
    • Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
    • Постановлением Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»;
    • Информационным письмом ВАС РФ от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов»;
    • Информационным письмом ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Статья 197 Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц

  1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
  2. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

(Извлечения из комментария к АПК РФ) В ч. 1 ст. 197 АПК РФ установлено, что дела рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, которые предусмотрены в гл. 24 Кодекса. При этом определяется, что эти же правила применяются при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.

В соответствии с той же ч. 1 ст. 197 АПК РФ правила административного судопроизводства, в порядке которого должны рассматриваться дела об оспаривании ненормативных правовых актов, применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава – исполнителя. В связи с этим дела об оспаривании действий судебного пристава – исполнителя должны возбуждаться в арбитражном суде на основании заявления заинтересованного лица, а не жалобы. (ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 197 АПК РФ)

  • Подведомственность арбитражного суда по спорам о признании незаконным решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя (а не службы судебных приставов) по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов арбитражного суда, иных уполномоченных органов (налоговые органы, таможня, государственные внебюджетные фонды и иные органы, которым законом предоставлено право на бесспорное взыскание задолженности) определена частью 1 статьи 27, пунктом 2 статьи 29, частью 1 статьи 197 и статьей 329 АПК РФ.
  • Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (часть 6 статьи 38 АПК).
  • На это правило следует обращать внимание в случае несовпадения места выдачи исполнительного документа и места нахождения судебного пристава-исполнителя. Нужно также учитывать, что в некоторых ситуациях место совершения исполнительных действий и место нахождения судебного пристава-исполнителя могут не совпадать (п. 4 ст. 11 Закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • В некоторых случаях право на обращение в арбитражный суд имеется и у физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (например, должностное лицо должника, на которое судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства по исполнительному листу арбитражного суда наложен штраф).
  • Не подлежат рассмотрению в арбитражном суде дела об обжаловании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если исполнительное производство возбуждено:
    • на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции;
    • по сводному исполнительному производству, где объединены требования к должнику, основанные на исполнительных документах судов общей юрисдикции;
    • по сводному исполнительному производству, где объединены требования, основанные на исполнительных документах, как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции, и при невозможности разделить заявляемые в арбитражный суд требования по исполнительным листам арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
  • Жалоба на действия судебного пристава

    Оспаривание действий должностных лиц сегодня встречается очень часто.

    Как правило, поводом к подаче жалобы выступает действие лица при должности, нарушающее права третьих лиц.

    Однако в некоторых случаях должностные лица действий не совершают, не исполняя возложенные на них обязанности.

    В таком случае обжалуется бездействие должностного лица. При том вышесказанное касается всех должностных лиц вне зависимости от сферы их деятельности.

    Поэтому, учитывая что приставы — это должностные лица, их бездействие будет рассматриваться как нарушение должностных обязанностей, что вполне успешно может быть обжаловано.

    Обжалование действий судебного пристава

    Когда к работе приставов предъявляют претензии?

    Жалобы, подаваемые на приставов, делятся на две группы:

    1. Жалобы, поданные без основания на это.

    При подаче таких жалоб заявитель руководствуется преимущественно эмоциональными составляющими. Проще говоря, заявитель, понимая законность требований и действия пристава, обжалует совершённые исполнительные действия просто для того, чтобы тому просто как-то насолить.

    1. Жалобы, которые имеют под собой основание для подачи.

    То есть это жалобы, поданные в силу того, что судебный пристав посредством своего действия либо бездействия нарушил права и законные интересы других лиц.

    Другими словами, это обоснованные жалобы, поданные с целью восстановления ущемлённых прав.

    Проблемы, возникающие у лица, занимающего должность пристава, в таком случае – это не сама цель, а просто дополнение.

    Жалобы, поданные без основания, могут подаваться заявителем, когда угодно и за что угодно. Любое действие пристава можно обжаловать, проблема лишь в том, что никакого результата подобное не принесёт.

    Что касается жалоб, подаваемых для восстановления реально ущемлённых прав, то поводом к их подаче может быть:

    • затягивание исполнительного дела;
    • не осуществление исполнительных действий в отведенный законом срок;
    • не выполнение закона в отношении должника;
    • не предоставление должнику права на добровольное погашение долговых обязательств;
    • игнорирование законных интересов сторон в процессе реализации судебного решения.
    Читать еще:  Нарушение территориальной подсудности по гражданскому делу

    В указанных случаях поданная на пристава жалоба будет законна и обоснована. Однако для того, чтобы жалоба принесла свои плоды, нужно знать, как её правильно составить и куда подать.

    Как составить жалобу?

    Как отмечалось чуть выше, чтобы жалоба принесла заявителю реальную пользу, необходимо, чтобы она отвечала определённым требования.

    В случае, если документ будет подан без соблюдения некоторых условий, он элементарно может быть оставлен без рассмотрения.

    На практике такое встречается не часто, но прецеденты есть, когда нарушение должностного лица имеется и жалоба подана, но в силу формальных ошибок, допущенных при её составлении, рассмотрение документа невозможно.

    Однозначно жалоба будет оставлена без рассмотрения и не будет изучена адресатом, если:

    • в ней присутствует нецензурная брань или имеются оскорбительные выражения:
    • жалоба является сочинением на вольную тему, т.е. содержит много информации, не относящейся к делу.

    При составлении жалобы автор должен чётко понимать, зачем это делается и какие цели преследуются. В жалобе должна содержаться конкретика.

    Если оформляемая жалоба будет содержать нецензурную брань либо очень много лишней не относящееся к делу информации, то в таком случае велика вероятность того, что она останется без рассмотрения.

    Важно! Отказ в рассмотрении жалобы по второму основанию, в силу наличия огромного количества не относящейся к делу информации, редок.

    Чтобы адресат не стал рассматривать жалобу по данному основанию, необходимо, чтобы лишней информации было в ней действительно огромное количество.

    Конкретного образца жалобы на пристава нет, однако по общим правилам в ней должна содержаться следующая информация.

    Бланк жалобы на пристава

    1. Наименование органа (должностного лица), которому направляется жалоба.
    2. Анкетные данные заявителя.
    3. Подробное описание ситуации, произошедшей с заявителем.
    4. Прямое указание на действие либо бездействие пристава, послужившее основанием к подаче жалобы.
    5. Нужно указать на то, какие именно права были нарушены судебным приставом.
    6. Должны указываться ссылки на нормативные акты, подтверждающие доводы заявителя.
    7. В жалобе должны прямо излагаться требования заявителя.
    8. Также важно учитывать, что к жалобе будет не лишним приложить копии документов, подтверждающих неправомерность действий приставов.

    При этом очень важно в жалобе указывать контактные данные, по которым можно с заявителем связаться. Ведь вполне возможно, что при проверке обстоятельств обжалуемого события, проверяющим нужно будет услышать историю заявителей из первых уст.

    Куда жалобу стоит подавать?

    Действия пристава, который не желает работать, могут быть обжалованы в три возможные инстанции.

    1. Вышестоящему судебному приставу.

    Возможна подача жалобы вышестоящему судебному приставу

    Если пристав не исполняет возложенные на него должностные обязанности и это вредит производству по делу, то в таком случае они могут подать жалобу вышестоящему судебному приставу, которому подчиняется пристав, не желающий работать.

    Рассмотрение заявления занимает 10 суток. На жалобу будет дан письменный официальный ответ со всеми подписями и печатями.

    Однако заявителю, подавшему жалобу вышестоящему судебному приставу, добиться результатов по своему вопросу будет достаточно проблематично.

    Причина в том, что начальник будет защищать своего подчинённого хотя бы по той причине, что существует определенная солидарность между должностными лицами органов принудительного исполнения.

    Поэтому, если говорить о более результативных методах обжалования бездействия исполнителя, то стоит обратить внимание на два следующих варианта.

    1. В прокуратуру.

    Возможна подача жалобы прокурору

    Оспаривание в прокуратуру — достаточно популярный способ устранения нарушения, допущенных приставами. Жалоба рассматривается за 30 дней.

    Стоит отметить, что на практике до 90% всех жалоб, поданных в прокуратуру на приставов, удовлетворяется.

    Данные цифры статистики опять же убеждают в том, что обращение к старшему приставу малоэффективно.

    1. В судебную инстанцию.

    Возможна подача жалобы в суд

    Лицо, чьи права были ущемлены судебным приставом, может потребовать их восстановления в судебной инстанции.

    При этом жалоба официально должна именоваться так – «жалоба о признании действий судебного пристава незаконными».

    Срок рассмотрения таких жалоб составляет не более 10 суток.

    При её составлении заявителю не следует пренебрегать помощью юриста хотя бы по той причине, что оплату их услуг при удовлетворении жалобы можно возложить на отдел принудительного исполнения.

    Также стоит учитывать, что жалобы на приставов, пошлиной не облагаются.

    Закон не запрещает заявителю подать жалобу сразу в несколько инстанций.

    К примеру, можно подать жалобу начальнику судебного исполнителя, допустившего бездействие со своей стороны, и прокурору одновременно.

    Данный подход, как отмечают многие специалисты правовой отрасли, весьма действен, поскольку факт очевиден — чем больше внимание будет привлечено к проблеме заявителя, тем выше шансы, что разрешена она будет в соответствии с законом.

    Содержание жалобы при этом можно оставить неизменным, изменив только адресата.

    В течение какого срока можно подать жалобу?

    Действующее законодательство указывает, что жалоба на действие (бездействие) судебного исполнителя может быть подана в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав.

    К примеру, если пристав отказал в ознакомлении с материалами дела, то на следующий день начинается течение десятидневного срока в течение, которого данный отказ можно обжаловать.

    Если же, к примеру, отказ отправлен по почте, то в таком случае десятидневный срок начинается с даты, когда заявителем был получен неправомерный отказ.

    Нередко на практике срок, в течение которого можно подать жалобу, пропускается.

    Если это происходит по уважительным причинам, к примеру, заявитель находился в командировке, был болен или банально не получил письмо соответствующего содержания, то это вполне может быть рассмотрено в качестве уважительной причины пропуска отведённого срока.

    Если же причиной пропуска послужила элементарная неграмотность в данном вопросе, то в таком случае восстановление срока произведено не будет.

    Поскольку заявитель при отсутствии собственных познаний в данной области права мог обратиться за юридической помощью к адвокату либо юристу.

    Как подать жалобу на действия судебного исполнителя или его бездействие?

    Подать жалобу можно различными способами, но чаще всего прибегают к старому проверенному методу — подача письменной жалобы.

    На практике нередко жалоба подаётся заявителем в одном экземпляре почтовым отправлением.

    Специалисты рекомендуют действовать более аккуратно в данном вопросе, особенно, если жалоба подаётся начальнику того судебного пристава, который ранее допустил нарушение.

    Как обжаловать действия судебного исполнителя?

    Так, в частности, жалобу, если она подаётся лично, необходимо оформлять в двух экземплярах. На двух экземплярах делается отметка о получении.

    Затем один экземпляр остаётся в учреждении, а второй забирает себе заявитель.

    Это будет признаком того, что жалоба принята и будет в дальнейшем рассмотрена. В случае возникновения проблем, это будет достаточно весомым доказательством того, что жалоба действительно подавалась.

    Если же жалоба направляется почтовым отправлением, то в обязательном порядке необходимо посылать её заказным письмом.

    Подобный способ отправки сам по себе будет являться гарантией того, что жалоба действительно была подана. Это исключит возможность её игнорирования.

    Но также необходимо учитывать, что если жалоба содержит прилагаемые к ней документы, то в таком случае необходимо, чтобы имелась опись-вложения.

    Это гарантирует то, что прилагаемые к жалобе документы по пути к адресату не потеряются.

    Помимо типичного способа подачи жалобы существует возможность подать жалобу электронную, т.е. через интернет.

    К сожалению, гарантии получения ответа при подаче жалобы подобным образом нет.

    Поскольку, как показывает практика большинство электронных обращений и жалоб остаётся без внимания приставов.

    Естественно, заявитель при необходимости сможет доказать факт подачи жалобы и возможно даже сможет добиться того, чтобы пристав был привлечён к ответственности дисциплинарного характера, однако в итоге это приведёт лишь к затягиванию разрешение спорного вопроса.

    Заключение

    Бездействие судебных исполнителей встречается нередко. Многие могут столкнуться с нарушением, допущенных судебным приставом.

    В таком случае реальным способом решить вопрос будет подача жалобы.

    Несмотря на то, что у заявителя есть право подать жалобу начальнику пристава, допустившего нарушение, в прокуратуру и в суд, специалисты советуют придерживаться комплексного метода: подавать жалобу начальнику пристава либо в прокурору, либо идти в суд.

    В первом случае жалоба затрагивает не одно ведомство, что создаёт определенный резонанс, не позволяющий её замять.

    Читать еще:  Правила заполнения исполнительного листа судом

    Во втором случае при обращении в суд заявитель может рассчитывать на то, что жалоба будет рассмотрена наиболее справедливо.

    Апелляция и кассация: в чем разница при составлении жалобы?

    Незаконное прекращение производства: провоцирующие факторы, вина, ответственность

    Как обжаловать действия судебного пристава исполнителя — порядок действий и образцы заявлений

    Гражданин, не согласный с решениями, принимаемыми судебным исполнителем, может подать жалобу. Законодательно закреплён строгий порядок подачи и рассмотрения подобных обращений.

    Правовые основания

    Любой человек может в судебном порядке отстаивать свои интересы. Это право включает возможность оспаривания законности правовых актов, принятых государственными органами. Такое положение закреплено в статье 46 Конституции РФ.

    Действия служащих ФССП регламентированы законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. Порядок обжалования постановлений судебных приставов-исполнителей (СПИ), действий или бездействия регламентирован главой 18 указанного нормативного акта.

    При рассмотрении таких обращений судами общей юрисдикции применяются нормы КАС РФ.

    Алгоритм действий

    Обжалование действий судебного пристава-исполнителя возможно путём подачи искового заявления или обращения к вышестоящему руководству. В первом случае гражданину придётся оплатить госпошлину, готовить документ в соответствии с требованиями, установленными ГПК РФ.

    При направлении жалобы в порядке подчинённости установлены более лояльные требования. Например, гражданину не нужно прилагать документы, подтверждающие обоснованность требований. Оспаривание проходит заочно – нет необходимости посещать заседания.

    Также человек может передать своё обращение самому приставу, действия которого обжалуются. Должностное лицо направляет документ лицу, которое будет непосредственно заниматься рассмотрением жалобы.

    Ещё один вариант – заявление в прокуратуру. Этот орган создан для надзора за соблюдением законодательства всеми государственными органами.

    Гражданин самостоятельно выбирает, как обжаловать действия пристава. Если сначала обращение было направлено руководству судебного исполнителя, а потом человек подал иск в суд, то рассмотрение первого документа приостанавливается (ст. 126 Закона № 229-ФЗ).

    На подачу обращения у заинтересованного лица есть 10 дней (ст. 122 № 229-ФЗ). Если указанный срок пропущен, то решения пристава не могут быть оспорены. Исключение – существуют объективные обстоятельства, помешавшие гражданину вовремя узнать о нарушении его прав или подать документы. Тогда гражданин должен заявить ходатайство о восстановлении срока. Просьба рассматривается вместе с направленной жалобой.

    Срок считается с определённых событий:

    1. Дата вынесения незаконного постановления.
    2. День выявления факта бездействия пристава. Например, гражданин обратился к приставу за информацией об произведённых для исполнения решения суда действиях. Когда был получен
    3. Дата совершения действия, нарушающего права заявителя.
    4. День, когда гражданину должно было стать известно о нарушении его прав. Например, человек передал имущество в пользование должнику, а ФССП наложила на собственность арест.

    Если срок подачи обращения пропущен, гражданин не лишается права подавать жалобы в прокуратуру. Этот государственный орган имеет право в любое время выдать предписание об устранении нарушений законодательства.

    Рассмотрение обращения

    Для судов и должностных лиц ФССП установлен срок принятия решений по жалобе в 10 дней. В Законе № 229-ФЗ не установлены случаи, когда разбирательство может длиться дольше. Исключение – гражданин не представил при подаче жалобы необходимые документы, и чиновник запросил у него эти бумаги.

    В порядке подчинённости невозможно обжаловать действия или постановления судебного пристава, которые касаются:

    • принудительного взыскания сбора за действия сотрудников ФССП;
    • результатов оценки арестованной собственности должника, которая была проведена компетентным специалистом.

    Обращение заинтересованного лица не рассматривается в следующих случаях:

    • прошло больше 10 дней с момента принятия обжалуемого постановления, совершения незаконных действий;
    • по рассматриваемому вопросу вступило в силу решение суда;
    • гражданин не выполнил требования, установленные в статье 124 Закона № 229-ФЗ;
    • жалоба касается решений, принятых должностным лицом, не работающим в ФССП.

    Отказ направляется заявителю в течение 3 дней с даты подачи обращения. Указанные решения могут быть оспорены у вышестоящего руководства или в суде.

    Принятие решения

    Должностное лицо ФССП исследует обращение гражданина, затребует документы у пристава, занимающегося конкретным исполнительным производством. Решение по жалобе может быть следующего характера:

    • установлено, что пристав своими действиями нарушил закон, определены меры, с помощью которых выявленные нарушения будут устранены;
    • неправомерное постановление отменено в части или полностью;
    • отмена решения пристава и принятие нового правового акта;
    • отмена постановления с указанием исполнителю относительно дальнейших действий.

    Дополнительно руководитель может привлечь пристава к дисциплинарной ответственности.

    Решение, принятое по жалобе, направляется исполнителю. Оно вступает в силу в течение 10 дней с момента принятия.

    Составление обращения

    Образец жалобы включает в себя следующие данные:

    • наименование государственного органа, должность лица, которому направляется обращение;
    • Ф.И.О. заявителя;
    • реквизиты исполнительного документа, дата возбуждения производства по нему;
    • Ф.И.О. пристава, действия или бездействие которого обжалуется;
    • описание нарушений, которые были совершены должностным лицом, со ссылкой на нормативные акты;
    • если происходит обжалование постановления, то следует указать его реквизиты;
    • требования автора обращения;
    • перечень приложений;
    • подпись, фамилия заявителя, его инициалы.

    Обращаться с жалобой может гражданин, права которого были непосредственно затронуты действиями исполнителя. Если человек не фигурирует в деле как должник или кредитор, следует указать, почему он считает, что его интересы затронуты.

    Обращение в суд

    Иск должен быть направлен в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Заявление оформляется по следующему шаблону:

    • наименование государственного органа, куда направляется документ;
    • Ф.И.О. заявителя, адрес проживания;
    • данные ответчика (Ф.И.О. пристава, должность, адрес подразделения ФССП);
    • данные заинтересованного лица, например, должника;
    • информация об исполнительном производстве (когда возбуждено, суть требования и т.д.);
    • описание действий (или бездействия) пристава, которые не устраивают заявителя;
    • указания, какие именно права заинтересованного лица были затронуты;
    • ссылки на законодательство;
    • ссылка на статью 121 Закона № 229-ФЗ и на статью 220 КАС РФ;
    • суть требований заявителя;
    • перечень письменных доказательств;
    • подпись, фамилия и инициалы гражданина.

    Дополнительно можно затребовать приостановления решения пристава.

    Суд исследует иск и принимает решения с учётом норм КАС РФ. Сроки рассмотрения обращения ограничены 10 днями на основании норм статьи 122 Закона № 229-ФЗ.

    Чтобы обжалование постановления судебного пристава исполнителя или бездействия указанного служащего прошло успешно, следует внимательно следить за работой должностного лица. Часто граждане боятся бюрократической волокиты и пропускают сроки подачи обращений по поводу неисполнения приставами своих обязанностей.

    Оспаривание постановлений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей

    Для защиты нарушенных гражданских прав и свобод необходимо не только принятие судом судебного постановления, вступление его в законную силу, но и надлежащее исполнение судебного акта. В силу ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

    В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и нормами главы 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых могут быть оспорены, следует относить должностных лиц службы судебных приставов, исполняющих судебные постановления или постановления иных органов, а также должностных лиц службы судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.

    В соответствии с ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Допускается исчисление этого срока со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия) судебным приставом-исполнителем. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Однако при недоказанности уважительности причин пропуска данное обстоятельство может быть основанием к отказу в удовлетворении заявления.

    В силу ч. 1, 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, если исполнительный документ соответствует требованиям ст. 13 данного Закона и предъявлен в срок, предусмотренный ст. 21.

    Читать еще:  Проверить по судам физическое лицо

    Дела об оспаривании действий судебных приставов по возбуждению исполнительного производства – одна из самых распространенных категорий, удовлетворение подобного рода заявлений имеет значимые правовые последствия, поскольку все последующие действия судебного пристава-исполнителя являются незаконными.

    Основаниями требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства являются несогласие должника с исполнительным документом, а также несогласие с постановлением о возбуждении исполнительного производства (в частности, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, срок предъявления которого к исполнению истек, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, не соответствующему предъявляемым к нему требованиям).

    В качестве оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства незаконными указывались также нарушение сроков возбуждения исполнительного производства по заявлению взыскателя; не направление либо несвоевременное направление сторонам исполнительного производства копий постановления о возбуждении исполнительного производства; несоответствие постановления судебного пристава-исполнителя требованиям, предъявляемым ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; технические и иные ошибки, допущенные при вынесении постановлений о возбуждении исполнительного производства. Однако в подавляющем большинстве случаев требования заявителей по данной категории дел признаются судами необоснованными, а действия судебных.

    Анализ причин, побудивших заявителей обратиться в суд за защитой своих прав, нарушенных, по их мнению, в результате окончания исполнительного производства, свидетельствует, что их значительную долю составляет непринятие судебными приставами-исполнителями всех мер, направленных на полное и правильное исполнение требований исполнительных документов.

    Можно выделить основные причины, по которым суды отказывают в удовлетворении заявленных требований, а постановления судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства признаны законными и обоснованными:

    пропуск заявителями, установленного ст. 441 ГПК РФ десятидневного срока для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя;

    отсутствие предмета спора в связи с добровольной отменой судебным приставом-исполнителем обжалуемого постановления. Суды, установив, что обжалуемое постановление отменено как незаконное (необоснованное), предмет обжалования отсутствует, отказывали в удовлетворении требований по указанному основанию. При этом, рассматривая заявления по существу, исследуется вопрос о том, были ли устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителей, о чем указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

    отсутствие правовых оснований для признания незаконным обжалуемого постановления ввиду его соответствия требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

    обжалование действий судебного пристава-исполнителя лицом, не являющимся стороной исполнительного производства, не заинтересованным лицом.

    Одной из актуальных на сегодняшний день категорий жалоб, подаваемых должниками по исполнительному производству, являются жалобы об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора.

    Статья 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает установление судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. При неисполнении должником требований исполнительного документа в течение пяти дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право вынести постановление о взыскании исполнительского сбора.

    Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены размер, сроки и условия взыскания исполнительского сбора с должника по исполнительному производству. В соответствии с указанной нормой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

    Заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по взысканию исполнительского сбора во всех случаях сводятся исключительно к оспариванию постановлений о взыскании исполнительского сбора по существу, то есть к требованиям о признании постановления незаконным в целом или в части. Требования об уменьшении размера исполнительского сбора, освобождении от его уплаты, о рассрочке, отсрочке его уплаты, заинтересованными лицами как правило, не заявляются.

    В обоснование заявленных требований можно указать либо на несвоевременное получение или неполучение постановления о возбуждении исполнительного производства, либо на уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок. В первом случае доказательствами правомерности действий судебного пристава-исполнителя является соблюдение им порядка и сроков направления постановления о возбуждении исполнительного производства (документальное подтверждение либо не подтверждение указанного факта), во втором – наличие оснований для взыскания исполнительного сбора.

    Основными причинами неисполнения требований исполнительного документа являются обжалование судебного или иного акта, на основании которого выдан исполнительный документ в вышестоящую инстанцию, отсутствие возможности (тяжелое материальное положение) исполнить требование. Во всех случаях ссылка заявителей на обжалование судебного акта или исполнительного документа не принимается судами в качестве доказательства обоснованности требований, поскольку в данном случае должник может одновременно обратиться с заявлением о приостановлении исполнительного производства.

    Помимо указанных выше причин для отказа в удовлетворении требований об оспаривании решений и действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, можно также указать на вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора по истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа при наличии реальной возможности исполнить требования исполнительного документа и отсутствии обстоятельств, свидетельствующих об уважительных причинах неисполнения требований.

    В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, перечисленные в ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также применять меры принудительного исполнения, предусмотренные ст. 68 Закона.

    Наиболее часто заявителями обжалуются такие действия судебных приставов-исполнителей, как обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства, наложение ареста на имущество должника, запрет регистрационных действий, временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации. В некоторых случаях действия судебного пристава-исполнителя признавались судами незаконными в связи с преждевременным применением тех или иных мер принудительного исполнения.

    Правомерность применения мер принудительного исполнения в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, является основанием для отказа в эффективном оспаривании действий и решений судебного пристава-исполнителя.

    Однако чаще всего взыскателями оспаривается бездействие судебных приставов-исполнителей, допускаемое при исполнении решений суда.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основными задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Бездействие может быть вызвано как причинами, не зависящими от судебного пристава-исполнителя, так и субъективными, связанными с ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей. Тем не менее, своевременное информирование взыскателя о ходе исполнительного производства во многих случаях может повлиять на снижение количества поданных жалоб.

    Основаниями удовлетворения судами заявлений данной категории явились непринятие судебными приставами-исполнителями предусмотренных законодательством об исполнительном производстве мер для своевременного, полного и правильного исполнения судебного решения: непринятие мер по направлению необходимых запросов; несвоевременное совершение исполнительных действий; непринятие мер по направлению сторонам исполнительного производства постановлений, принимаемых судебным приставом-исполнителем.

    При рассмотрении заявлений об обжаловании бездействия судебного пристава-исполнителя суд устанавливает факт нарушения прав заявителя. В случаях, когда судом в ходе рассмотрения дела было установлено, что судебным приставом-исполнителем принимаются необходимые меры к исполнению исполнительного документа, что подтверждалось соответствующими доказательствами, в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия суды отказывают.

    Выход за пределы двухмесячного срока совершения исполнительных действий, предусмотренного ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не может расцениваться в качестве безусловного основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку превышение срока исполнения исполнительного документа было обусловлено особенностями ведения исполнительного производства, связанными с необходимостью розыска имущества должника в целях исполнения требований исполнительного документа, отсутствием у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание, а также установленной возможностью исполнения только путем обращения взыскания на периодические выплаты должнику из его заработной платы.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector