11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Может ли оперуполномоченный возбуждать уголовные дела

Постановление № 22К-788/2014 от 14 мая 2020 г. по делу № 22К-788/2014

№ 22к-788/2014 судья Скрябин Э.Н.

14 мая 2020 г. г. Орёл

Судебная коллегия по уголовным делам Орловского областного суда в составе

председательствующего Языкеева С.Н.

при секретаре Фадеевой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление старшего помощника прокурора ФИО5, апелляционную жалобу ФИО1 на постановление Ливенского районного суда Орловской области от 14 марта 2020 г., которым удовлетворена жалоба заявителя на постановление старшего оперуполномоченного по ОВД УЭБиПК УМВД ФИО2 от

Заслушав мнение прокурора Шевлякова А.В. об отмене постановления по доводам, изложенным в апелляционном представлении, суд

ФИО1 обратился в суд с жалобой в порядке ст. Часть 1. Общие положения > Раздел V. Ходатайства и жалобы > Глава 16. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство > Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб’ target=’_blank’>125 УПК РФ на указанное постановление, в обоснование указал, что приложенные им к заявлению о преступлении и полученные в ходе проверки материалы подтверждают, что в действиях ФИО4 и ФИО3 имеются признаки составов преступлений, предусмотренных ч.ч 2 и 3 ст. Особенная часть > Раздел VIII. Преступления в сфере экономики > Глава 21. Преступления против собственности > Статья 159. Мошенничество’ target=’_blank’>159 УК РФ, a установление истины по делу и события преступления возможно только в рамках уголовного дела.

Судом постановление страшего оперуполномоченного по ОВД УЭБиПК УМВД от об отказе в возбуждении уголовного дела признано незаконным и необосновнованным, и он обязан устранить допущенное нарушение.

В апелляционном представлении старший помощник прокурора ФИО5 считает постановление суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. В обоснование указывает, что вынесение органом дознания решений об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях, отнесенных в соответствии со ст. Часть 2. Досудебное производство > Раздел VIII. Предварительное расследование > Глава 21. Общие условия предварительного расследования > Статья 151. Подследственность’ target=’_blank’>151 УПК РФ к подследственности органов внутренних дел, не противоречит нормам действующего законодательства. Согласно ст. ст. Часть 2. Досудебное производство > Раздел VIII. Предварительное расследование > Глава 21. Общие условия предварительного расследования > Статья 150. Формы предварительного расследования’ target=’_blank’>150, Часть 2. Досудебное производство > Раздел VIII. Предварительное расследование > Глава 21. Общие условия предварительного расследования > Статья 151. Подследственность’ target=’_blank’>151 УПК РФ подследственность преступления определяется со стадии возбуждения уголовного дела и только в отношении уполномоченных субъектов правоприменения.

Кроме того, проведение доследственной проверки органом дознания возможно по любому сообщению о преступлении, поскольку ст. Часть 2. Досудебное производство > Раздел VII. Возбуждение уголовного дела > Глава 19. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела > Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении’ target=’_blank’>145 УПК РФ наделяет орган дознания по результатам доследственной проверки правом как возбуждать уголовные дела, так и отказывать в их возбуждении.

Обязанность органа дознания руководствоваться правилами, изложенными в ст. Часть 2. Досудебное производство > Раздел VIII. Предварительное расследование > Глава 21. Общие условия предварительного расследования > Статья 151. Подследственность’ target=’_blank’>151 УПК РФ, предусмотрена только при передаче сообщения о преступлении органу предварительного расследования другого ведомства.

Таким образом, решение об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях, отнесенных в соответствии со ст. Часть 2. Досудебное производство > Раздел VIII. Предварительное расследование > Глава 21. Общие условия предварительного расследования > Статья 151. Подследственность’ target=’_blank’>151 УПК РФ к подследственности органов внутренних дел, может быть принято надлежащим должностным лицом.

Кроме того, старший оперуполномоченный по ОВД УЭБиПК УМВД не вправе отменить постановление от об отказе в возбуждении уголовного дела.

В апелляционной жалобе ФИО1 считает постановление суда незаконным, необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового решения о возбуждении уголовного дела по его жалобе. В обоснование указывает, что дознаватель, начальник органа дознания не имеет полномочий отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, это входит в полномочия прокурора. Дознаватель имеет право проверять сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и принимать по нему, предусмотренное ст. Часть 2. Досудебное производство > Раздел VII. Возбуждение уголовного дела > Глава 19. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела > Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении’ target=’_blank’>145 УПК РФ, процессуальное решение: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности.

По заявлению ФИО1 о возбуждении уголовного дела дознаватель дважды выносил постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а именно и , которые отменялись прокуратурой и Указания прокуратуры дознавателем не выполнялись, проверка проводилась формально, уголовное дело не возбуждалось.

Выслушав прокурора, проверив материал, проанализировав доводы, изложенные в апелляционном представлении и апелляционной жалобе, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. Часть 1. Общие положения > Раздел V. Ходатайства и жалобы > Глава 16. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство > Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб’ target=’_blank’>125 УПК РФ постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб Конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

К органам дознания, в том числе относятся органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. Часть 1. Общие положения > Раздел II. Участники уголовного судопроизводства > Глава 6. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения > Статья 40. Орган дознания’ target=’_blank’>40 УПК РФ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. Часть 1. Общие положения > Раздел II. Участники уголовного судопроизводства > Глава 6. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения > Статья 40.1. Начальник подразделения дознания’ target=’_blank’>40.1 УПК РФ начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям, в том числе уполномочен поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение, предусмотренное ч. 1 ст. Часть 2. Досудебное производство > Раздел VII. Возбуждение уголовного дела > Глава 19. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела > Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении’ target=’_blank’>145 УПК РФ.

Согласно постановлению заместителя прокурора от после отмены постановления от об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО4 и ФИО3 за отсутствием в их действиях составов преступлений, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст. Особенная часть > Раздел VIII. Преступления в сфере экономики > Глава 21. Преступления против собственности > Статья 159. Мошенничество’ target=’_blank’>159 УК РФ, материал проверки по заявлению ФИО1 передан начальнику УЭБиПК УМВД . Последний поручил проведение проверки по данному заявлению старшему оперуполномоченному по ОВД УЭБиПК УМВД ФИО2

По результатам проверки старший оперуполномоченный по ОВД УЭБиПК УМВД ФИО2 вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО4 и ФИО3 за отсутствием в их действиях составов преступлений, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст. Особенная часть > Раздел VIII. Преступления в сфере экономики > Глава 21. Преступления против собственности > Статья 159. Мошенничество’ target=’_blank’>159 УК РФ, которое утверждено начальником УЭБиПК УМВД .

Материалы свидетельствуют о том, что проверка по заявлению ФИО1 о привлечении к уголовной ответственности ФИО4 и ФИО3 проведена полно и объективно, в объеме, необходимом для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Читать еще:  Понятие общественного порядка

В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о преступлении, выполнены; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела принято правомочным на то лицом, при наличии законных оснований и надлежащим образом мотивировано; требования ст. Часть 2. Досудебное производство > Раздел VII. Возбуждение уголовного дела > Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела > Статья 148. Отказ в возбуждении уголовного дела’ target=’_blank’>148 УПК РФ при его вынесении соблюдены.

Принятие органом дознания МВД России решения об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях, отнесенных в соответствии со ст. Часть 2. Досудебное производство > Раздел VIII. Предварительное расследование > Глава 21. Общие условия предварительного расследования > Статья 151. Подследственность’ target=’_blank’>151 УПК РФ к подследственности органов внутренних дел, не противоречит нормам действующего уголовно-процессуального законодательства.

Кроме того, старший оперуполномоченный по ОВД УЭБиПК УМВД не вправе отменить вынесенное им постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, так как это входит в полномочия прокурора. Начальник подразделения дознания может внести прокурору ходатайство об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

С учетом изложенного выше, суд апелляционной инстанции полагает необходимым жалобу ФИО1 на постановление УЭБиПК УМВД от Об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО4 и ФИО3 оставить без удовлетворения.

Апелляционное представление прокурора удовлетворить.

Жалобу ФИО1 на постановление УЭБиПК УМВД от об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО4 и ФИО3 оставить без удовлетворения.

Апелляционное постановление может быть обжаловано в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ, в президиум Орловского областного суда в течение одного года с момента его оглашения.

Подсудимые:

Судьи дела:

Языкеев Сергей Николаевич (судья) (подробнее)

Господа юристы, скажите пожалуйста, почему сотрудник полиции-оперуполномоченный,

участковый уполномоченный-не имеют по действующему в России законодательству право на вынос ПОСТАНОВЛЕНИЯ об отказе в возбуждении уголовного дела. Почему, не имея такого права, сотрудники выносят все же процессуальный документ, нарушая, тем самым, требования статей 73-75 УПК. РФ?

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

В КАЧЕСТВЕ своих возражений на ответ мне юриста юридической службы 911, опубликовал на их сайте материал «ЗАПРЕЩЕНО ЗАКОНОМ»- тут же был лишен возможности возражать, отключили функцию, позволяющую комментировать юридическую безграмотность «профессиональных юристов». Однако, тема не оставлена и разговор будет продолжен.

ПОГОВОРИМ о праве, которое якобы имеют сотрудники полиции- участковые инспектора и оперативные сотрудники,- вынося незаконно постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В этой связи, вспомним требования Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144- ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности»- статья 7 «Основания для проведения оперативно- розыскных мероприятий».

Знаете, статья в категоричной форме утверждает, что основанием для проведения оперативно- розыскных мероприятий являются ( дается несколько из оснований- главных! ): наличие возбужденного уголовного дела; поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

ВСЕ просто и понятно: следователь выносит постановление о возбуждении уголовного дела, ибо только он ( да, дознаватель ) могут исполнить эту процессуальную процедуру. Следователь дает поручение сотрудникам оперативно- розыскной службы, участковым полиции на проведение оперативно- розыскных мероприятий.

Участковый уполномоченный, оперуполномоченный, проведя оперативно- розыскные мероприятия, как это и положено по закону,- вдруг, почуяв власть, нагло и откровенно выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, наплевав на следователя с его постановлением на возбуждение уголовного дела. Круто!

ВСПОМИНАЕТСЯ шутливая поговорка, которая была в употреблении моей бабушки- она частенько говорила: ну, я вам сейчас покажу, кто в доме хозяин- я или мыши!

Получается, что в министерстве внутренних дел России ( в полиции! ) по этому принципу вся следовательская и оперативно- розыскная ра

Добрый день! К сожалению Вы ошибаетесь, нарушений здесь нет, т.к. указанные сотрудники выносят постановление от имени ОРГАНА ДОЗНАНИЯ. Постановление подписывают, утверждают первые лица ОВД (145 УПК).

С уважением, юрист Антонов Виталий

тел. +7 922 886 98 36

Все консультации платные за исключением консультаций

для жителей г. Оренбурга и Оренбургского района.

что юристы, консультирующие людей, ничего собственно о работе законов государства не знают. Доказательство? Ответ Виталия Владимировича АНТОНОВА, не знающего, в нашем случае, требований статьи 41 «Дознаватель» Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации. Цитата статьи: не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Да, уважаемый, речь идет о том, что, как раз участковые уполномоченные полиции и так называемая оперативно-розыскная система полиции, не имеют право на проведение дознания, как такового, им это-запрещено статьей 41 УПК. РФ.

Если нарушить статью Уголовно-процессуального Кодекса России? Что в этом случае получится? Странно, на этот вопрос отвечает само уголовно-процессуальное законодательство-статьями 73-75 УПК. РФ. Да, господа, именно так рождается в уголовном деле документ статуса недопустимых доказательств, на основании которого, согласно утверждения все того же Уголовно-процессуального Кодекса России, нельзя доказывать факт совершения кем-либо уголовного правонарушения, как, собственно, нельзя доказывать и тот факт, что преступления никто не совершал.

ЧТО перед нами? Уголовное преступление, совершаемое сотрудником полиции-участковым уполномоченным или оперуполномоченным, взвалившим на себя не свойственные им обязанности.

Так, господа, совершается уголовное правонарушение сотрудниками полиции, квалифицируемое требованиями статей 140 «Отказ в предоставлении информации гражданину» Уголовного Кодекса РФ., в части заведомой лжи, выноса не уполномоченным лицом не процессуального документа. и статьи 286 «Превышение должностных полномочий» УК. Российской Федерации. Никто не давал сотруднику полиции право совершать уголовное правонарушение!

ТРЕБОВАНИЯ законов изменились, методы работы адвокатов-остались прежними. Беда России в том, что лгущий юрист-не несет ответственности ни перед гражданами, ни перед государством. А должен!

Документы правоохранителей с примерами и пояснениями

Оригинальный пост датирован 2020 г.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Приведенные примеры документов содержат сведения, не предназначенные для чувствительных натур и иных лиц со слабыми показателями устойчивости к реальности в первозданном или адаптированном ее виде.

Статья носит информационный характер и направлена на ликвидацию некоторых слухов и мифов насчет работы правоохранительных органов и их внутреннего документооборота.

Расскажу про систему взаимодействия правоохранителей между собой и несколько особенностей такого взаимодействия. Рассказ обрывистый и не совсем системный т.к. про это можно тома писать, но я постарался изложить основные моменты в том виде, в котором они есть на настоящий момент.

Основные действующие лица:

1. Оперативные работники (опера, оперативники) — специальные сотрудники полиции, ФСИН и ФСБ. Для большинства людей есть хоть какая-то вероятность встретить оперов именно из полиции (убойный отдел, ОБЭП (ныне ОЭБиКП) и пр.), оперативники других служб являются наименее вероятными к контакту. У оперативников есть доступ без санкции суда (получение которой отдельная песня) почти ко всей информации, которая им нужна. Такая информация не может быть в основе уголовного дела, но никто не мешает после того. как оперативник накопал нужную информацию передать следователю, чтобы тот уже получив санкцию суда, получил эту же информацию с соблюдением норм УПК РФ. Их деятельность регулируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», который сам по себе одно большое нарушение Конституции РФ. Опертивники осуществляют поиск и выстраивание связей, взаимных контактов «на земле». Особенности: плохо знают закон (мешает работать нормально), обладают очень деформированной личностью в плане профессиональных изменений, все с «двойным дном» и очень обманчивой внешностью. Основная задача — найти для следователя тех самых, кто причастен, собрать первичный материал. По возможности — расколоть пойманного за счет примитивного давления на психику или побоев.

Читать еще:  Нарушение общественного порядка коап рф

2. Следователи — специальные сотрудники полиции, СК РФ, ФСБ. Наибболее вероятны встречи со следователями первых трех структур. В своей работе взаимодействуют с оперативниками по вопросу поиска (опера ищут, следователи надлежащим образом закрепляют доказательства с соблюдением норм УПК РФ). Основная задача следователя — надлежащим образом закрепить те данные, которыые нарыли опера. Опер прорабатывает десятки или сотни людей на связи с преступлением, но из них только 1 или 2 реально причастны при беглом изучении. С этими 1 или 2 людьми уже под протокол общается следователь (просто физически допросить десятки или сотни людей в поиске нужных 1 или 2 не очень рационально, да и тома бы тогда росли не по дням, а по часам). Следователь назначает все экспертизы и формирует дело. Того человека, которого притащили опера (пусть даже очевидно не причастный, но признавший вину на бумаге) не подойдет по совокупности доказательств (ну не был он в этом городе в этот день вообще, например), то следователь дает разгоняй операм и заставляет работать снова по тому же делу. Может проявить изощренность и интеллект при работе с допрашиваемым, бьет редко (оставляет это операм), применяет более интеллектуальные способы допроса.

Особенности: юридически более подкован, чем опера; так же имеет «двойное дно», психологические навыки более развиты, может грамотно сформировать тома дела и перед судьей выступить с ходатайствами.

3. Руководитель следственного оргага — есть там же, где и следователи. Встречается редко, основные функции — задает направление ходу следствия исходя из собственного большого опыта, подписывает некоторые ходатайства перед судом (следователь не все может сделать от собственного имени), распределяет дела между следователями, осуществляет взаимодействие с прокуратурой.

Особенности: опытный следователь в прошлом, хитер как черт, почти не заметен при всей работе. Сам дела не ведет (кроме отдельных исключений).

4. Дознаватель — работник ФСИН, ФССП, ФСБ, МЧС, полиции и таможня. Осуществляет дознание (по сути — аналог предварительного следствия по некоторым категориям дел (как правило, меньшей степени тяжести, чем следователи расследуют). Если что-то серьезное или в отношении особо важных лиц — передают следователям. останавливаться на дознании особо не буду т.к. мало интересного для читателей данного ресурса там есть.

Особенности: не такой умный и хитрый как следователь, но не стоит его недооценивать.

5. Оперативно-следственная группа — впервые появилась во время когда Чайка был прокурором Иркутской области (он же и впервые ввел), после получило широкое распространение т.к. упрощало много процессов. По сути это опера + следователи одновременно. Выезжают на место преступления, совместно осуществляют мозговые (и не только) штурмы и пр.

Особенности: могут наиболее быстро и качественно наштамповать том-другой уголовного дела за сутки. Ну а по большому счету — смотрите отдельно про следователя и отдельно про оперативника.

6. Прокурор — трудится в Прокуратуре РФ (единый орган для всей РФ с описанными функциями). Рассматривает жалобы (как-бэ) на всех правоохранителей (результат известен, я думаю), осуществляет надзор за дейстельность следователей в процессе расследования уголовного дела на предмет совсем уж жестких нарушений. Прокурор единственный представляет государственное обвинение в суде, то есть после окончания расследования дела следователем прокурор утверждает обвинительное заключение и с его визой дело идет в суд. На этапе предварительного следствия может прекратить уголовное дело. В суде поддерживает обвинение и отдувается за косяки следствия, которые проглядел (судья, как правило, относится снисходительно к большинству косяков, если они не совсем уж вопиющие).

Особенности: если это прокурор старше 40 лет — скорее всего бывший следователь со всеми вытекающими последствиями, если моложе 40 лет — есть большой шанс, что этот сотрудник пришел в прокуратуру работать после разделения СК и Прокуратуры, никогда не работал плотно со следствием, вероятно — чей-то сын просто. Встречались даже немного лоховатые люди. Разделение где-то 80/20 в пользу бывших следователей.

7. Суд — в лице конкретного судьи по уголовным делам осуществляет контроль за законностью действий правоохранительных органов (рассматривает жалобы), выдает санкцию на помещение в СИЗО, получение доступа к информации, которая охраняется Конституцие (легальная прослушка, котороую к делу пришить можно, получение распечаток телефонных соединений, доступ к переписке ВК и прочее). Ставит человека в розыск. После окончания предварительного следствия рассматривает вопрос о достаточности доказательств для привлечения конкретного лица к уголовной ответственности.

Особенности: большинство судей по уголовным делам бывшие следственные или прокурорские работники, входят в положение следователя и закрывают глаза на нарушения закона. Мало шансов на оправдательный приговор — за это приходится отчитываться каждый раз.

1. Сообщение о факте преступления (или сами нашли) — выезжает оперативно-следственная группа и производит осмотр места происшествия с закреплением всех доказательств и сбором новых.

2. Проработка версий преступления — опера с помощью своих контактов, знаний и доступа почти ко всему собирают и проверяют всю информацию до тех пор, пока не найдут что-то интересное.

3. Отработка конкретной версии — опера нашли что-то стоящее или кого-то стоящего и передают следователям для дальнейшей работы и оформления в соответствии с УПК РФ. Если надо — следователь через суд получает санкцию на помещение в СИЗО.

4. Окончательный сбор доказательств и формирование обвинительного заключения — следователь формирует дело и готовит его для отправки в суд через прокурора.

5. Доработка обвинительного заключения — Прокурор говорит что надо исправить (отправляет следователю на доследование). Как правило, еще пока дело у следователя, прокурор указывает все недостатки для того, чтобы дело прошло с первого раза.

6. Отправка дела в суд — обвинительное заключение с томами дела идут в суд, где судья уже знаком почти полностью с содержанием дела.

1. Помним про статью 51 Конституции РФ и не стесняемся на ее основании молчать.

2. Расследуют дело активно только первый месяц-полтора (при отсутствии новых эпизодов интерес к делу теряется)

3. Розыск лица длится активно не более 2-3 месяцев, потом дело ложится на полку.

4. Опер колет кулаками, следователь колет интеллектуально.

5. При намерении решить вопрос — чем раньше это сделаешь, тем проще и дешевле.

6. При попадании в СИЗО почти 100% дадут реальный срок т.к. в противном случае надо будет признать, что и правоохранители и суд ошиблись. А так нельзя.

Все изложенное выше является открытой информацией, но ее изложения в понятном виде мало кто получал. Да и немного вставок от себя я внес для более простого понимания. А кому надо конкретнее и точнее — смотрите уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Приведенные ниже документы изменены и обезличены по понятным причинам. Грамматически и иные ошибки сохранены или воспроизведены для более натурального сходства с оригинальными документами

Основные действующие лица, места, события, использованные в примерах документов:

— 10.07.2025 – дата составления всех документов, вымышленных для данных примеров.

— Дальнеужопинск – районный центр Дальнеужопинского района Закуличкиной области Российской Федерации

— Следственный отдела по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Закуличкиной области – полное название структурного подразделения районного уровня СК РФ, расположенного по адресу: Дальнеужопинск, ул. Кровавой Мясорубки, д. 3.

— РУВД России по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области — местное отделение полиции, расположено по адресу: Дальнеужопинск, ул. Красных Зорь, д. 4, корп. 2.

— Дальнеужопинск, пер. Теренса и Филиппа, д. 12 — место свершения всякой ерунды, самый неудачный дом России.

— Копытин Кирилл Андреевич — Следователь следственного отдела по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Закуличкиной области, старший лейтенант юстиции

Куликевич Засама Андреевич — вечный преступник-неудачник

Князевич Петр Геннадьевич — второй вечный преступник-неудачник

Соловец Геннадий Давыдович — вечный потерпевший

Каренко Ибрагим Альманович – вечный понятой

Петренко Саламан Дудаевич – второй вечный понятой

К каждому документу будут даны короткие комментарии, поясняющие основные особенности данного документа и его значение.

Для примеров, в основном, использованы документы, которые содержатся в материалах уголовного дела. Где это уместно — приведу документы по сопровождению ОРМ, но это уже частности.

Читать еще:  Поддельный военный билет

При составлении материала и подборе документов для данной статьи применялись знания и опыт непосредственно автора (т.е. меня) и адвоката, имевшего ранее опыт работы в правоохранительных органах.

Начало уголовного преследования.

Глава 19 УПК РФ содержит основания возбуждения уголовного дела.
Если коротко – то возбуждают его тогда, когда есть признаки состава преступления и не важно откуда информация (из СМИ, из заявления потерпевшего, из трупа на крыльце полицейского участка или пр.)

В зависимости от преступления, их рассмотрением занимаются различные правоохранительные органы и в различной форме (предварительное следствие или дознание), подробнее об этом – ст.ст. 150-151 УПК РФ. Там черт ногу сломит, поэтому ниже приведу короткий перечень основных преступлений и кто ими занимается:

ст. 105 УК РФ – убийство – СК РФ, предварительно следствие

ч.ч. 1-3 ст. 111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью – МВД, предварительное следствие

ч.4 ст.111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью (повлекшее смерть потерпевшего) – СК РФ, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159 УК РФ – мошенничество – МВД, дознание

ч.ч. 2-7 ст. 159 УК РФ – мошенничество, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.1 УК РФ – мошенничество в сфере кредитования – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.1 УК РФ – мошенничество в сфере кредитования, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.3 УК РФ – мошенничество с использованием платежных карт – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.3 УК РФ – мошенничество с использованием платежных карт, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.6 УК РФ – мошенничество в сфере компьютерной информации – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.6 УК РФ – мошенничество в сфере компьютерной информации, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 163 УК РФ – вымогательство – МВД, дознание

ч.ч. 2-3 ст. 163 УК РФ – вымогательство, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества – МВД, дознание

ч. 2 ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч.ч. 1-2 ст. 175 УК РФ – Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем – МВД, дознание

ч.ч. 3 ст. 163 УК РФ – Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

В случае наличия достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, соответствующий правоохранитель выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

Непосредственное исследование доказательств следователем

Все полученные доказательства подлежат изучению и описанию, занимается этим тот правоохранитель, который ведет дело. Наиболее распространены осмотры разного рода (осмотр места происшествия, осмотр протоколов телефонных соединений, осмотр трупа и пр.) Происходят в отношении предметов и лиц.

Целью осмотра является обнаружение новых вещественных доказательств или исследование особых свойств уже обнаруженных вещественных доказательств или иных предметов.

При осмотре каких-либо предметов может быть сделан особый акцент на их свойства, важные для расследования уголовного дела. Например, при осмотре мобильного телефона часто делается акцент на номере IMEI, напечатанном под его батареей, при осмотре места обнаружения трупа делается акцент на наличие или отсутствие признаков насильственной смерти или борьбы.

При проведении осмотров почти никогда реально не присутствуют понятые т.к. процесс это длительный и муторный, поэтому чаще всего понятыми вписывают каких-либо знакомых следователя, которые при возникновении любых вопросов скажут: “Были, видели”. Часто найти понятых можно в друзьях следователя в социальных сетях (кстати, самого следователя по имени чаще всего там не найти).

Защита от неправомерного участия оперативников в следственных действиях

Защита от неправомерного участия ОБЭП в следственных действиях

Сегодня нередки случаи, когда оперативные сотрудники проводят отдельные процессуальные действия (опознание, проверку показаний на месте, присутствуют при производстве экспертизы и др.) или следственные действия (обыски, выемки, очные ставки, допросы и т.д.). Является ли это правомерным? Далеко не всегда.

Согласно ч.2 ст.163 УПК РФ сотрудники органов, осуществляющих оперативно-следственную деятельность, могу быть привлечены к сложной и объемной работе следственной группы. В данном случае необходимость привлечения определяется не законом, а усмотрением руководителя следственной группы или следователя. При этом объем полномочий оперативников строго определен.

Прежде всего, согласно ст.1 ФЗ РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе выполнять только оперативно-розыскные мероприятия.

Во-вторых, согласно ст.5 ФЗ РФ “Об ОРД” не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законом “Об ОРД”.

В-третьих, согласно ч.2 ст21 УПК РФ принимать предусмотренные УПК РФ меры при обнаружении признаков преступления вправе прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель. Оперативные сотрудники такими правами не наделены.

И, наконец, согласно ч.3 ст.7, ч.2 ст.14 ФЗ “Об ОРД” должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения органов дознания, следователя, руководителя следственного органа только о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, принятых ими к производству, а также решения суда по уголовным делам.

Таким образом, законодательство не предоставляет оперативным сотрудникам не только возможность самостоятельно выполнять следственные и процессуальные действия, но и не допускает даже возможности оказывать содействие в их осуществлении.

Каковы же последствия осуществления оперативниками процессуальных или следственных действий?

Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 31.10.1995 № 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия” указал, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом либо органом.

Итак, участие в процессуальном или следственном действии оперативных работников не связано с наделением их какими-либо процессуальными полномочиями. Их основная задача – получение оперативно-розыскной информации, поддающейся проверке следственным путем.

Участие оперативников в процессуальных или следственных действиях с процессуальными правами является существенным нарушением прав других участников процесса.

Во-первых, подозреваемый (обвиняемый) не имеет возможности заявить отвод указанным лицам, поскольку в постановлении о производстве предварительного следствия следственной группой привлеченные к расследованию оперативники не указаны, подозреваемому (обвиняемому) не предъявлены. Приказ начальника органа дознания о выделении следователю конкретных сотрудников для производства обыска или о выделении должностных лиц следственной группе к уголовному делу не приобщается.

Во-вторых, в случае нарушения оперативником прав привлеченных к процессуальному или следственному действию лиц эти лица не имею возможности заявить оперативному работнику ходатайство об обеспечении их прав и законных интересов (ст.119, 121, 122 УПК РФ).

Что же возможно предпринять в такой ситуации для защиты своих прав? Согласно ст.5 ФЗ РФ “Об ОРД” при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством РФ вправе принять меры по восстановлению этих прав и интересов, возмещению причиненного вреда.

Глава 16 УПК РФ предоставляет право обжалования действий и решений не только оперативных сотрудников, но и следователя, касающихся его отношений с оперативными работниками. Используя это право, лучше обжаловать незаконные действия следователя и оперативников как вышестоящему органу (должностному лицу), так и в органы прокуратуры (на основании ч.2 ст.1 ст.10, 22, 29, 30 ФЗ РФ от 17.01.1992 № 2202-1 “О прокуратуре”, Приказа Генерального прокурора РФ от 16.02.2011 № 33 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности”).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector