1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Могут ли повторно оштрафовать за одно нарушение

Могут ли повторно оштрафовать за одно нарушение

По общему правилу КоАП РФ привлечение к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, не допускается.
Однако, необходимо разграничивать случаи, где есть два административных правонарушения и к административной ответственности привлекают дважды, а где есть только одно административное правонарушение и имеется повторная административная ответственность.
Можно говорить о таком явлении как повторное привлечение к административной ответственности в связи с наличием в Кодексе РФ об административных правонарушениях нескольких норм.

Во-первых, повторное привлечение к административной ответственности регулируется частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ. Данной нормой предусмотрено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это значит, что повторная административная ответственность по закону не возможна. Напомним, лицо считается подвергнутым административному наказанию в течении одного года с момента исполнения постановления (оплаты штрафа).
Во-вторых, привлечению к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, посвящен пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Согласно данной норме, если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, либо его только собираются возбудить и будет установлено, что уже имеются:
1. постановление о назначении административного наказания по тому же самому факту, или
2. постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по тому же самому факту, или
3. постановления о возбуждении уголовного дела по тому же самому факту, в таком случае производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено либо подлежит прекращению.
На практике возникают большие вопросы относительно применения данных норм. Отсутствуют общие разъяснения, которые бы оговаривали бы все проблемы повторного привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, существует достаточно большой объем судебной практики, которая помогает найти ответ на данный вопрос, когда есть привлечение к административной ответственности два раза за одно и то же административное правонарушение, а когда нет.
Позиция Верховного суда РФ по вопросу повторного привлечения к административной ответственности содержится в ответе на вопрос № 21 в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.
Вопрос № 21: В течение какого срока с момента привлечения лица к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения возможно повторное привлечение его к административной ответственности, если лицо продолжает совершать данное правонарушение, например проживает без паспорта или без регистрации?
Ответ: В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.

Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Верховный суд в ответе на вопрос указал, что привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Здесь имеется в виду, что прекращает правонарушение формально юридически, потому что после выявления нарушений никто не вправе и не может запретить вам продолжить совершать административное правонарушение. Например, нарушать правила пожарной безопасности или санитарные нормы и правила. Далее Верховный суд пишет, что если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.
То есть, Верховный суд не говорит о том, что возможно повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Суд говорит о том, что если прошел достаточный период времени для устранения нарушения и постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу, то возможно привлечение к административной ответственности по той же самой статье за те же самые действия (бездействия). Правонарушение будет новое, а значит и новая административная ответственность виновного лица.

Я получил два штрафа за одно нарушение ПДД. Как их оспорить?

Я получил два штрафа за превышение скоростного режима. Оба нарушения были зафиксированы камерами в одно и то же время, предположительно в одном и том же месте. Точный адрес указан только в одной квитанции. Во второй квитанции указано то же время с точностью до минуты, та же улица, но номера дома нет.

Читать еще:  Подача кассационной жалобы в верховный суд

Думаю, что оба постановления были выписаны за одно и то же правонарушение: я двигался с превышением скорости и меня зафиксировали сразу две камеры.

Получается, можно установить десяток камер друг за другом и выписывать штрафы пачками. Законно ли это?

Максим, в вашем случае один из штрафов можно оспорить. Я рекомендую вам поторопиться — статья 30.3 КоАП РФ отводит всего 10 суток с момента получения постановления на его обжалование.

Ситуации, когда человеку неправомерно назначают административное наказание, встречаются часто. Иногда в этом виноваты недобросовестные сотрудники ГИБДД , а иногда сбоят системы видеофиксации. Если вам за одно нарушение выписали десять штрафов, их можно и нужно обжаловать.

Расскажу подробно, куда вам обращаться и что делать.

Что говорит закон

В вашем случае как минимум одно из постановлений выписано неправомерно. В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Даже если предположить, что нарушение зафиксировано с двух разных камер и речь идет о различных нарушениях, в одно и то же время машина не могла находиться в двух разных местах.

Где обжаловать

Статья 30.2 КоАП РФ разрешает водителю самому выбирать, как обжаловать штраф. Жалобу можно направить инспектору ГИБДД , вышестоящему должностному лицу, который уполномочен рассматривать такие жалобы, или сразу обратиться в суд. Контакты должностных лиц ГИБДД , которым можно направить жалобу, указываются в самом постановлении.

Если вы решите начать с ГИБДД , жалобу на необоснованные действия сотрудников можно направить заказным письмом с уведомлением о вручении или передать под подпись сотруднику канцелярии. Обращаться надо в то подразделение ГИБДД , которое указано в постановлении. Рекомендую составить жалобу в двух экземплярах и на втором экземпляре попросить поставить отметку о принятии.

Если решите сразу обратиться в суд, уточните в системе ГАС «Правосудие», к какому районному суду относится адрес правонарушения.

Даже если вы по ошибке обратитесь не в то подразделение ГИБДД или не в тот суд, ничего страшного не произойдет. Жалобу переправят куда надо, а вас об этом уведомят письменно.

Госпошлиной обжалование административных правонарушений не облагается.

Как составить жалобу

Чтобы составить жалобу, можно, конечно, обратиться к юристам. Но это далеко не всегда имеет смысл: оплата услуг адвоката, как правило, намного превышает сумму штрафа.

В вашем случае я рекомендую действовать самостоятельно. В жалобе напишите следующее:

  1. ФИО и должность лица, которому направляется жалоба.
  2. Ваши данные: ФИО , адрес, номера телефонов, по которым с вами можно связаться.
  3. Номер и дату постановления, которое вы обжалуете.
  4. Причину отмены постановления. В вашем случае просите отменить двойной штраф за одно нарушение, ссылаясь на часть 5 ст. 4.1 КоАП РФ. Напишите, что за одно и то же нарушение у вас два административных взыскания.
  5. Просьбу отменить вынесенное решение.
  6. Личную подпись и дату.

Приложите копии постановлений и как можно подробнее опишите все обстоятельства. При рассмотрении в суде важна любая деталь. Если есть запись видеорегистратора или в навигаторе сохранен маршрут — напишите об этом в жалобе.

Если хотите, чтобы жалобу рассмотрели без вашего участия, напишите об этом тоже.

Шансы, что одно из постановлений будет отменено, очень высокие. Но гарантий все равно нет.

По вашей жалобе либо отменят постановление и прекратят судебные разбирательства, либо не станут ничего отменять.

Еще возможен вариант, когда суд изменяет статью в постановлении, а штрафы и другие виды административного наказания оставляет прежними или изменяет. Так бывает, когда инспектор выписывает штраф не по той статье, которая должна быть. В вашем случае это наименее вероятный вариант.

Судебная практика по таким делам почти не встречается: жалобы редко доходят до суда. Достаточно написать в ГИБДД , и сотрудники сами отменяют одно из постановлений и прекращают административное дело по нему.

Максим, вот мои рекомендации:

  1. Если вы считаете, что штраф выписан неправомерно, — обжалуйте его.
  2. Жалобу подавайте по месту совершения правонарушения.
  3. Обжаловать можно в ГИБДД или сразу в суде — на выбор.

Могут ли «гаишники» наказать дважды за одно и то же нарушение ПДД?

Вопрос на самом деле не праздный. И дело даже не в том, что, управляя незарегистрированным по всей форме транспортным средством, вы можете при первой остановке получить минимальный штраф (пункт 1 статьи 12.1 КоАП РФ), а при второй – лишиться прав на срок до трех месяцев (пункт 1.1. статьи 12.1 КоАП РФ), а в том, что таких случаев, когда вас могут останавливать на каждом перекрестке и штрафовать за одно и то же правонарушение, которое вы физически не можете устранить за короткое время, — видимо-невидимо. Или все-таки не могут?

Выше мы уже привели один такой пример. Есть и другой – попроще. В установленный срок вы забыли застраховать свою автогражданскую ответственность – поехали утром на работу без полиса ОСАГО. Вас остановил автоинспектор и оштрафовал на 500 рублей согласно пункту 1 статьи 12.37 КоАП РФ («Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Вы решили, что заедете в страховую в тот же день после работы, но вот неудача – по дороге вас снова остановил сотрудник ГИБДД. Может ли он снова применить к вам статью Кодекса и выписать еще один протокол за просроченное ОСАГО? Или еще чище: применить к вам пункт 2 той же самой статьи, где говорится о нарушителях, заведомо катающихся по дороге без «автогражданки» (штраф – 800 рублей)?

Читать еще:  Полная апелляция в гражданском процессе

В том же самом Кодексе об административных правонарушениях есть статья 4.1, где говорится об общих правилах назначения административного наказания, и пункт 5 этой статьи, где черным по белому написано следующее: никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Значит ли это, что в течение месяца, недели или, на худой конец, текущего дня вы можете абсолютно свободно ездить по городу на незастрахованном автомобиле? Но как тогда понимать норму статьи 12.1 о повторном совершении административного правонарушения, наказание за которое куда более серьезное, чем за первое. Неувязочка, однако…

Чтобы разобраться в ситуации, необходимо снова взять в руки КоАП РФ и внимательно прочитать пункт 7 части 1 статьи 24.5. «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении». В нем говорится, что производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено в случае, если установлено, что уже имеется постановление о назначении административного наказания по тому же самому факту. Все, казалось бы ясно, но на практике часто возникают вопросы относительно применения данных норм.

А что говорит по этому поводу Верховный суд РФ? Несколько лет назад ему задавали вопрос о сроке, в течение которого возможно повторное привлечение лица к административной ответственности за длящееся административное правонарушение (например, за езду без полиса ОСАГО). Длящееся правонарушение – это когда вы не можете устранить его моментально или в течение определенного (короткого периода времени). Например, если вы разогнались до 200 км/ч – это нарушение ПДД не может считаться длящимся, так как вы можете устранить его моментально – достаточно лишь нажать на педаль тормоза. А вот езду на незарегистрированном ТС можно назвать длящимся – хотя бы потому, что для устранения нарушения вам придется поехать на этом авто в МРЭО для регистрации. Длящиеся административные правонарушения заключаются в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных законом.

В части 2 статьи 4.5 КоАП РФ говорится, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В Верховном суде посчитали: в том случае если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения.

Мудреное определение, не правда ли? На самом деле, Верховный суд не говорит о том, что возможно повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение. В его ответе говорится, что если прошел достаточный период времени для устранения нарушения и постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу, то возможно привлечение к административной ответственности по той же самой статье за те же самые действия (бездействия). Правонарушение будет новое.

Таким образом, вопрос о том, является ли правонарушение длящимся, придется решать с остановившим вас повторно инспектором ДПС исходя из конструкции состава административного правонарушения. Этот вопрос может быть спорным и, скорее всего, автоинспектор пойдет вам навстречу. Он еще скорее сделает это, если вы продемонстрируете ему свою осведомленность в данном вопросе. В противном случае, решать вопрос придется в суде. Или платить дважды…

Вряд ли вам «повезет» настолько, что вас остановят дважды за один день и дважды оштрафуют за то, что вы просто просрочили на один день срок действия страховки. Но, как утверждают знающие люди, с нарушениями, которые предусматривают штраф на первый раз и лишение прав – при повторном нарушении, следует быть крайне осторожным. Есть еще в России хитрые «гаишники», которые любят проделывать с автомобилистами такие «штучки», в особенности тем, которые плохо знают свои права и нормы закона.

Могут ли водителей штрафовать за одно и то же нарушение ПДД несколько раз в день

Могут ли наказать за одно и то же нарушение правил движения?

Согласно административному Кодексу РФ, никто не может быть наказан за одно и то же административное правонарушение. Но многие водители, поэтому считают, что этот пункт в КоАП РФ прямо указывает на то что, за одно и то же нарушение правил дорожного движения нельзя штрафовать несколько раз. Например, по мнению многих водителей, нельзя в течение дня штрафовать за тонировку, отсутствие полиса ОСАГО, аптечки, а также за другие правонарушения в области безопасности дорожного движения. Но это не так. Это самое частое заблуждение водителей.

Откуда же взялся этот миф, о том, что инспекторы ГИБДД не имеют права повторно штрафовать водителей за одно и то же нарушение правил дорожного движения?

Читать еще:  Апелляционная жалоба на административное постановление образец

Виной всему пункт 5 статьи 4.1 КоАП РФ, в котором черном по белому написано, что никто не может быть привлечен к административной ответственности за одно и то же нарушение административного Кодекса РФ. То есть, этот же пункт относится и к водителям, которые нарушили ПДД.

И это действительно так. Вы не можете быть привлечены к административной ответственности повторно, например, за превышение установленной скорости движения на одном и том же участке дороге. К примеру, если нарушение было зафиксировано двумя камерами фотофиксации на одном и том же участке дороге, но установленные в разных местах (на разных столбах).

Также вас не могут привлечь повторно к ответственности за превышение скорости, зафиксированное фото и видео фиксацией, если за это же нарушение вы уже были привлечены к административной ответственности сотрудниками ДПС, которые составили за это же нарушение ПДД административный протокол.

Многие норму пункта 5 статьи 4.1 КоАП РФ понимают правильно. Но, к сожалению, многие наоборот распространяют миф между водителями, что за некоторые нарушения ПДД инспекторы ДПС не вправе привлекать водителей по несколько раз в день к административной ответственности.

Например, самым распространенным мифов о том, что нельзя по нескольку раз в день штрафовать за одно и то же нарушение ПДД ( имеется в виду нарушение одинакового пунтка ПДД и статьи КоАП РФ ), является штраф за отсутствие страхового полиса ОСАГО или же штраф за излишне тонированные передние стекла автомобиля.

Многие водители ошибочно полагают, что если инспекторы ГИБДД выписали штраф за отсутствие ОСАГО или за тонировку стекол, то в этот день их больше не могут привлечь к административной ответственности. Но это полный бред.

На самом деле, за отсутствие оформленного полиса ОСАГО, за тонировку стекол, которые не соответствуют по светопропусканию установленному ГОСТУ, и за большинство других правонарушений в области дорожного движения, водителя могут штрафовать неограниченное количество раз, сразу, как только он снова сел за руль и начал передвигаться по дорогам общего пользования. То есть, снова начал совершать административное правонарушение.

Так, согласно статье 19 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», каждый водитель обязан при эксплуатации машины приобретать обязательный полис страхования гражданской ответственности (ОСАГО). Соответственно, согласно действующему КОАП РФ, в случае отсутствия полиса ОСАГО, водитель должен быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 800 рублей.

Естественно, в случае выявления инспектором ГИБДД этого нарушения КоАП РФ в отношении водителя, управляющего транспортным средством без полиса ОСАГО, будет составлен административный протокол, в соответствии с которым, водитель будет привлечен к административной ответственности.

Далее, естественно, водителя должны отпустить. Но это не говорит о том, что водитель по закону может продолжить свой путь за рулем машины без оформленного страхового полиса ОСАГО.

Согласно букве закона, после того как водителя привлекли к ответственности за отсутствие полиса ОСАГО, он может снова быть оштрафован за управление ТС без страховки. То есть, получается, что любой водитель может быть оштрафован бесчисленное количество раз, за управление автомобилем без страхового полиса в любой период времени.

То же самое касается и штрафа за излишнюю тонировку передних стекол. Многие также ошибочно полагают, что получив штраф за тонировку, можно далее ездить с тонированными стеклами до конца дня без риска получить повторный штраф. Но это не так.

Напомним, что согласно пункту 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ, управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, влечет привлечение к административной ответственности и к штрафу в размере 500 рублей.

Соответственно, даже если вас один раз оштрафуют за тонировку передних стекол, сотруднику ДПС ничего не мешает вас оштрафовать повторно сразу, как только вы снова тронетесь с места, за рулем автомобиля с затонированными пленкой стеклами, светопропускание которых не соответствует установленному ГОСТу.

Так что не рассчитывайте, что получив 500 рублей за тонировку, дает вам «безостановочный билет» до конца текущего дня на управление автомобилем с тонированными передними стеклами.

Помните, что для того чтобы не нарушать закон, в вышеописанных случаях, прежде чем начать движение за рулем автомобиля, вы должны устранить причины, препятствующие эксплуатации ТС, в соответствии с действующим законодательством. В нашем примере это означает, что нужно приобрести полис ОСАГО и снять излишнюю тонировку с передних стекол.

То же самое касается многих других штрафов ПДД, начиная от камер скорости и заканчивая отсутствием аптечки.

Ведь согласитесь, если бы в законе была норма, которая не разрешала бы водителей штрафовать более 1 раза в день, то тогда это привело бы к хаосу на дороге. Ведь сегодня, например, камеры фото и видео фиксации на дороге, контролирующие соблюдение скоростного режима участниками дорожного движения, сдерживают на дорогах массовое нарушение ПДД, тем самым влияя на дорожную безопасность.

Ведь если вы будете нарушать скоростной режим на большом участке дороге, где установлено несколько камер фото и видео фиксации, то со всех камер ГИБДД, в итоге придут штрафы. Это же вас не удивляет?

Все правильно. Штраф выписан за каждое нарушение. Почему же тогда за езду с тонировкой или без полиса не должны штрафовать по нескольку раз?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×