1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общественный порядок это

Общественный порядок

Общественный порядок — сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, регулируемых действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

Охрана общественного порядка

Охраной общественного порядка занимаются полиция и другие правоохранительные органы.

К охране общественного порядка привлекаются и другие структуры: таможня, органы государственной безопасности, пожарные, судебные исполнители, лесники, частная охрана и т. д., а в силу ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, охрану общественного порядка осуществляют и органы местного самоуправления

Литература

  • Алексушин Г.В. История правоохранительных органов. Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005.
  • Рыбников В. В.,Алексушин Г.В. Историяpuka правоохранительных органов Отечества. М.: Издательство «Щит-М», 2007.

Wikimedia Foundation . 2020 .

Смотреть что такое «Общественный порядок» в других словарях:

Общественный порядок — реально складывающийся в обществе, отвечающий задачам его прогрессивного развития порядок, основанный как на правовых, так и неюридических нормах (нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организаций). Это такой порядок отношений в… … Элементарные начала общей теории права

общественный порядок — политическое устройство, государственное устройство, режим, система, строй Словарь русских синонимов. общественный порядок сущ., кол во синонимов: 5 • государственное устройство … Словарь синонимов

Общественный порядок — см. Правопорядок … Энциклопедия права

Общественный порядок — система отношений, которые складываются в результате соблюдения и исполнения норм и правил, регулирующих поведение людей в общественных местах … Административное право. Словарь-справочник

Общественный порядок — см. Правопорядок … Большой юридический словарь

Общественный порядок — это морально правовое состояние общества, при котором компетентные органы исполнительной власти путем полицейского надзора обеспечивают безопасность и правомерное поведение граждан в общественных местах, свободное использование ими своих прав и… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

Толпы психология и общественный порядок — Толпа бесструктурное скопление людей на одном месте, лишенных изначально ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Начало научного изучения массовых скоплений людей… … Энциклопедия современной юридической психологии

Государство и общественный порядок — Имена существительные ГОСУДА/РСТВО, страна/, ца/рство, офиц. держа/ва. Страна, объединённая общностью территории, государственной символики, государственного языка (или языков), имеющая единую денежную систему, единую армию и т. д., во… … Словарь синонимов русского языка

Общественный правопорядок — состояние упорядоченности общественных отношений, характеризующееся эффективной их охраной, обеспечением обстановки спокойствия и режима правомерности поведения граждан в общественных местах, а также созданием нормальных условий для их труда и… … Элементарные начала общей теории права

общественный — прил., употр. часто 1. Общественным называют то, что связано с человеческим обществом, его организацией, структурой, функционированием и т. п. Общественный строй. | Общественный кризис. | Законы общественного развития. | Тюрьма как общественный… … Толковый словарь Дмитриева

Общественный порядок

Понятие общественного порядка

Любой человек осознанным или бессознательным образом в собственной деятельности руководствуется какими-либо правилами. Они выражаются в форме моделей, образцов, поведения. Все эти правила являются различными и по содержанию и способам возникновения, но объединяет их единая цель. Данные модели дают возможность предупреждения действий, разрушающих общественный порядок и правопорядок.

Итак, общественный порядок является сложившейся в обществе системой отношений меж людьми, правил взаимного общежития и поведения, которые урегулированы действующим законодательством, традициями и обычаями, а также нормами нравственного характера.

Сущность общественного порядка и его установление

Необходимость в установлении надлежащих условий жизнедеятельности обусловлена самой природой социума. Он имеет нужду в устойчивой, стабильной системе отношений, правилах, дисциплине, которые могут предотвращать эти правовые нарушения.

Общественный порядок не может существовать в мире, в котором царят безнаказанность, распущенность, безнравственность. В теории государства и права устанавливается, что для любого способа производства материальных благ потребуется укрепление социальных связей и взаимодействий. Без этого является немыслимой совместной и целеустремленной людская деятельность.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понятие в доклассовом обществе предполагает наличие у людей некоторых обычаев и традиций. На основе их население входило во взаимные отношения, исполняло какую-либо деятельность. После образования частной собственности, подразделения труда, образования классовости обеспечение охраны общественного порядка реализуется при помощи юридических и моральных норм, которые установлены государством.

Общественный порядок сформирован из волевых взаимных отношений меж людьми, которые проявляются в их действиях и поведениях. Они выражаются в форме результата их осознанной деятельности. Политическая система и государство оказывают активное влияние на межчеловеческие отношения.

Организация общественного порядка играет роль одной из главных функций власти. Реализация данной задачи реализуется при помощи принятия определенных законов, контролирующих действий над их исполнением и соблюдением. Этим образом, общественный порядок в границах государства представляется социально-юридической категорией, основанной на отношениях меж людьми при следовании ими учрежденным моральным, нравственным, и иным нормам. Неприкосновенность данной системы гарантирована властью. Суть явления сформировала относительно устойчивые, необходимые, закономерные внутренние связи, присущие порядку, соединяющие все его элементы в единый комплекс.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Общественный порядок в форме системы социальных связей и отношений в законодательстве и литературе рассматривают в узком и широком смысле. В первом случае речь заходит о том, что учрежденные правила распространяются не на все имеющиеся взаимодействия, а лишь на их определенную часть. Необходимость этого разделения обуславливается разносторонностью и многообразием отношений меж людьми в любой определенной области, наличием особенных юридических норм, которые направлены на урегулирование таких связей.

Кроме того, важно учесть и установленные законодательством разновидности ответственности за такие преступления. Общественный порядок невозможен, если государство не предусмотрело определенные инструменты урегулирования. Применять их уполномочены далеко не все властные институты. Для их использования образуются соответственные органы общественного порядка. Их полномочия, обязанности и возможности строгим образом регламентируются законом.

Читать еще:  Можно ли восстановить военный билет

Совместно с этим в системе отведено особенное место и для граждан. В охране общественного порядка в какой-либо степени могут принимать участие все люди, которые проживают на территории государства. Но население не может обладать такими полномочиями, какими наделяются различные инстанции.

В такой связи охрана и безопасность общественного порядка людьми может реализовываться посредством соблюдения установленных в законодательстве предписаний и норм по обеспечению охраны общественного порядка.

Основные цели общественного порядка

Изучая общественный порядок в образе социально-юридической категории, важно отметить обусловленность системы людскими потребностями, удовлетворение которых совершается в процессии взаимного действия меж различными людьми. Отношения формируются в соответственных местах в процессе общения. Целью всей этой системы является обеспечение для жизни человека спокойной обстановки, нормальных условий для труда и отдыха, деятельности учреждений, организаций, инстанций, служб, властных институтов.

Волевой элемент общественного порядка

Он проявлен в поведении лиц, принимающих участие в процессе охраны общественного порядка, его образовании, поддержании. Волевые человеческие акты, принимая роль функции его психики, обладают тесной связью с реальностью, находясь в зависимости от действительности. Какие-либо действия, совершаемые индивидом в сфере общественного порядка, могут соответствовать предъявляемым требованиям законом. В связи с этим происходит укрепление социального положения в государстве. Человеческое поведение может находить противоречия устанавливаемым нормам. В таком случае его действия при конкретных обстоятельствах могут быть расценены как преступления, направляемые против общественного порядка.

Нормы, действующие в области общественных отношений, могут координировать поведение граждан путем:

  1. Установления запретов на совершение действий, которые вызывают для социума негативные последствия.
  2. Установления правил, предписывающих должное или возможное людское поведение.
  3. Выделения компетенции и урегулирования деятельности уполномоченных субъектов на охрану порядка.
  4. Учреждения ответственности за несоблюдение запретов и предписаний.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

newinspire

Соотношение понятий общественный порядок и государственный порядок

Рассмотрим соотношение понятий общественный порядок и государственный порядок .

Конституционные термины и понятия « общественный порядок » (п. «е» ст. 114 Конституции РФ) и «общественная безопасность» (п. «б» ст. 72 Конституции РФ) не имеют единого конкретного легального определения.

В научном же, доктринальном истолковании этих терминов и понятий отмечается два принципиальных момента:

во-первых, различается понятие общественного порядка в широком социально-политическом смысле и в более узком, собственно административно-организационном этого слова;

во-вторых, понятие общественного порядка неразрывно связывается с более широкими категориями установленного государственного порядка и порядка управления.

В широком социально-политическом смысле под общественным порядком можно понимать всю систему общественных отношений, фактически сложившуюся в обществе на основе действующей в нем Конституции и другого законодательства в данный момент исторического развития, независимо от конкретных форм государственного устройства и политического режима (капитализм, социализм, тоталитаризм, демократия и т.д.).

В этом плане общественный порядок государственно-организованного общества включает в себя последовательно такие категории, как: установленные государственный порядок, порядок управления и общественный порядок в узком административно-организационном смысле.

Государственный порядок включает в себя установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другим федеральным законодательством правовые нормы и правила, регламентирующие политические, экономические, правовые основы организации и деятельности государства:

— федеративное государственное территориальное устройство, организация избирательной системы, правила денежной эмиссии, защиты и обеспечение устойчивости рубля;

— установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирования федеральных органов государственной власти;

— порядок установления и использования символов государства (герба, флага, гимна) и другие основы жизнедеятельности государственно-организованного общества.

Все нормы и правила соблюдения государственного порядка устанавливаются только высшими федеральными органами государственной власти, действуют в общегосударственном масштабе, а обязанность соблюдать государственный порядок возлагается на все государственные органы любого иерархического уровня всех ветвей власти и их должностных лиц, а также на всех российских и иностранных физических и юридических лиц, действующих на территории нашего государства.

Органами защиты и охраны государственного порядка выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ.

В случаях возникновения угроз национальной государственной безопасности от нарушений правил и норм государственного порядка к его защите по указанию Президента РФ могут привлекаться необходимые силы и средства соответствующих спецслужб Российской Федерации.

Порядок управления, являясь продолжением государственного порядка и составной частью общественного порядка в широком смысле этого слова, включает в себя совокупность правил и правовых норм, регламентирующих деятельность только государственных органов исполнительной власти и их должностных лиц во взаимоотношениях с различными звеньями государственного аппарата, а также с физическими и юридическими лицами в различных областях, отраслях и сферах реализации исполнительной власти (государственного управления).

Сюда можно отнести, например, правила государственного учета и отчетности физических и юридических лиц о результатах своей деятельности, правила работы кадровых служб государственного аппарата, правила пользования печатями и штампами, правила досмотра ручной клади и багажа пассажиров аэрофлота, многочисленные таможенные правила и т.д. и т. п.

Защита и охрана порядка управления, установленного в различных областях, отраслях и сферах государственного управления, осуществляется силами и средствами действующих там многочисленных контрольных и надзорных органов различных министерств и ведомств. За административные правонарушения против порядка управления предусмотрена административная ответственность (ст. 19.1-19.25 КоАП РФ).

Общественный порядок в узком значении и в собственном административно-организационном смысле (юридическом, а не социально-политическом) представляет собой комплексную совокупность установленных государством правил (норм) жизни и деятельности (поведения) граждан за пределами сферы трудовой (служебной) деятельности: в общественных местах (улицы, площади, парки, общественный транспорт и все другие места массового скопления людей), по месту жительства (дом, квартира, гостиница), по месту пребывания в семье, у родственников, знакомых.

Читать еще:  Нарушитель общественного порядка

Правила общественного порядка распространяются и на рабочие (служебные) помещения, если там совершаются противоправные действия, не связанные с трудовой и служебной деятельностью, но нарушающие общественный порядок (пьянство на работе, драки, личные оскорбления и т.д.).

Основными органами защиты и охраны общественного порядка выступают многочисленные органы, подразделения и службы системы МВД России.

Дискуссионные подходы к определению понятия «общественный порядок»

Пивоваров А.С., кандидат юридических наук, заместитель начальника ГУ МВД России по Челябинской области.

Статья посвящена дискуссионным подходам к определению понятия «общественный порядок». Автор проводит анализ мнений ученых относительно рассматриваемого понятия. Выделяются определения «общественного порядка» в узком и широком смыслах. Дается авторское определение «общественного порядка».

Ключевые слова: общественный порядок, дискуссионные подходы, понятие «общественный порядок».

This paper is devoted to controversial approaches to the definition of «public order». The author analyzes the views of scholars on the concept under consideration. Stand the definition of «public order» in the narrow and broad sense. Given the author’s definition of «public order».

Термин «общественный порядок» в действующем законодательстве в основном используется для обозначения определенной сферы общественных отношений, подлежащих государственной охране, и конкретизации полномочий правоохранительных органов.

Обращая внимание на широту и многоплановость указанной категории, следует признать, что в настоящее время отсутствует единство в понимании дефиниции общественного порядка, его предметного состава и основных институтов, что значительно затрудняет определение механизма его функционирования.

Дискуссии в отношении категории «общественный порядок» показали, что исследователи этой сферы в основном сходились во взглядах при констатации необходимости рассмотрения данной категории в широком и узком смыслах как социально-политической и как правовой категории. Под общественным порядком в широком смысле понимается весь строй, вся система общественных отношений, существующих в обществе.

К.С. Бельский отмечает, что «общественный порядок как политико-правовая категория означает социальную благоустроенность и организованность всего общества, охватывает все сферы общественных отношений, регулируемых юридическими и неюридическими нормами. Основу общественного порядка в широком смысле составляет правопорядок в обществе . Таким образом, в широком смысле данная категория отражает общесоциальный аспект упорядоченности общественных отношений, устойчивость и стабильность социально-экономических институтов, их направленность на гармонизацию социальных связей и оптимизацию общественного развития, на основе используемых в обществе социальных регуляторов.

Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. С. 85.

Как констатирует Н.Н. Вопленко, «в практике правоохранительной деятельности, особенно в сфере административного права, сложилось особое понимание общественного порядка, несколько отличающееся от строго научного». «Строго научным» Н.Н. Вопленко обозначает широкое понимание общественного порядка, которое, собственно, в отличие от правопорядка, не является строго юридическим и изучается преимущественно социологией .

Вопленко Н.Н. Понятие и принципы правового порядка // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, 2006. N 4. С. 7.

До настоящего времени в научной литературе существовали две основные концепции общественного порядка, предложенные М.И. Еропкиным и А.В. Серегиным . Так, М.И. Еропкин определял общественный порядок как обусловленную интересами советского народа и задачами коммунистического строительства и регулируемого нормами права, правилами социалистического общежития и обычаями систему общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 67.
Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975. С. 19.

Практически аналогичное определение было дано Н.Ф. Кузнецовой , по мнению которой общественный порядок — это закрепленный нормами права и морали определенный порядок отношений в общественных местах, это определенная совокупность видов и форм поведения граждан в обществе, сформулированных в нормативных актах, регулирующих поведение людей в общественных местах.

Кузнецова Н.Ф. Уголовная ответственность за нарушение общественного порядка. М., 1963. С. 3.

А.В. Серегин, в свою очередь, определяет общественный порядок как урегулированную нормами правами и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Разрабатывая механизм административно-правового регулирования деятельности государственных органов, осуществляющих правоприменительную деятельность по совершенствованию охраны общественного порядка, И.И. Веремеенко указал, что авторам названных концепций не удалось четко определить круг отношений, возникающих в этой сфере . Рассматривая концепцию М.И. Еропкина, он пришел к выводу, что выделения общественного места как места возникновения общественных отношений в качестве основного критерия оказалось недостаточно: во-первых, потому, что в общественных местах могут складываться отношения, которые по своему характеру и содержанию никак нельзя отнести к сфере общественного порядка; во-вторых, потому, что автор данной концепции указанием на то, что в сферу общественного порядка включаются также общественные отношения, возникающие и развивающиеся вне общественных мест, вольно или невольно признает недостаточность избранного критерия; в-третьих, его попытка очертить круг отношений ссылкой на то, что они «по своему характеру обеспечивают укрепление родного достояния, не проясняет и не решает вопрос, ибо укреплению родного достояния служат и отношения по сохранности социалистической собственности и т.п., которые при всем желании нельзя отнести к сфере общественного порядка».

Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. 1982. N 3. С. 22.

С аналогичных позиций была подвергнута критике и вторая концепция общественного порядка, предложенная А.В. Серегиным. В качестве важнейшего критерия для выделения отношений в сфере общественного порядка А.В. Серегин использует «содержание конкретных общественных отношений независимо от места их образования» и все общественные отношения в сфере общественного порядка объединяет в три группы. Первую группу образуют отношения, «обеспечивающие состояние общественного спокойствия, согласованности и ритмичности наиболее значимых процессов и явлений жизни и деятельности больших коллективов или групп людей или даже в целом населения городов, районов и других населенных пунктов. Вторую группу образуют те общественные отношения, которые способствуют поддержанию личного спокойствия граждан и сложившегося благоприятного распорядка их жизни. Третья группа отношений, образующих сферу общественного порядка, включает те из них, которые обеспечивают соблюдение требований общественной нравственности об уважении чести и человеческого достоинства».

Читать еще:  Превышение должностных полномочий примеры

Определив в качестве классифицирующих признаков характер и содержание общественных отношений, А.В. Серегину все же не удалось получить полное представление об общественных отношениях в сфере общественного порядка и четко определить их круг.

Во-первых, в предложенной А.В. Серегиным классификации не выдержан строго разграничивающий критерий. Во-вторых, указанные группы отношений нельзя признать достаточно определенными. Рассматривая отношения, обеспечивающие состояние общественного спокойствия, И.И. Веремеенко приводит в качестве примера трудовые отношения, которые обеспечивают ритмичность работы транспорта, но их никак нельзя отнести к сфере общественного порядка. Это касается и первой, и второй группы отношений, анализируемых А.В. Серегиным. По мнению И.И. Веремеенко, только третья группа выглядит довольно определенно, и ее включение в сферу общественных отношений не вызывает у него каких-либо возражений.

Анализ двух основных точек зрения по данному вопросу позволил выявить определенные недостатки имеющихся в литературе определений понятия «общественный порядок», показать различия подходов к решению вопросов в круге общественных отношений, возникающих в данной сфере. При этом важно и другое. При различных подходах к уяснению понятия «общественный порядок» авторы указанных концепций пришли к одному и тому же выводу: регулирование отношений, возникающих в сфере общественного порядка, направлено на обеспечение общественного спокойствия, охраны жизни, здоровья граждан, уважения их чести и достоинства.

М.Я. Саввин и А.И. Силаев , исследуя понятие «общественный порядок», провели анализ соотношения и взаимодействия существа и формы реализации общественных отношений на основе диалектических положений о содержании (сущности) и форме: содержание (сущность) оформлено, имеет форму, форма содержательна (существенна). Они подробно проанализировали общение как основную форму общественных отношений и вопрос о структуре общественных отношений, реализующихся в общественных местах, который не был к тому времени достаточно детально изучен. Как правило, все исследователи, изучающие этот вопрос, ограничивались указанием на то, что в общественных местах «складывается» (реализуется) некая совокупность общественных отношений, не проводя дальнейшего анализа этой совокупности.

Савин М.Я. Эффективность административно-правовой деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка и ее оценка: Пособие. М., 1990. С. 60.

Для углубленного и детального исследования структуры общественных отношений в общественных местах М.Я. Саввин и А.И. Силаев рекомендуют всю сферу социальной жизни, связанную с удовлетворением жизненных потребностей людей, делить на пять крупных блоков: бытовую сферу, культурную сферу, рекреационную сферу, сферу социальной жизни и производственную сферу, или сферу трудовой деятельности.

И.И. Веремеенко считает, и автор с ним согласен, что специфика нарушений общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах, является для законодателя первым признаком для выделения этих отношений в обособленную группу, которая вправе называться общественным порядком, но этого признака для выделения исследуемых общественных отношений явно недостаточно. Нужны другие критерии.

Анализ круга отношений по месту возникновения показывает, что суть их одна и та же — безопасность: либо общественная, либо личная. Это не только безопасность здоровья отдельного члена общества или коллектива, это — безопасность их чести, достоинства, нравственности, их имущества. Общественные отношения по своим родовым признакам могут быть объединены в отдельные группы, как, например, отношения, образующие сферу общественного порядка, общественной безопасности и другие.

Следует также отметить, что законодатель выделяет понятие общественного порядка в узком смысле не случайно, поскольку порядок в общественных местах служит важнейшим условием нормальной деятельности государственной власти, предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, безопасности и покоя граждан. Являясь неотъемлемым элементом функционирования социума, общественный порядок представляет собой сложное социальное явление, устойчивую систему общественных отношений, складывающихся под воздействием широкого круга социальных норм, обеспечивающих упорядоченность, согласованность и предсказуемость поведения членов сообщества, образует основу эффективного функционирования социальных институтов, успешного развития общества в целом.

Как указывал М.И. Еропкин , общественный порядок — результат закрепления реальных общественных отношений (как идеологических, так и экономических) нормами права и иными социальными нормами. Этим результатом и является определенная система общественных отношений, закрепленная различными социальными нормами, в первую очередь нормами права; общественный порядок — это система общественных отношений, закрепленная различными социальными нормами, определяющими права и обязанности их участников; общественный порядок — это не только просто общественные отношения, закрепленные в нормативном порядке.

Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 215.

Несмотря на различные подходы к определению понятия общественного порядка, как показывает изучение юридической литературы, можно выделить следующие общие позиции ученых относительно сущности и содержания общественного порядка.

  1. Обусловлен сложившейся в обществе системой общественных отношений.
  2. Включает все сложившиеся в обществе под воздействием социальных норм отношения.
  3. Является объектом воздействия всей политической системы.
  4. Должен обеспечить укрепление и развитие государственного и общественного строя, неприкосновенность личности, защиту жизни и здоровья граждан, неприкосновенность собственности.

Таким образом, представляется возможным определить общественный порядок как важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан, включающий систему общественных отношений, которая возникает и развивается в процессе общения ее участников преимущественно в общественных местах, и регулируется правовыми и иными социальными нормами, соблюдение которых обеспечивает личную и общественную безопасность людей, обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector