0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Органы прокуратуры осуществляют полномочия

Полномочия прокуратуры в России

Понятие прокуратуры содержится в статье 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»

Прокуратура – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Виды прокуратур в России

В систему прокуратуры Российской Федерации входят следующие виды прокуратур:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации,
  • прокуратуры субъектов Российской Федерации,
  • приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные и др.),
  • прокуратуры городов и районов,
  • другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Полномочия прокуратуры

Законодательством на прокуратуры возложены следующие полномочия:

  • осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • осуществляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • возбуждает дела об административных правонарушениях и осуществляет проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ.
  • участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
  • рассматривает заявления, жалобы и иные обращения.

Полномочия прокурора

Полномочия прокурора определены в статье 22 Закона о прокуратуре.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Важно. Прокурор не вправе требовать у органа (организации):

  • информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;
  • информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее — официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Справочно. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Статьей 17.7 КоАП РФ установлена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Санкция статьи подразумевает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Акты прокурорского реагирования

К полномочиям прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов относятся права на принятие актов прокурорского реагирования:

  • принесение протестов;
  • внесение представлений;
  • вынесение постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направлении должностным лицам предостережений о недопустимости нарушения закона;
  • направление исковых заявлений в суд;
  • направление материалов в правоохранительные органы о возбуждении уголовного дела.

Дополнительная информация по теме:

Органы прокуратуры: функции, направление деятельности

Функции органов прокуратуры

Основные направления деятельности прокуратуры определяются понятием прокуратуры, которое дано в 1 ст. Закона о прокуратуре.

Законодатель обращает внимание на основную функцию, которая заключается в надзоре за соблюдением конституционных положений и исполнением законодательных актов. Также в законе особо подчеркивается, что прокуратура Российской Федерации может выполнять и другие функции, которые установило федеральное законодательство. Перечень основных функций прокуратуры обозначен в вышеуказанном Законе.

Деятельность органов прокуратуры обусловлена основной функцией, которая представляет собой надзор за исполнением законов. В соответствии с областью правовых отношений, в рамках которых прокуратура может осуществлять свою деятельность (исполнительно-распорядительную деятельность органов управления государством и органов местного самоуправления, работа органов исполнения судебных решений и др.), надзорную функцию делят на несколько подфункций:

  • Контроль исполнения законов федеральными министерствами, службами и агентствами, исполнительными (законодательными) органами субъектов, органами местного самоуправления и военного управления, органами контроля, включая их должностных лиц, органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих предприятий. Также прокуратура следит за тем, чтобы законы и издаваемые ими правовые акты были соответствующими.
  • Надзор за соблюдением прав и свобод гражданина (человека), которые могут нарушать названные выше субъекты правоприменения.
  • Надзор за исполнением законодательных актов органами, которые ведут розыск, дознание и предварительное следствие.
  • Контроль исполнения законодательных актов администрацией учреждений и органов, посредством которых происходит исполнение наказания и которые применяют назначенные в судебном порядке принудительные меры, включая администрации мест содержания лиц, задержанных и заключенных под стражу.

Прокурор принимает участие в любом виде судопроизводства и в любых судебных инстанциях. Он наделен полномочиями вносить представления на решения, приговоры, судебные постановления и определения, которые вступают в противоречие с законом. В этом случае прокурор не производит контроль судов, которые независимы в ходе отправления правосудия и подчинены лишь закону.

Самостоятельной функцией прокуратуры можно считать уголовное преследование, контроль процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия. В процессе судебного производства это может быть поддержка государственного обвинения.

Еще одна функция заключается в координации работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью.

Особенности надзора, уголовного преследования и координации как функций прокуратуры

Что касается надзора за исполнением законов, то это сложная по содержанию функция прокуратуры. Она распространена на большую часть правовых отношений, которые регулирует закон. В этом случае акты прокурорского реагирования обладают информационным характером.

Прокурор может наложить протест на незаконный правовой акт органа управления. В этой ситуации он может требовать от данного органа или другой властной структуры (вышестоящего органа) принятия решения по существу установленных им правонарушений и обстоятельств.

Тем не менее, решение по протесту (представлению прокурора об устранении нарушения) может принимать только суд или соответствующий орган управления. В области дознания и исполнения наказаний прокурорские полномочия обладают властно-распорядительным характером и являются обязательными для исполнения (исключая случаи, установленные федеральным законом).

Прокурорский надзор включает наблюдение за законностью решений, которые принимают должностные лица органов власти и управления, хозяйствующие субъекты, объединения. Такие решения способны затронуть права и законные интересы как государства, так и граждан. Прокуратура должна принимать законные меры для устранения нарушений, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности.

Любая отраслевая функция надзора наделена относительно самостоятельным предметом ведения (надзора), отражающим специфику работы органов прокуратуры в определенной области правовых отношений. В рамках судопроизводства процессуальное законодательство РФ определяет предмет деятельности, прокурорские полномочия.

Полномочия прокурора в ходе осуществления надзорных подфункций используются в рамках общих по форме правовых средств (актов). Это могут быть протесты, требования, постановления, представления. При решении вопроса о наступлении дисциплинарной, уголовной, материальной, гражданско-правовой, административной ответственности они получают конкретную форму и содержание. Прокуроры контролируют соблюдение Конституции и всей системы законов, действующих в РФ.

Читать еще:  Мат в общественных местах статья

В этой области важно обратить внимание, что общепризнанные принципы и нормы международного права, как и международные договоры нашей страны, представляют собой составную часть ее правовой системы. По этой причине прокурор контролирует исполнение и международных договоров РФ, которые вступили в силу в установленном порядке.

Уголовное преследование — это процессуальная деятельность правоохранительных органов, осуществляемая стороной обвинения для изобличения подозреваемых или обвиняемых лиц (5 статья УПК).

Прокурор — это должностное лицо, уполномоченное вести уголовное преследование от имени государства в соответствии со своей компетенцией. (37 статья УПК). Данную функцию прокуратура, в первую очередь, осуществляет с помощью поддержки государственного обвинения в суде по уголовным делам.

В 2007 году в УПК были внесены изменения по причине создания Следственного комитета. Были сокращены властные и распорядительные полномочия прокуроров в отношении работы следователей. В процессе досудебного производства по уголовным делам прокурор наделен полномочиями вынесения мотивированного постановления о направлении определенных материалов в следственные органы (органы дознания) с целью решить вопрос о возбуждении уголовного дела по факту нарушений, которые выявил прокурор. В отношении органов дознания надзорные полномочия прокуроров осуществляются в полном объеме по существу.

В соответствии с Конституцией Генеральный прокурор РФ не может являться субъектом права в рамках законодательной инициативы. Положения 9 статьи Закона о прокуратуре определенным образом компенсируют недостаток такого права. Генеральный прокурор нашей страны, участвующий в правотворческой деятельности, как и подчиненные ему прокуроры, может вносить в законодательные органы соответствующие предложения. Они могут касаться изменений, дополнений, отмены или принятия новых законов и других правовых актов.

Конституции (уставы) субъектов России предоставляют для прокуроров право на законодательную инициативу в соответствующем законодательном (представительном) органе власти.

Так, с помощью уставов (основных законов) Новгородской, Свердловской, Иркутской области и других субъектов нашего государства их прокуроры наделяются правом законодательной инициативы.

Прокуроры любого уровня систематически могут накапливать и оценивать сведения о соответствии действующих законов потребностям правового регулирования отношений в обществе. Также они рассматривают пробелы и иные дефекты правового регулирования, предусматривают необходимость толкований (разъяснений) посредством законов или отдельных их норм. Реализация происходит с помощью внесения предложений одному из компетентных органов соответствующего уровня о правовом регулировании. По необходимости производится представление ее вышестоящему прокурору. При наличии обращений Госдумы, Совета Федерации ФС РФ, представительных (законодательных) органов субъектов и прочих компетентных органов генеральной прокуратурой РФ, прокуратурами субъектов регулярно формируются заключения, направленные на проекты законов и прочих нормативно-правовых актов.

ФЗ № 171 содержит положение о том, что прокурор, осуществляющий свои полномочия в установленном Ген. прокуратурой России порядке и в соответствии с методикой Правительства РФ, должен проводить антикоррупционную экспертизу. Она направлена на нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов власти в государстве и в субъектах, других государственных органов и предприятий, органов местного самоуправления.

Если прокурор выявляет в одном из нормативных правовых актов коррупционные факторы, то он вносит в адрес органа, организации или должностного лица, издавшего данный акт, требование изменить его. Оно включает предложенный способ устранения. Также возможно обращение в суд в порядке, который регулирует процессуальное законодательство.

Координационная функция прокуратуры заключается в том, что она обеспечивает согласованное взаимодействие правоохранительных систем государства, которые имеют специальные полномочия в области противодействия преступности (например, предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная работа).

Основная цель координации состоит в целенаправленных мерах в сфере выявления, раскрытия, расследования преступлений. Они направлены на принятие или рекомендации компетентным органам мер, которые помогут устранить обстоятельства, способствующие совершению преступлений.

В качестве предмета координации выступает совершенствование, упорядочение взаимодействия правоохранительных органов в ходе выполнения их общей задачи. Это происходит с помощью правовых, организационных, информационных форм, средств, форм и методов, которые характерны для каждого из органов. Посредством координации обеспечивается кооперация, взаимное дополнение, объединение средств и сил, которые позволят получать качественно новые по значимости и содержанию результаты в области борьбы с преступностью.

Направления деятельности прокуратуры

Функции прокуратуры представляют собой самостоятельные, но связанные между собой, виды деятельности. В отличие от них основные направления ее деятельности характеризуются различными факторами, которые имеют политический, социально-экономический и другой характер.

В соответствии со своей значимостью можно выделить приоритетные и динамичные направления, учитывающие состояние правовой ситуации в государстве, регионе, населенном пункте. Постоянные приоритеты включают:

  • соблюдение законодательных актов в процессе издания правовых актов, что осуществляют федеральные, региональные органы власти, на которые распространена компетенция прокуратуры;
  • контроль исполнения законов, прежде всего органами государства;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для обеспечения законности проверки органы муниципального и государственного контроля работы предприятий и индивидуальных предпринимателей предусматривает дополнительные полномочия для прокурора. Обязанность контролирующих органов заключается в представлении проектов планов в органы прокуратуры при их формировании. Это необходимо для создания Генеральной прокуратурой РФ сводного плана проведения плановых проверок, который формируется раз в год и размещается на официальном сайте.

Внеплановую проверку субъектов малого и среднего бизнеса проводят контролирующие органы. Для этого должны быть основания и согласование с соответствующими органами прокуратуры.

В настоящее время особо актуальны проверки соблюдения законов в области приватизации, налогов, банковских и кредитных отношений.

Если учитывать особенности социальной, экономической, криминогенной ситуации в разных государственных регионах, то можно выделить соответствующие приоритеты в работе прокурорских органов. Часто это отражается в нормативно-правовых актах Ген. прокуратуры РФ, прокуратур субъектов.

Закон о прокуратуре регулирует ситуацию, когда Генеральный прокурор осуществляет издание приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, обязательных для исполнения всеми сотрудниками органов и учреждений прокуратуры. Они определяют вопросы организации работы прокуратуры и реализацию мер материального и социального обеспечения персонала. Все вопросы, которые регулируют такие акты, включают важнейшие стороны работы всей системы прокуратуры.

Приказы Генерального прокурора РФ можно включить в категорию ведомственных нормативных актов. Они могут быть изданы по основным вопросам организации и работы системы прокуратуры, реализации мероприятий социально-материального обеспечения ее персонала. На Генеральную прокуратуру возлагается единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях и их раскрываемости, состоянии преступности, итогах и состоянии следственной работы и прокурорского надзора. По этой причине любой приказ Генерального прокурора в этой области обязателен для органов власти в государстве.

С помощью указаний регулируются более узкие направления работы прокурорских органов (например: исполнение законодательных актов о приватизации, о ВЭД). Указания даются и на основе обобщения материалов прокурорской и следственной практики, а также на основе результатов конкретной проверки.

Все распоряжения, главным образом, связаны с реализацией управленческих мер, которые обладают разовым или краткосрочным характером.

Посредством положений специалисты регламентируют статус структурных подразделений Генеральной прокуратуры, в том числе управление по федеральным округам, наиболее крупные специализированные прокуратуры и др.

Инструкции предназначены для определения порядка, процедур, технологии осуществления некоторых видов деятельности (например, хранение документации, организация делопроизводства и статистического учета).

В соответствии со своей обязательностью некоторые нормативные указания Генерального прокурора РФ, которые определяет установленный законом порядок, могут выходить за рамки прокурорской системы. Указания в области дознания, которые не требуют законодательного регулирования, могут являться обязательными для исполнения всеми органами дознания, вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Здесь важно иметь в виду не указания по конкретному уголовному делу которые могут быть обязательными для исполнения, а общие (принципиальные) указания, являющиеся результатом обобщения практической работы правоохранительных органов в сфере использования законов при расследовании преступлений. Они концентрируются на совершенствовании данной деятельности, на рост гарантий в области обеспечения законности, прав и свобод гражданина.

Образовательный портал — все для студента юриста.

I. Прокуратура РФ.

1. Прокуратура РФ: понятие и конституционный статус.

Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

Читать еще:  Продажа алкоголя без лицензии

Деятельность прокуратуры РФ регулируют нормы права отраженные в статье 129 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».

2. Принципы деятельности Прокуратуры РФ.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры РФ (статья 4 ФЗ «О прокуратуре РФ):

3. Полномочия Прокуратуры РФ.

Полномочия прокурора (статья 22 и статья 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

— Рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

— Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод.

— Принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

— При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

— В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

— В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

-В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

— Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

А) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

Б) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

В) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

— Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

— Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

А) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Б) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

В) вносит представление об устранении нарушений закона.

— Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

4. Прокурорский надзор.

Важнейшей деятельности прокуратуры РФ является надзор.

Прокурорский надзор — это деятельность прокуроров по проверки законности решений и действий органов власти, общественных объединений, должностных лиц.

Прокурорский надзор способствует предупреждению, профилактике и пресечению противоправных деяний, восстановлению нарушенных прав и законных интересов, способствует привлечению виновных к ответственности.

Виды прокурорского надзора, соответствии со статьей 2 ФЗ «О прокуратуре РФ» :

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Основные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью по осуществлению прокурорского надзора (статьи 23,24,25, 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

1) Протест прокурора — статья 23.

2) Представление прокурора — статья 24.

3) Постановление прокурора — статья 25.

4)Предостережение о недопустимости нарушения закона — статья 25.1.

5. Система органов прокуратуры РФ.

Система органов прокуратуры РФ (статья 11 ФЗ «О прокуратуре РФ):

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

— Генеральная прокуратура РФ.

— Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры.

— Прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

— Научные и образовательные учреждения.

В систему прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, состоящий из:

— Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ.

— Следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные и военные следственные управления.

— Следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним специализированные и военные следственные отделы.

Более подробно систему органов прокуратуры можно посмотреть в этой таблице.

6. Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ.

Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ, регламентируется нормами права Раздела V ФЗ «О прокуратуре РФ».

В соответствии со статьей 40 ФЗ «О прокуратуре РФ», устанавливаются следующие требованиям к кандидатам на должности прокуроров или следователей органов прокуратуры РФ:

— Наличие гражданства РФ

— Отсутствие любого другого гражданства.

— Наличие необходимых моральных, профессиональных и деловых качеств.

— Годность по состоянию здоровья к службе в органах прокуратуры РФ

— В отношении кандидата нет решения суда, запрещающего занимать кандидату государственную должность государственной службы.

Дополнительные требования к кандидатам или работникам органов прокуратуры:

— Необходимость пройти процедуру допуска к государственной тайне.

— Работники органов прокуратуры не должны быть подчинены или подконтрольны близким родственникам.

— Устанавливается минимальный возраст в 25 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 3 года для должностей прокурора города, района и приравненных к ним специализированных прокуратур.

— Устанавливается минимальных возраст в 30 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 5 лет, для должностей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.

— В исключительных случаях возможно назначение на должность помощников прокурора или следователей студентов юридических факультетов аккредитованных вузов, при условии окончания ими 3 курсов.

— На должности военных прокуроров или следователей могут быть назначенные лица, пир условии их годности к военной службе и наличии офицерского звания.

7. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Формы участия прокуроров в рассмотрении дел судами, в соответствии со статьями 35,36,37,38,39 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

1. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

2. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Читать еще:  Ответственность за нарушение требований безопасности

3. Генеральный прокурор РФ может участвовать в заседаниях Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

4. Генеральный прокурор РФ имеет право на обращение в КС РФ по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Конституционные основы прокуратуры РФ. Функции и полномочия прокуратуры

Основные функции и задачи прокуратуры

Прокуратура не входит в судебную власть . Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ­бы. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис­полнением действующих на ее территории законов. Она призва­на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за­конности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол­нительными органами субъектов РФ, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также за соответствием законам изда­ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя­ется на органы управления и руководителей коммерческих и не­коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель­ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак­тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соот­ветствии с полномочиями, установленными уголовно-процессу­альным законодательством РФ, координа­цию деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст­вом РФ участвуют в рассмотрении дел суда­ми, опротестовывают противоречащие закону решения, пригово­ры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурату­ра принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол­номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложе­но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за­конами.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизован­ную систему органов и учреждений и действует на основе подчи­нения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соот­ветствии с действующими на территории РФ законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не про­тиворечит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о го­сударственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, обра­зуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность обществен­ных объединений, преследующих политические цели, и их орга­низаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе со­вмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, науч­ной и творческой.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществ­ление прокурорского надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объедине­ний, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повли­ять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка­кой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны да­вать каких-либо объяснений по существу находящихся в их про­изводстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, преду­смотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следо­вателя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от яв­ки по их вызову влекут за собой установленную законом ответст­венность.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, проку­роры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов зако­нодательной и исполнительной власти, представительных (зако­нодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать в рас­смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль­ными органами исполнительной власти, представительными (за­конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком­мерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко­ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор­ганов таможенной службы и других правоохранительных орга­нов. В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис­требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер­ждаемым Президентом РФ.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих пол­номочий необходимости совершенствования действующих нор­мативных правовых актов вправе вносить в законодательные ор­ганы и органы, обладающие правом законодательной инициати­вы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмени или принятии законов и иных нормативных правовых актов. Такое право делает прокуроров ак­тивными участниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и поста­новление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяс­нены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Проку­рор в установленном законом порядке принимает меры по при­влечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должност­ному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Система и организация прокуратуры

Систему прокуратуры РФ составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при­равненные к ним военные и другие специализированные проку­ратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение орга­нов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компе­тенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и осво­бождается от должности Советом Федерации Федерального Соб­рания РФ по представлению Президента РФ. В отсутствие Гене­рального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый замести­тель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязан­ностей — один из заместителей Генерального прокурора в соот­ветствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Срок полномочий Генерального прокурора — пять лет. Еже­годно он представляет палатам Федерального Собрания и Прези­денту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Доклад Совету Федерации Генеральный прокурор РФ представ­ляет лично на заседании палаты.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласова­нию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуро­ры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному проку­рору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Проку­роры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет, под­чинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах струк­турного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляе­мая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector