1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязанности судьи районного суда

Районный суд – основное звено системы судов общей юрисдикции

В системе федеральных судов общей юрисдикции районный суд является основным звеном. Это обусловлено прежде всего его широкой компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется. Он в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Принципы его организации определены Конституцией РФ, Законами «О судоустройстве», «О статусе судей» и другими21 .

Районный суд действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления. Районные суды создаются и упраздняются федеральным законом по представлению Верховного Суда РФ, основанному на предложении Судебного департамента.

Полномочия районного суда. Районный суд в настоящее время, будучи судом первой инстанции, рассматривает и разрешает уголовные, гражданские и административные дела по существу тех вопросов, которые в этих делах затронуты. В качестве суда апелляционной инстанции районный суд наделен правом пересматривать приговоры (решения) и постановления мирового судьи по уголовным и гражданским делам, не вступившие в законную силу. Ему подсудны почти все уголовные дела, кроме дел, отнесенных законом к ведению мировых судей, вышестоящих и военных судов; все гражданские дела, подведомственные судебным органам; дела об административных правонарушениях.

В районном суде дела рассматриваются судьей единолично.

Организуя исполнение приговоров по уголовным делам, районный суд решает ряд вопросов, связанных с реализацией наказания. В этой связи он рассматривает вопросы об условно-досрочном освобождении от наказания, замене наказания более мягким и т.д.

В связи с изменением уголовно-процессуального законодательства у судьи появилось полномочие, связанное с выдачей разрешения органам расследования на производство ряда процессуальных и следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого (обвиняемого) в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; о производстве обыска и выемки в жилище; о наложении ареста на корреспонденцию, ее осмотр и выемку; о контроле и записи телефонных переговоров и иных переговоров и ряда других процессуальных действий (ч. 1 ст. 29 УПК РФ).

Районный суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, которые затрагивают права и интересы участников процесса (ст.ст. 29, 125 УПК РФ).

Возложен на районные суды и контроль за законностью и обоснованностью действий органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» «проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения».

Основные права и обязанности судьи районного суда. Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия и других функций судья обладает властными полномочиями, которые определяются в законодательном порядке.

Судья имеет право:

– требовать от должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей;

– вносить представления в различные инстанции об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

– запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров.

В то же время судьи несут определенные обязанности:

– при рассмотрении судебных дел точно исполнять требования законов;

– обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культуру судебной деятельности;

– быть справедливыми и гуманными.

Состав районного суда. В состав районного суда входят все судьи данного суда. В соответствии с законом все судьи обладают единым статусом. Но это не исключает возможности и необходимости возложения на одного из них (если судей несколько) обязанностей по организации работы районного суда. Такие обязанности возлагаются на председателя районного суда, который, как и другие судьи, председательствует в судебных заседаниях, а также назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; ведет личный прием граждан и организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в различные инстанции и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; руководит работой аппарата суда; организует работу по повышению квалификации работников суда; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством (ст. 26 Закона «О судоустройстве»).

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя районного суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или одного из судей этого суда.

Организация работы районного суда. В зависимости от количества поступающих в районный суд дел, числа судей, их квалификации обязанности могут распределяться с учетом таких принципов, как:

– территориальный, когда определенный судья рассматривает все дела, возникшие на определенной территории;

– функциональный, когда один судья рассматривает гражданские, другой – уголовные, третий – административные дела и т.д.;

– территориально-функциональный, когда каждый судья рассматривает гражданские или уголовные либо административные дела, возникающие на определенной территории;

– персональный, когда каждый судья рассматривает гражданские дела по заявлениям или жалобам, поступившим во время личного приема населения и представителей организаций, а уголовные и административные дела – по поручению председателя суда.

Организационная сторона деятельности районного суда не ограничивается работой судей по рассмотрению поступающих в суд дел. Существенное влияние на отправление правосудия в районном суде оказывает аппарат, который включает администратора суда, судебных приставов, секретарей канцелярии, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, вспомогательный технический персонал.

В канцелярии суда ведутся книги учета поступающих в суд дел и заявлений, подлежащих рассмотрению в суде, организуется статистический учет рассмотренных дел, их хранение. Работники канцелярии учитывают и хранят вещественные доказательства, составляют описи законченных дел и сдают их в архив.

Основная обязанность секретарей судебного заседания – вести протокол по рассматриваемым делам во время судебного разбирательства. Кроме того, они обеспечивают вызов участников процесса.

Администратор районного суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения. Администратор районного суда:

– принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

– взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

– принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда;

– осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Районный суд (городской суд)

Районный (городской) суд – орган судебной власти Российской Федерации, который входит в систему судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд осуществляет судебную власть на уровне субъекта. В иерархической структуре районный (городской) суд стоит ниже областного суда, но находится выше судебных участков мировых судей. Районные суды образуются в районах, районах городов (для крупных городов) и городах на всей территории России.

Читать еще:  Не согласен с решением суда как обжаловать

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Организация районных судов

Организация районных судов определяется:

Законом о судебной системе;

Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

Законом о статусе судей и другим законодательством.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Принципы деятельности районных судов

Деятельность районных судов по осуществлению правосудия проводится в соответствии с принципами, общими для всех органов судебной власти РФ.

Такими принципами являются:

единство судебной системы;

обязательность судебных постановлений;

несменяемость и неприкосновенность судей;

равенство всех перед законом и судом;

гласность в деятельности судов;

самостоятельность судов и независимость судей.

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:

все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

дела об административных правонарушениях.

апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.

То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

второй (апелляционной) инстанции;

инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Полномочия судей районных судов

Полномочия судей районных судов при осуществлении ими правосудия конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ), иных нормативных актах.

Состав районных судов

Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд формируется в составе:

председателя районного суда;

его заместителя (заместителей);

судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.

При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

специалистов и консультантов;

секретарей судебного заседания;

администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Функции председателя районного суда

Председатель районного суда выполняет следующие функции:

председательствует в судебных заседаниях;

распределяет другие обязанности между судьями;

назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

руководит работой аппарата суда;

организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;

руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

организует работу по повышению квалификации работников суда;

вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Председатель районного суда, его права и обязанности, полномочия по организации работы суда

Председатель районного суда, его права и обязанности

Районные суды состоят прежде всего из судей, назначенных в дан­ный суд. В районах с большим населением и значительным объемом работы в состав суда входят несколько судей (иногда до десяти и бо­лее). В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объе­ме работы суд может состоять из одного судьи. Если в районном суде один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда. Таких судов (их нередко называют “односоставными”) насчитывается примерно одна треть от общего количества районных судов.

В общих чертах о полномочиях председателя районного суда мож­но судить прежде всего по тому, что сказано в ст. 6.2 Закона о статусе судей, ст. 35 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и п. 1.4 Инструкции по судебному делопроизводству в район­ном суде. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

  1. организует работу суда;
  2. устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
  3. распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
  4. организует работу по повышению квалификации судей;
  5. осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда , в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  6. регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
  7. осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Читать еще:  Подведомственность суду дел искового производства

Он помимо участия в судебных заседаниях в качестве пред­седательствующего и распределения дел между судьями ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению пред­ложений, заявлений и жалоб.

В целях совершенствования деятельнос­ти суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; может вносить представ­ления в государственные органы, общественные объединения и дол­жностным лицам об устранении нарушений закона, причин и усло­вий, способствующих совершению правонарушений; организует ра­боту по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой ин­формацией.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т. д.) предсе­дателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на за­местителя председателя или на одного из судей этого суда.

Организация работы районного суда

Основная от­ветственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председате­ля суда. Без должной организации судебной работы невозможно быс­трое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.

Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:

  • территориальному (зональному) , при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на зак­репленной за ним территории;
  • предметному (функциональному) , когда один судья рассматри­вает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализирует­ся только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;
  • предметно-зональному , складывающемуся там, где каждый су­дья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;
  • беззональному , когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские — лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.

Организация работы основывается прежде всего на ее планирова­нии.

В планах всего суда предусматриваются конкретные мероприятия по работе с кадрами, а также по обобщению практики судебного рас­смотрения определенных категорий дел и разработке путей ее совер­шенствования, организации приема посетителей, делопроизводства и т.д.

Текущие планы каждого судьи включают определение очереднос­ти, времени и места проведения судебных заседаний по конкретным делам, контроль за своевременным выполнением работниками аппа­рата суда действий, обеспечивающих подготовку таких заседаний как в помещении суда, так и при проведении их вне суда (т. н. выездные заседания), и т. п.

Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем, всеми судьями и работниками аппарата суда в строго установленное время, наиболее удобное для населения. Каждый судья ведет учет приема посетителей. В приемной суда (канцелярии) уста­навливаются стенды с образцами различных судебных документов.

Обобщения судебной практики проводятся регу­лярно с целью улучшения деятельности соответствующих судов. Эта работа включает определение предмета изучения, составление его про­граммы, само изучение судебных дел, формулирование выводов, их обсуждение, мероприятия по реализации полученных результатов и устранению недостатков.

В районном суде ведется статистическая отчетность. В нее включается составление отчетов о работе суда по разрешению гражданских и уголовных дел. Ответственность за общее руководство этим участком работы несет председатель суда. Основой отчетности является первичный учет, заключающийся в ведении учетно-статис­тических карточек.
Судья (помощник судьи, помощник председателя суда либо кон­сультант суда), отвечающий за состояние справочной работы, следит за официальными изменениями действующих законов, вносит в конт­рольные экземпляры соответствующие поправки, знакомит с ними ос­тальных судей, ведет библиотеку имеющейся в суде юридической ли­тературы, организует приобретение законодательства и юридических справочников и т. п.

Важный участок работы в каждом районном суде — делопро­изводство. Оно заключается в ведении журналов, книг, карточек и нарядов установленной формы, в которых регистрируется движение дел и другой судебной документации. Оно детально регламентирует­ся упомянутой выше Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде.

Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, при­ходится на долю его аппарата, который непосредственно обес­печивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учет и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач, о которых сказано выше.

Ближайшими помощниками председателей (районных судей), на­ряду с помощниками, о которых сказано выше, являются также адми­нистраторы судов. Введение таких должностей в судах общей юрис­дикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено Законом о Судебном департаменте, принятом 8 января 1998 г.

Должностные лица, именуемые консультантами, призваны выпол­нять вспомогательную работу, которая требует юридических знаний. Назначаются они председателями судов, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. На них возлагается вспо­могательная работа, требующая юридических познаний и соответству­ющего опыта работы, и т. п.

Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распреде­ление работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее ис­полнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной пе­реписки, книг приказов и распоряжений по суду и иной документа­ции, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебными органами, правоохранительными и иными государственными учреж­дениями, общественными объединениями, предприятиями.

Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, под­лежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят материа­лы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хра­нение вещественных доказательств по уголовным делам, оформляют законченные производством дела и сдают их в архив.

Секретарь судебного заседания ведет протоколы судебных засе­даний, направляет повестки участникам судебного разбирательства и свидетелям, обеспечивает информацию о месте и времени рассмотре­ния дел, назначенных к слушанию.

Права и обязанности судьи в РФ

Правосудие в России осуществляется судьями. Это особая категория работников на территории страны. В зависимости от вида судов (общей юрисдикции, арбитражные, федерального значения) такие сотрудники наделены разными правами и обязанностями. Законодателем приняты специальные правовые нормы, регулирующие данную деятельность.

Что является главным в деятельности судьи?

Правосудие – это важная деятельность на всей территории страны. Работа судей основывается на принципах, которые имеют огромное значение. Вот несколько из них:

  1. Справедливость (никто не может быть оговорен или осужден просто так).
  2. Законность и компетентность.
  3. Равенство всех перед законом и судом.
  4. Открытость судебного разбирательства (есть исключения).
Читать еще:  Преступлений против правосудия

Все эти принципы закреплены в Конституции РФ. Следование законам – это главная составляющая работы суда. Каждое решение должно основываться на нормах права, доказательствах.

Только данный государственный орган в стране имеет полномочия по назначению наказаний для граждан, ИП и юридических лиц. Здесь важна непредвзятость, отсутствие каких-либо связей между судьей и участниками процесса (личных, родственных или служебных). От этого напрямую зависит исход рассмотрения дела. Все важные вопросы заключены в кодифицированные акты. В них ограничен список прав и обязанностей данной категории работников в России.

На должность принимают человека, который осознает всю ответственность перед гражданами. Он должен создавать все условия для справедливого и честного правосудия. Данная профессия является пиком юридической карьеры. Это престижная должность, которая многие годы будет оставаться в центре внимания, на вершине рейтингов.

Что определяет статус судьи?

В России существует три самостоятельные ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Последняя является наиболее независимой, что позволяет беспристрастно и объективно рассматривать различные споры, возникающие между субъектами правоотношений.

В юридической литературе приводится значение слова «статус» — этот термин переводится с латыни, как «состояние, должность». В современном обществе термин «статус» используется для обозначения правового статуса кого-либо, будь то гражданин РФ, государственный или муниципальный орган, или юридическое лицо.

Данное правовое положение работника суда означает специальный юридический статус как государственного деятеля, который закреплен на законодательном уровне.

Описание и характеристику возможно найти в таких нормативных актах, как Конституция РФ (статьи 120-122, 124, 128), Закон о статусе судей, о судебной системе (глава 2), о Конституционном суде (глава 2), о военных судах РФ (глава 3), о мировых судьях (статьи 6-8) и другие правовых, а также в подзаконных актах.

В субъектах имеются законодательные документы, содержащие правила и требования по организации деятельности суда. Они не должны противоречить основным законам страны.

Огромное значение в регулировании правового статуса судей играет и международное право. Наиболее значимым документом, регулирующим деятельность в этой области, является Европейская хартия о статусе судей 1998 года, а также Основные принципы независимости судебной власти, принятые в 1985 году.

Вот несколько его элементов:

  1. В качестве людей, осуществляющих (реализующих) судебную власть, судьи являются государственными образованиями, имеющие законные права и обязанности, полномочия.
  2. Единство статуса судей. Это означает, что все судьи равны внутри судейского сообщества. Закон гарантирует равную защиту их прав, но им также назначены те же обязанности и ограничения.
  3. Присвоение квалификационных классов судьям. На сегодня созданы следующие классы: высший, 1, 2, 3, 4 и 5. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации имеют высший квалификационный класс.
  4. Наличие особых требований к судье и особых ограничений, связанных с его статусом.

Для примера можно привести:

  1. Работники суда руководствуются исключительно только Конституцией РФ и федеральными законами.
  2. Вмешательство в деятельность судей с целью предотвращения отправления правосудия подразумевает уголовную ответственность (части 1 и 3 статьи 294 Уголовного кодекса РФ).
  3. Судью не имеют право снять с должности в течение всего срока действия полномочий (лишь в особых исключительных случаях), что само собой означает, что судей не могут оформлять на иную должность (работу) или переводить в другой населенный пункт или субъект РФ без их согласия.
  4. Иммунитет судей, который тесно связан с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, процессуальным порядком задержания, выполнением оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
  5. Право судьи на отставку (почетный выход на пенсию или отстранение от должности).
  6. Меры по материальному обеспечению и социальной защите судей. Материальная поддержка включает ежемесячную заработную плату в соответствии с занимаемой должностью, ежемесячную заработную плату судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, а также: ежемесячное денежное вознаграждение, дополнительная оплата за стаж работы, за академическую степень кандидата юридических наук и другие дополнительные выплаты.

Это лишь часть всего перечня, указанного в правовых нормах.

Процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде

Права и обязанности судьи:

  1. Рассмотрение дел.
  2. Контроль и надзор за деятельностью суда.
  3. Разрешение споров, касающихся компетенции судей.
  4. Проверка конституционности законов.
  5. Выступление с законодательной инициативой.
  6. Иные действия на основании Конституции РФ.

Данный перечень содержится в Федеральном конституционном законе №1-ФКЗ.

Группы, на которые можно подразделить права и обязанности судей

Деятельность работников суда подразделяется в зависимости от рассматриваемых дел, вида судебного органа. Существуют гражданско-правовые, уголовные, административные и арбитражные дела.

Права и обязанности при отправлении правосудия по уголовным делам

  1. Руководство судебным процессом от начала до конца (распоряжения персоналу, проверка документооборота, ведение архива).
  2. Ведение дела по всем этапам, включенным в нормы права.
  3. Вынесение решения, постановления, определения, приказа.
  4. Принятие и рассмотрение ходатайств, доказательств от участников процесса.
  5. Назначение судебной экспертизы любого вида.
  6. Перевод заключенного, обвиняемого в другой город или субъект РФ.
  7. Смягчение наказания по заявлениям осужденного, адвоката.
  1. Осуществление контроль и надзор за деятельностью суда.
  2. Распределение обязанностей среди сотрудников государственного органа.
  3. Подготовка документации для судебного разбирательства или передачи по подсудности, иные государственные органы.
  4. Информирование.

Данные перечни содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Права и обязанности судей при разрешении дел в гражданском и арбитражном суде

  1. Руководство процессом.
  2. Возбуждение, закрытие или приостановление дела.
  3. Рассмотрение дел по существу.
  4. Принятие и рассмотрение ходатайств, доказательств от участников процесса.
  5. Назначение судебной экспертизы любого вида.
  6. Запрос документов, дополнительных доказательств у граждан, ИП или юридических лиц.
  7. Приостановление деятельности предприятия на момент судебного разбирательства.
  1. Осуществление контроль и надзор за деятельностью суда.
  2. Распределение обязанностей среди сотрудников государственного органа.
  3. Подготовка документации для судебного разбирательства или передачи по подсудности, иные государственные органы.
  4. Информирование (занесение данных в систему для публичного доступа).

Это основные права и обязанности судей данных категорий судов. Все они закреплены в федеральном законодательстве.

Установление гарантий неприкосновенности судьи федеральным законом

Особый статус подразумевает привилегии. Их перечень указан в Федеральном законе №3132-1 статье 16. В тексте говорится о неприкосновенности судьи, его членов семьи, жилища, личных вещей, документов, а также переговоров, переписок. По закону в отношении подобной категории граждан запрещены досмотры, оперативно-розыскные мероприятия, допросы без весомых на то оснований. Судебная коллегия или вышестоящий суд должен вынести решение об одобрении (согласии) на проведение различных мероприятий в отношении судьи.

Никто не имеет право оскорблять работника суда в судебном заседании или вне его границ. Ответственность граждан за противоправные действия в отношении судей или сотрудников правоохранительных органов подразумевает более суровые наказания.

Благодаря особому статусу судью сложно привлечь к серьезной ответственности. Для этого необходимы весомые основания, доказательства, а порой и заседание всей коллегии суда. Ежегодно принимаются поправки в законы для улучшения судебной системы.

Видео о конституционно-правовых основах судебной власти в РФ:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×