31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неверно что на формирование решения судьи непосредственно

Формирование убеждения и принятие решения судом

Формирование судейского убеждения — не просто результат воздействия на сознание судей определенной совокупности доказательств, установленной и проверенной в ходе судебного разбирательства. Оно всегда складывается на основе рационального познания причинно-следственных и иных связей между фактами объективной действительности, ценностного к ним подхода, их соотношения с запретами уголовного права, чувственного переживания полученных по уголовному делу результатов, сделанных из них правовых выводов.

Осознание судьей своей роли в осуществлении правосудия способствует появлению критического отношения к выводам органов предварительного расследования. Такое отношение способствует критическому взгляду на результаты предварительного расследования, помогает вскрыть допущенные при расследовании ошибки или нарушения закона.

Анализ данных анкетирования приводит к выводу, что на формирование судейского убеждения также влияют социально-психологические (поведение подсудимого в суде и т. д.) и внесудебные факторы (требование общественных организаций, оценка средств массовой информации). По анкетным данным, 57,6 % судей считают, что их убеждение формируют следующие факторы: предварительное изучение материалов уголовного дела, доказанность (недоказанность) обвинения в ходе судебного следствия, а также прошлая преступная деятельность подсудимого; 19,8 % опрошенных добавили к этому еще социально-психологические факторы.

В философской литературе процесс формирования убеждения передается формулой «познано—понято—пережито—принято за истину». Например, В. Ф. Бохан переносит эту формулу на формирование судейского убеждения с некоторыми дополнениями, а именно: «познано—понято—пережито—принято за истину—подготовлено решение». Составные части этой формулы он рассматривает как элементы судейского убеждения. Н. Л. Гранат и Ю. Н. Погибко полагают, что приведенная выше формула должна иметь выражение «познал—определил ценность—принял как истину—принял решение».

В гносеологическом аспекте процесс формирования судейского убеждения развертывается в системе «незнание—знание»: от вероятностного знания — к знанию истинному и достоверному, полученному в результате исследований совокупности доказательств.

Так, решая вопрос о предании обвиняемого суду, судья предполагает два окончательных вывода по делу: обвинительный тезис, сформулированный в обвинительном заключении, может подтвердиться или не подтвердиться в судебном разбирательстве. Оба мнения как вероятностные предположения результата доказывания представляются для судьи равнозначащими. В ходе доказывания одно из них перерастает в достоверный, истинный вывод, исключающий любое иное решение по уголовному делу.

В психологическом аспекте существенным для процесса формирования судейского убеждения является перерастание сомнения (как следствия вероятностного знания) в убежденность судьи, характеризующую достоверность полученных знаний и готовность действовать в соответствии с ними.

Сказанное позволяет наметить следующие этапы формирования убеждения: а) предварительное изучение материалов уголовного дела с целью решения вопроса о предании обвиняемого суду; б) планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий; в) проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве; г) судебные прения и сопоставление своих оценок с оценками обвинения и защиты и, наконец, д) окончательное формирование убеждения судьи в совещательной комнате при выработке коллективного убеждения. Два первых этапа характеризует убеждение в гносеологическом аспекте как вероятностное знание, а в психологическом — наличие сомнений. В ходе судебного следствия судья, изучая доказательства, направляет свою деятельность на устранение возникших сомнений, подтверждает вероятные предположения или приходит к выводу, что они были необоснованными. На двух последних этапах происходит окончательное формирование судейского убеждения. Безусловно, это деление имеет схематический характер. Но сейчас важно подчеркнуть, что процесс формирования убеждения не только основывается на исследовании собранных доказательств, но и является выражением личностной позиции судьи, его этических взглядов, профессионального правосознания, требований закона Как организатор процесса судья должен обладать высоким уровнем организованности, целеустремленностью, настойчивостью, собранностью и другими волевыми качествами. Кроме того, председательствующему в процессе необходимо иметь незаурядные организаторские способности, которые реализуются в сложных условиях состязания между сторонами уголовного процесса.

Судебный процесс. Общая характеристика судебного процесса.

Поведение прокурора в судебном разбирательстве.

Обвинительная речь прокурора. Характеристика подсудимого.

Полемика в судебном процессе.

Элементы спора по П.Сергеичу

Какие существуют риторические методы аргументирования в публичных выступлениях?

Формирование судейского убеждения и принятие окончательного решения судом.

Васильев В.Л. «Юридическая психология» (стр.567-603)

Психологические аспекты формирования решения судьи

Формирование решение суда — это не просто результат воздействия на сознание судей (присяжных заседателей) определенной совокупности доказательств, установленных и проверенных в ходе судебного разбирательства. Оно всегда складывается на основе рационального познания причинно-следственных и иных связей между фактами объективной действительности, их соотношения с запретами Закона, системного к ним подхода по установлению истины, психологических переживаний, сопровождающих результаты предварительного и судебного следствия, и сделанных из них процессуальных выводов. Разберем психологические особенности служебной деятельности членов судебного судопроизводства на примере судьи.

Осознание судьей своей роли в осуществлении правосудия способствует появлению у него психологической установки — не связывать свой вывод по существу рассматриваемого уголовного дела с выводами по нему органов предварительного следствия. Такая психологическая установка способствует критическому отношению судьи к результатам предварительного расследования, помогает ему вскрыть допущенные следователем при расследовании предвзятость, ошибки или нарушения закона. Большинство судей считают, что их убеждения формируют: предварительное изучение материалов уголовного дела, доказанность (недосказанность) обвинения в ходе судебного следствия, а также предшествующая преступная деятельность подсудимого и другие социально-психологические факторы из жизни последнего. Следует признать, что на формирование судейского убеждения также влияют внутренние, психологические факторы (поведение подсудимого в суде, его болезни, семейное положение и т.п.) и внешние, внесудебные факторы (требования общественных организаций, оценка судебного процесса средствами массовой информации, общественное мнение и др.).

Председательствующему в судебном процессе необходимо иметь незаурядные организаторские способности, которые реализуются в сложных условиях состязательности между сторонами (обвинением и защитой). Как ведущий судебный процесса судья должен обладать организованностью, целеустремленностью, настойчивостью, собранностью и другими волевыми качествами. Высокое качество рассмотрения уголовных дел имеет прямую связь с культурой ведения судебного процесса. Последнее предполагает наличие благоприятных внешних условий: достаточное количество благоустроенных, хорошо оформленных и спланированных помещений суда, наличие современной оргтехники, опытного секретаря, охраны и т.д. Культура судебного процесса связана не только с общей и профессиональной подготовкой самих судей, но и с подготовкой государственного обвинителя, адвоката и других его участников.

К внутренним факторам уголовного судопроизводства необходимо прежде всего отнести учет судьей психологических закономерностей, характерных для допроса в судебном заседании. При этом следует учитывать, что их специфика в первую очередь определяется самой процедурой судебного допроса.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом допрос подсудимого в суде происходит в следующем порядке: председательствующий предлагает ему дать показания по поводу предъявленного обвинения и известных ему обстоятельствах дела. Суд выслушивает показания в виде свободного рассказа подсудимого, как правило, не перебивая его. В ходе изложения подсудимым показаний, судья вправе обращать его внимание на необходимость сообщать факты, имеющие отношение к делу и представляющие для суда интерес. После того как он закончит изложение своих показаний, его допрашивают судьи, обвинитель, задает вопросы потерпевший, а также гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, защитник. Судья вправе в любой момент допроса подсудимого участниками судебного разбирательства задавать уточняющие и дополнительные вопросы.

Такой же в общих чертах является процедура допроса в суде потерпевшего и свидетелей. Перед допросом эти лица предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, им разъясняется обязанность рассказать правдиво все известное по делу. До начала допроса председательствующий выясняет отношения свидетелей с подсудимыми и потерпевшими. По общему правилу потерпевшие допрашиваются раньше свидетелей.

В отличие от следователя и предварительного следствия судья не имеет возможности сопоставлять полученные показания с доказательствами, которые еще не известны допрашиваемому лицу. В особенности это касается подсудимого, который до суда имел право и возможность ознакомиться со всеми материалами уголовного дела. Для лучшей организации получения показаний судьей используются различные психологические приемы. К ним, например, относятся: его умение четко, доходчиво и понятно формулировать вопросы, определение им системности и последовательности в ведении допросов в суде, руководство в процедуре судебных прений и некоторые другие.

К внешним факторам уголовного судопроизводства следует отнести общественное мнение, которое создается до слушания дела и известно судье. В некоторых случаях это может психологически негативно повлиять на него в целом и на осуществляемый им процесс познания обстоятельств дела в частности. Именно поэтому следует исключительно осторожно относиться к формированию общественного мнения до рассмотрения уголовного дела в суде, так как зачастую оно способно принести вред интересам правосудия. Общественное мнение может оказывать сильное воздействие на весь ход ведения судебного процесса и вынесение приговора. В ситуациях, когда оно сформировалось под влиянием ложной или искаженной информации и к тому же имеет яркую эмоциональную окраску, воздействие такого общественного мнения может привести к серьезным судебным ошибкам. По общему правилу, никто не может и не должен через средства массовой информации утверждать о виновности того или иного лица и тем более требовать для него сурового наказания, прежде чем виновность этого лица не будет доказана в судебном порядке. Использование общественного мнения может быть эффективным средством воспитательного воздействия на подсудимого. Сила общественного мнения проявляется в том, что любая личность психологически постоянно ощущает на себе совокупность моральных и правовых требований, выработанных обществом, под воздействием которых у человека вырабатываются психологические потребности их соблюдения, мотивы поведенческой деятельности. Несовпадение морально-правовых принципов конкретной личности и общества, преобладание первых над вторыми, как правило, ведет к конфликту личности и общества.

Читать еще:  Неисполнение судебного приказа

Воспитательное воздействие суда заложено уже в специфической форме его деятельности: полном и объективном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела. И его эффективность заключается именно в предельной конкретности и при восприятии фактов всеми присутствующими гражданами независимо от того, положительные или отрицательные эмоции возбуждает каждое отдельно взятое действие.

В целях осуществления эффективного влияния на подсудимого судья должен использовать средства, которые, по его мнению, в конкретно сложившейся ситуации должны способствовать достижению желаемых результатов. К числу таких средств (помимо собранных по делу доказательств) можно отнести:

  • • использование положительных черт личности подсудимого;
  • • акцентирование отдельных фактов из жизни подсудимого, имевших для него важное, но положительное значение;
  • • опровержение расчета подсудимого на безнаказанность;
  • • подчеркивание ошибочных представлений подсудимого о причинах, приведших его к уголовной ответственности;
  • • убеждение подсудимого в том, что чистосердечное раскаяние в совершенном преступлении на основании закона будет учтено судом как смягчающее вину обстоятельство;
  • • привлечение к рассмотрению дела лиц, являющихся авторитетом для подсудимого и способных оказать на него положительное влияние (родственников, знакомых, руководителей предприятий, учреждений, где учился или работал подсудимый, тренеров и т.п.);
  • • использование общественного мнения.

Оглашение приговора судьей имеет также большое воспитательное воздействие на подсудимого и общественность. Но для этого необходимо, чтобы приговор был справедливым, внятным, отвечал требованиям Закона о соразмерности наказания тяжести совершенного преступления и личности подсудимого. Приговор должен быть предельно четким, ясным, конкретным, доходчивым для всех присутствующих в зале судебного заседания.

Исполнение приговора — это ряд мероприятий, при которых предполагается, что в этом случае направленность воспитательного воздействия сужается, и оно существенно меняет свои формы.

Необходимо знать, что пенитенциарная психология активно помогает личному составу следственного изолятора в период заключения подозреваемого и обвиняемого в это учреждение и следователю в осуществлении воспитательной работы с ними еще на стадии следственного процесса. Далее она продолжается с подсудимыми совместно с судьей во время уголовного судопроизводства. Затем ее продолжают воспитатели при исполнении приговора с осужденными уже в исполнительных учреждениях ДСИН МЮ РФ. Но и там она имеет свою методологию и соответственно приемы и методы. При этом значительное развитие получает метод индивидуальной беседы и адаптации к коллективу осужденных, трудовое перевоспитание и воспитательное воздействие уголовно-исполнительной системы по их ресоциализации в обществе.

При условно-досрочном освобождении осужденных воспитательная функция опять переходит к судье и соответствующим органам юстиции и внутренних дел, а вместе с этим и обязанность контроля за жизнесуществованием лица, которое до этого перевоспитывалось в исправительном учреждении, оказания помощи ему в реабилитации в новых жизненных условиях и т.д.

Таким образом, наиболее действенными психологическими мерами, применяемыми при формировании решения судьи, остаются представление о неотвратимости наказания при совершении преступления, перевоспитание подсудимого, его убеждение в возможности не совершать правонарушения при повторных (аналогичных) ситуациях, выработка уверенности в своем возвращении в общество и семью ее полноправным членом.

Деятельность судьи и других участников судебного процесса весьма многообразна. Установлено, что ряд их психологических особенностей во время судебного разбирательства вытекает из того, что в судебной деятельности благодаря принципам коллегиальности и состязательности в большей степени, чем при проведении расследования, проявляется действие общих судебно-психологических и социально-психологических явлений и даже психических нарушений. Судья при установлении истины при рассмотрении дела должен учитывать психологическую роль воспитательного воздействия судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, а также общественного мнения как фактора, влияющего на предупреждение преступлений.

Формирование убеждения и принятие решения судом;

Формирование судейского убеждения — не просто результат воздействия на сознание судей определенной совокупности доказательств, установленной и проверенной в ходе судебного разбирательства. Оно всегда складывается на основе рационального познания причинно-следственных и иных связей между фактами объективной действительности, ценностного к ним подхода, их соотношения с за­претами уголовного права, чувственного переживания полученных по уголовному делу результатов, сделанных из них правовых выводов.

Осознание судьей своей роли в осуществлении правосудия способствует появлению критического отношения к выводам органов предварительного расследования. Такое отношение способствует критическому взгляду на результаты предварительного расследования, помогает вскрыть допущенные при расследовании ошибки или нарушения закона.

Анализ данных анкетирования приводит к выводу, что на формирование су­дей­ского убеждения также влияют социально-психологические (поведение подсудимого в суде и т. д.) и внесудебные факторы (требование общественных организаций, оценка средств массовой информации). По анкетным данным, 57,6 % судей считают, что их убеждение формируют следующие факторы: предварительное изучение материалов уголовного дела, доказанность (недоказанность) обвинения в ходе судебного следствия, а также прошлая преступная деятельность подсудимого; 19,8 % опрошенных добавили к этому еще социально-психологические факторы.

В философской литературе процесс формирования убеждения передает­ся формулой «познано—понято—пережито—принято за истину». Например, В. Ф. Бохан переносит эту формулу на формирование судейского убеждения с некоторыми дополнениями, а именно: «познано—понято—пережито—принято за истину—подготовлено решение». Составные части этой формулы он рассматривает как элементы судейского убеждения. Н.Л. Гранат и Ю.Н. Погибко полагают, что приведенная выше формула должна иметь выражение «познал—определил ценность—принял как истину—принял решение»[259].

В гносеологическом аспекте процесс формирования судейского убеждения развертывается в системе «незнание—знание»: от вероятностного знания — к знанию истинному и достоверному, полученному в результате исследований совокупности доказательств.

Так, решая вопрос о предании обвиняемого суду, судья предполагает два окончательных вывода по делу: обвинительный тезис, сформулированный в обвинительном заключении, может подтвердиться или не подтвердиться в судебном разбирательстве. Оба мнения как вероятностные предположения результата доказывания представляются для судьи равнозначащими. В ходе доказывания одно из них перерастает в достоверный, истинный вывод, исключающий любое иное решение по уголовному делу.

В психологическом аспекте существенным для процесса формирования судей­ского убеждения является перерастание сомнения (как следствия вероятностного знания) в убежденность судьи, характеризующую достоверность полученных знаний и готовность действовать в соответствии с ними.

Сказанное позволяет наметить следующие этапы формирования убеждения: а) предварительное изучение материалов уголовного дела с целью решения во­проса о предании обвиняемого суду: б) планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий; в) проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве; г) судебные прения и сопоставление своих оценок с оценками обвинения и защиты и, наконец, д) окончательное формирование убеждения судьи в совещательной комнате при выработке коллективного убеждения. Два первых этапа характеризует убеждение в гносеоло­гическом аспекте как вероятностное знание, а в психологическом — наличие сомнений. В ходе судебного следствия судья, изучая доказательства, направляет свою деятельность на устранение возникших сомнений, подтверждает вероятные предположения или приходит к выводу, что они были необоснованными. На двух последних этапах происходит окончательное формирование судейского убеждения. Безусловно, это деление имеет схематический характер. Но сейчас важно подчеркнуть, что процесс формирования убеждения не только основывается на исследовании собранных доказательств, но и является выражением личност­ной позиции судьи, его этических взглядов, профессионального правосознания, требований закона[260].

Как организатор процесса судья должен обладать высоким уровнем организованности, целеустремленностью, настойчивостью, собранностью и другими волевыми качествами. Кроме того, председательствующему в процессе необходимо иметь незаурядные организаторские способности, которые реализуются в сложных условиях состязания между сторонами уголовного процесса.

Читать еще:  Последствия отмены судебного приказа

Качество рассмотрения уголовных дел имеет прямую связь с культурой ведения судебного процесса, которая предполагает наличие благоприятных внешних условий: достаточное количество благоустроенных, должным образом оформленных и спланированных помещений суда, наличие современной оргтехники, опытный секретариат и др. Культура судебного процесса в первую очередь связана с общей и специальной подготовкой самих судей, а также государственного обвинителя, защитника и других его участников.

Основные психологические закономерности допроса уже рассматривались нами (см. раздел «Психология допроса» гл. XIV). Сейчас мы обратим внимание лишь на специфические закономерности, характерные для допроса в судебном заседании. Они в первую очередь определяются самой процедурой. Допрос подсудимых в суде происходит в следующем порядке: председательствующий предлагает подсудимому дать показания по поводу предъявленного обвинения и известных ему обстоятельств де­ла. Суд выслушивает показания (свободный рассказ) подсудимого, не перебивая его. При согласии подсудимого дать показания первыми его допрашивают защитник и участники судебного разбирательства со стороны защиты, затем государственный обвинитель и участники судебного разбирательства со стороны обвинения. Председательствующий отклоняет наводящие вопросы и вопросы, не имеющие отношения к уголовному делу. Суд задает вопросы подсудимому после его допроса сторонами (ст. 275 УПК РФ).

Такой же в общих чертах является процедура допроса в суде потерпевших и свидетелей. Перед допросом эти лица предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и им разъясняется обязанность рассказать правдиво все известное по делу (ст. 277 и 278 УПК РФ). До начала допроса председательствующий выясняет отношения свидетелей с подсудимыми и потерпевшими (ст. 278 УПК РФ). По общему правилу потерпевшие допрашиваются раньше свидетелей.

В отличие от предварительного следствия, суд не имеет возможности сопо­ставлять полученные показания с доказательствами, которые еще не известны до­прашиваемому. В особенности это касается подсудимого, который имел право и возможности до суда ознакомиться со всеми материалами уголовного дела. Для лучшей организации получения показаний на суде используются различные приемы. К ним относятся: правила формулировки вопросов, определения последовательности ведения допросов в суде, приемы перекрестного допроса и некоторые другие[261].

К внешним условиям следует отнести общественное мнение, которое создается до слушания дела и известно судьям. В некоторых случаях это может вредно влиять на судей, на осуществляемый ими процесс дознания. Именно поэтому следует исключительно осторожно относиться к формированию общественного мнения до рассмотрения дела в суде, так как часто это способно принести вред интересам правосудия.

Общественное мнение может оказывать сильное воздействие на весь ход ведения судебного процесса и на вынесение приговора. В ситуациях, когда общественное мнение формировалось под влиянием ложной или искаженной информации, когда оно к тому же имеет яркую эмоциональную окраску, его воздействие может привести к серьезным судебным ошибкам. Пресса в погоне за сенсацией часто способствует формированию неправильного общественного мнения по целому ряду уголовных процессов. По общему правилу никто не может и не должен через средства массовой информации утверждать, что то или иное лицо виновно, и тем более требовать для него сурового наказания, прежде чем виновность этого лица не будет доказана в судебном порядке.

Использование общественного мнения может быть эффективным средством воспитательного воздействия на обвиняемого. Сила общественного мнения проявляется в том, что личность постоянно ощущает на себе совокупность моральных и правовых требований, выработанных обществом, под воздействием которых у человека вырабатываются потребности их соблюдения, мотивы поведенческой дея­тельности.

Воспитательное воздействие суда заложено уже в специфической форме его деятельности: полном, объективном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела.

Эффективность воспитательного воздействия суда заключается в предельной конкретности, наглядности при восприятии фактов всеми присутствующими независимо от того, положительные или отрицательные эмоции возбуждает каждый отдельно взятый факт.

Огромное воспитательное воздействие имеет и оглашение приговора. Для этого необходимо, чтобы приговор был справедливым, отвечал требованиям закона о соразмерности наказания тяжести совершенного преступления и личности подсудимого, а также предельно четким, ясным, конкретным и доходчивым для всех присутствующих в зале судебного заседания.

Воспитательное воздействие суда может продолжаться и после вынесения приговора. Этот эффект имеет место в тех случаях, когда после определения меры наказания, не связанной с лишением свободы, возникает необходимость оказать помощь осужденному в организации процесса самовоспитания, в контроле за процессом перевоспитания со стороны коллектива трудящихся, отдельных граждан, самого суда.

Воспитательная деятельность суда получает значительное развитие в стадии исполнения приговора. Здесь сужается направленность воспитательной деятельности, и она существенно меняет свои формы, а следовательно, и методы воспитательного воздействия. Воспитательное воздействие в стадии исполнения приговора, конечно, не может осуществляться теми методами, какими его проводят на подсудимого в присутствии всех находящихся в зале. Здесь уже значительное развитие получает метод индивидуальной беседы, педагогического эксперимента и т. д.

При условно-досрочном освобождении осужденного воспитательная функция опять может переходить к суду, а вместе с ней и обязанность контроля за жизнью лица, которое до этого перевоспитывалось в исправительно-трудовом учреждении, оказания помощи, необходимой для направления его в новую жизнь: в новых условиях, в новом коллективе и т. д.[262]

Как известно, органы дознания, следователь, прокурор и суд при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства уголовного дела обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимать меры к их устранению.

Важное значение для воспитательного воздействия на обвиняемого имеет и соблюдение нравственных начал предварительного расследования. На этическое значение и нравственную сторону отправления правосудия не­однократно указывали видные русские юристы. Так, например, А. Ф. Кони писал: «Можно также настойчиво желать, чтобы в выполнение формы и обрядов, которыми сопровождается отправление правосудия, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа»[263] .

В целях эффективного влияния на подсудимого суд может использовать различные средства. К числу таких средств (помимо собранных по делу доказательств) можно отнести:

Ø использование положительных черт личности подсудимого;

Ø использование отдельных фактов из жизни подсудимого, имевших для него важное значение;

Ø опровержение расчета подсудимого на безнаказанность;

Ø опровержение ошибочных представлений подсудимого о причинах, приведших его к уголовной ответственности;

Ø привлечение к рассмотрению дела лиц, являющихся авторитетом для подсудимого и способных оказать на него положительное влияние (родственников, знакомых, руководителей предприятий, учреждений, где учился или работал подсудимый, тренеров или руководителей коллективов художественной самодеятельности и т. п.);

Ø убеждение подсудимого в том, что чистосердечное раскаяние в совершенном преступлении на основании закона будет учтено судом как смягчающее вину обстоятельство;

Ø использование общественного мнения.

Каждый судья является воспитателем значительного количества людей. Опытного судью отличает высокая степень ответственности за свою деятельность и принятые решения, принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью отличает беспристрастность и выдержка.

Хороший судья в совершенстве обладает такими качествами, как чуткость, эмоциональная устойчивость, общительность, вежливость, умение слушать человека, обеспечивающими ему возможность общения и получения информации от всех лиц в процессе судебного заседания.

Решить онлайн тест Юридическая психология

НУЖНЫ ОТВЕТЫ НА ОНЛАЙН ТЕСТ? Обращайтесь на почту mfpuhelp@gmail.com

в период проведения судебного процесса

в процессе ведения предварительного следствия

совокупность наиболее ярко выраженных черт личности

черты, являющиеся недостатками характера человека

совокупность черт, которые в человеке преднамеренно вырабатывали окружающие в процессе воспитания

т.н. девиантные преступления

преступления, связанные с установкой, стереотипом

т.н. рациональные преступления

праксиметрического метода в юридической психологии

смирения – отчаяния – болезненной впечатлительности – апатии

болезненной впечатлительности – апатии – смирения – отчаяния

апатии – смирения – отчаяния – болезненной впечатлительности

анализировать воспринимаемый объект в его динамике

осуществлять взаимодействие с воспринимаемым объектом оптимальным способом

осознавать воспринимаемый объект

вырабатывать активное отношение к объекту восприятия

определять стратегию поведения

расширять субъективный опыт восприятия

ощущения субъективны, а восприятие объективно, так как не зависит от личного опыта человека

они всегда субъективны

они всегда объективны

Читать еще:  Порядок подачи жалобы на судебного пристава

содействует исключительно реализации духовных потребностей личности

служит способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности

нивелирование личностных реакций

поиска целей и задач в условиях изоляции

воодушевления и активности

полученная следователем информация сопоставлена с имевшимися ранее сведениями

полученная информация зафиксирована письменно и подписана допрашиваемым

уже установлен психологический контакт следователя с допрашиваемым

запрограммированы от рождения

менее сложны, чем рефлексы

не могут изменяться в результате опыта

познавательную и конструктивную

проверка свидетельских показаний на месте

устойчивые преступные группы

случайные преступные группы

правовую психологию, криминальную психологию, психологию следственной и оперативно-розыскной деятельности

общую психологию, криминальную психологию, дифференциальную психологию

правовую психологию, общую психологию, криминальную психологию

инициативность и общительность

любознательность и эгоистичность

доминантность и напористость

живость и чувствительность

креативность и дивергентность

импульсивность и вспыльчивость

индивидом, а личность его формируется под влиянием социальных факторов, определяющих его систему ценностей

личностью, но правосознание или особенности поведения формируются под влиянием социальных факторов

дефектов правовой социализации

недостатков механизма убеждения

дефектов правовой идентификации

о предмете психологии

о том, как оценивать истинность добытых знаний

о том, как должна развиваться наука

анализа продуктов деятельности

с культурой, к которой мы принадлежим, с практикой и с опытом

с культурой, к которой мы принадлежим

эмоциональное состояние наблюдателя

степень новизны (необычности)

степень удаленности от наблюдаемого объекта

информационную насыщенность события

эмоциональное состояние наблюдателя

степень развития психических познавательных процессов наблюдателя

степень видимости объекта наблюдения

личностную значимость события

влияют предварительная преступная деятельность подсудимого и другие социально-психологические факторы его жизни

влияют выводы органов предварительного следствия

влияет доказанность (недоказанность) обвинения

влияют внутренние психологические факторы (поведение подсудимого в суде и пр.)

нормативной базой в расследовании преступления

нравственным результатом следственной ситуации

эстетикой следственной ситуации

после освобождения из мест заключения

до совершения преступления

в условиях совершения преступления

служат тактико-психологические методы

служит следственное наблюдение

служат технико-криминалистические методы

кооперацией профессиональных преступных лидеров

устойчивой преступной группой

во всех случаях, за исключением тех, когда адвокат отказывается от своего подзащитного

во всех случаях, за исключением тех, когда адвокат искренне осуждает противоправные действия подзащитного

во всех случаях, за исключением ложного самооговора подзащитного (подсудимого)

высшая психическая функция, регулирующая накопление и забывание прошлого опыта

процесс накопления информации и способов эмоционально-деятельностного отношения к ней

от мотивов и потребностей запоминающего субъекта

от тренировки запоминания и от уровня владения техниками запоминания

организацию взаимодействия людей

опознание мгновенно, а научение обладает протяженностью по времени

перцептивное научение возникает мгновенно, поскольку это процесс восприятия, а перцептивное опознание требует времени

преодолеть зависимость от чего-либо или кого-либо, которая воспринимается как угроза существованию преступника

отомстить за нанесенный урон

систематическое и случайное

полевое и лабораторное

косвенное и непосредственное

направленность, характер, темперамент и установки

эмоции, чувства, воля и установки

интеллект, креативность, наблюдательность, воля и установки

неосознаваемых механизмов сознательных действий

неосознаваемых побудителей сознательных действий

психологические особенности юристов

психологические аспекты юридической деятельности

психология людей в отношениях с системой права

наблюдение, эксперимент, тестирование и обобщение характеристик

убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование задач

рассказ, собеседование, лекция и диспут

дополнить плохо очерченный контур

выделить яркие элементы

сгруппировать сходные элементы

воспринимать социальные и культурные обычаи

получить очень хороший уход, воспринимать социальные и культурные обычаи, а также усваивать опыт предшествующих поколений

получить очень хороший уход

в том, что темперамент отражает физиологические свойства нервной системы, а характер – способы межличностного общения человека

в том, что «темперамент» – понятие устаревшее, а «характер» – современное

в том, что темперамент наследуется, а характер приобретается

карательную, воспитывающую функции и служит совершенствованию мировоззрения

функции изоляции от общества, воспитания и профилактики новых преступлений

карательную, воспитывающую и обеспечивающую функции

осмотром места происшествия

преступным поведением и социальными условиями жизни

психическими явлениями и физическими особенностями строения туловища

преступным поведением и антропометрическими характеристиками

психическими явлениями и физиологическими особенностями человека

преступным поведением и определенными физиогномическими признаками

психическими явлениями и физическими особенностями строения мозга

неправильный выбор времени очной ставки

слабый уровень психологической подготовленности к очной ставке ее участников

неподготовленность следователя, как организатора очной ставки

динамические характеристики психической деятельности индивида

описание психофизиологических особенностей человека

свойства нервной системы (сила – слабость, уравновешенность – неуравновешенность, подвижность – инертность)

снижает эффективность их работы

способствует повышению исполнительности работников

система сложившихся привычек человека

устойчивые свойства индивида, в которых выражаются особенности его интеллектуального развития

устойчивые свойства индивида, в которых выражаются элементы индивидуального стиля его деятельности

передавать информацию о прошлых и будущих событиях, пользоваться орудиями и жить в сообществах

передавать информацию о прошлых и будущих событиях

жить в сообществах

составляют организованные преступные группы

составляют криминальные группировки осужденных

составляют асоциальные группировки осужденных

относятся к субъективным элементам сознания

составляют не сферу сознания, а сферу эмоций и мотивов

относятся к объективным элементам сознания

фундаментальным психологическим знанием

прикладной отраслью психологии

частью правового знания

Для … темперамента возможны мощные внешние проявления агрессии

холерического
сангвинического
меланхолического
флегматического

Человек, у которого преобладают в мышлении зрительные образы, который «специализируется» на зрительном внутреннем опыте, называется …

визуалистом
кинестетиком
аудиалистом

… акцентуация наименее способствует противоправному поведению личности

Эпилептоидная
Психастеническая
Гипертимная
Истероидная

Устойчивые вооруженные группировки, которые состоят из небольшого числа членов и осуществляют жестокие корыстно-насильственные действия, – это …
случайные преступные группы
бандитские формирования
устойчивые преступные группы
военизированные формирования

К информационно-коммуникативным следственным действиям принадлежит …
обыск
предъявление для опознания
допрос
проверка свидетельских показаний на месте
осмотр места происшествия

Подготовка к обыску начинается …
с освидетельствования следов преступления или улик
с опознания
с постановки цели, задач и составления плана
с выемки необходимых предметов и документов

Разложение сложной информации на составляющие, воссоздание недостающих фрагментов, преодоление умственных тупиков, использование группового мышления составляют содержание психотехнических приемов …

мышления следователя
активизации интуиции следователя
активизации чувств любого человека
воображения любого человека

НУЖНЫ ОТВЕТЫ НА ТЕСТ? Обращайтесь на почту mfpuhelp@gmail.com

Права и обязанности сторон

Пользователь имеет право:

  • — осуществлять поиск информации на сайте
  • — получать информацию на сайте
  • — комментировать контент, выложенный на сайте
  • — копировать информацию на другие сайты с указанием источника
  • — требовать от администрации скрытия любой информации о пользователе
  • — использовать информацию сайта в личных некоммерческих целях

Администрация имеет право:

  • — по своему усмотрению и необходимости создавать, изменять, отменять правила
  • — ограничивать доступ к любой информации на сайте
  • — создавать, изменять, удалять информацию
  • — обеспечить достоверность предоставляемой информации
  • — обеспечивать сохранность личных данных от доступа третьих лиц
  • — не копировать информацию с других источников
  • — не распространять информацию, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность
  • — не нарушать работоспособность сайта
  • — не использовать скрипты (программы) для автоматизированного сбора информации и/или взаимодействия с Сайтом и его Сервисами
  • — поддерживать работоспособность сайта за исключением случаев, когда это невозможно по независящим от Администрации причинам.
  • — защищать информацию, распространение которой ограничено или запрещено законами путем вынесения предупреждения либо удалением учетной записи пользователя, нарушившего правила
  • — предоставить всю доступную информацию о Пользователе уполномоченным на то органам государственной власти в случаях, установленных законом
  • — пользователь лично несет полную ответственность за распространяемую им информацию
  • — администрация не несет никакой ответственности за достоверность информации, скопированной из других источников
  • — администрация не несёт ответственность за несовпадение ожидаемых Пользователем и реально полученных услуг
  • — администрация не несет никакой ответственности за услуги, предоставляемые третьими лицами
  • — в случае возникновения форс-мажорной ситуации (боевые действия, чрезвычайное положение, стихийное бедствие и т. д.) Администрация не гарантирует сохранность информации, размещённой Пользователем, а также бесперебойную работу информационного ресурса

Условия действия Соглашения Данное Соглашение вступает в силу при любом использовании данного сайта. Соглашение действует бессрочно. Администрация оставляет за собой право в одностороннем порядке изменять данное соглашение по своему усмотрению. Администрация не оповещает пользователей об изменении в Соглашении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×